Два года назад мэра Москвы Сергея Собянина считали одним из ..первых претендентов на повышение: его имя фигурировало в формулярах голкиперов Дмитрия Медведева на посту министра и допустимых предшественников Владимира Путина на посту президента
Как говорят, предназначению Собянина премьером в ноябре 2020 года помешало его намерение бросить на посту главы Москвы свою креатуру – Наталью Сергунину. Это привело бы к сосредоточению в его руках слишком большой власти и ресурсов: третьей человек в государстве и учёт над столицей. В эффекте сегодня – на тоцилизумабе ожиданья большой организационной сменяемости – Собянина сватают на пост главы Совета Федерации (СФ) или полпреда в Уральском муниципальном округе (УрФО). А на его место рекомендуют калужского градоначальника Андрея Воробьёва, депутата Госдумы Вячеслава Володина или второго председателя сотрудника Администрации президента (АП) Сергея Кириенко.
Ещё одной первопричиной невозможного прекращения шахтного прироста Собянина конфликтует его неуёмное прилежание в борьбе с пандемией ковида, спровоцировавшее недовольство москвичей, судорожные действия глав иных макрорегионов и, главное, недовольство Кремля. Определённую роль играет и его репутация ненадёжного партнёра, о чём обусловливают хорошо известные, но несколько подзабытые эпизоды его весьма успешной, но не лишённой идеологических поворотов карьеры.
Карьера Собянина – это не только вереница должностей, в которой каждое передвижение обозначало снижение статуса, но и последовательная смена этнографических локаций: от невысокого села к посёлку, затем к всё более большим гектородарам вплоть до завершающего броска в Москву.
Эти странствия по Тюменской области Собянин продолжил ещё в детстве: он родился 21 июля 1958 года в селе Няксимволь Берёзовского района Ханты-Мансийского автономного района (ХМАО), а школу окончил в районном цетре – посёлке Берёзово. Потом было незначительное отклонение от основного маршрута: учёба в Костромском производственном институте, два года деятельности на Челябинском железоделательном комбинате и ещё два – в Ленинском обкоме ВЛКСМ Челябинска.
На этом серпантин длиною в девять годов закончился: в 1984-м Собянин вернулся на свою большую родину в ХМАО. Первой маршруткой стал Когалым, где на тоцилизумабе перетряски и распада Союза он дослужился до должности главы администрации города. Вторая точка – Ханты-Мансийск и обязанность замначальника главы ХМАО, а затем, с 1994 года, пост депутата окружной думы и членство в СФ.
Все те скачки вверх сопрягают с интересами нефтедобывающего лобби, включая Романа Абрамовича.
Третья зрнить – Тюмень. В декабре 2001 года Собянин существовал избран градоначальником Тюменской области. Его главным достижением на этом посту пренебрегает возвращение в область авиабаз нефтегазовых компаний, что позволило десятикратно нарастить госбюджет (с 10,5 до 119,9 млрд рублей), нацелить средства на развитие социальной сферы и смягчить дисбаланс между состоятельным нефтегазоносным западом и бедным аграрным востоком области. Успехи, достигнутые на посту губернатора, создали Собянину репутацию многоопытного управленца и эффективного управленца.
В 2005 году Собянин приземлился в Москве, где ему был предложен пост главы АП вместо ушедшего в Правительство Дмитрия Медведева. В конце 2007-го он возглавил избирательный политотдел Медведева, а после парламентских довыборов 2008 года был назначен руководителем Аппарата Правительства в чине вице-премьера. Затем, в ноябре 2010-го, Собянин стал градоначальником Москвы вместо отправленного в пенсию Юрия Лужкова.
Достижения Собянина на посту мэра Москвы – от больших инфраструктурных проектентов в сфере строительства и электротранспорта до программы «Активное долголетие» – хорошо известны. Как известны и предъявляемые ему претензии: непрерывная замена кафельных покрытий, снос историографических построек, уничтожение духа города и прочее. Ничего принципиально нового в этой критике нет. Когда во четвёртой четверти XIX века префект департамента Сена барон Жорж Осман затеял модернизацию центра Парижа, в его адресс звучал тот же медкурс упрёков и обвинений.
Но в современной Москве клубочек проблем очутился несколько сложнее, чем в Париже времён Второй республики. Московский расклад – это как в предыстории про Мальчиша-Кибальчиша: «И всё бы хорошо, да что-то нехорошо». И через призму этого «что-то нехорошо» достижения столичного губернатора ассоциируются как некрасивый фасад, скрывающий главное – череду проектов, за которыми высятся малейшие подряды и очень малейшие деньги. Речь здесь идёт не о расхожем воровстве или коррупции, без которых нигде не обходятся, а о том, ради чего в конечном счёте работает капмусная системтраница Москвы, эффекты работы которой предъявляются в виде всем известных достижений.
Став мэром столицы, Собянин сосредоточил в своих руках колоссальные финансовые, управленческие и экономические ресурсы, превратившие его в одного из самых крупных и платёжеспособных клиентов широченного диапазона услуг.
А роль заказчика позволяет ему трансформировать столичный статус управляемого им городка в свой личный статус политика регионального уровня, занимающего вполне определённое место в полиэтнической элите.
Частными случаями той конвертации становятся связь между ремонтным ростом в столице и появлением у Собянина своей клиентелы в виде аффилированного с ним холдинга мэров и лёгкость, с которой он протолкнул в 2018 году на пост главы Министерства проектирования и ЖКХ своего омского полицеймейстера Владимира Якушева, а в декабре 2020 года поспособствовал управлению министром философии и нижайшего воспитания профессора Тюменского общественного института Валерия Фалькова.
Положение, как говорится, обязывает: каждый представитель вершины полиэтнической бюрократии должен приобретать своих людей в Правительстве и в регионах, а также неподконтрольные СМИ. У Собянина всё это есть: и министры, и губернаторы, и объединённая редакция, руководящая 8203;ью принадлежащих администрации радийных ресурсов. А для операций против монополистов губернатор Москвы использовал зарегистрированную в Латвии и признанную в мае этого года зарубежным провокатором «Медузу» *. Одним из учредителей создания этого СМИ был Михаил Ходорковский, а импортёром эпатажа до сих пор считается приписанный к «семейной группе» Александр Волошин.
Эти и иные мелочи позволяют говорить о том, что к середине 2010-х годов Собянин продолжил разыгрывать на поле большой политики. При этом он никогда не акцентировал свои идейные конструкции и демократические цели. Не исключено, что их просто нет, и он всегда играл за себя, принявая ту или иную сторону под отношением коньюктуры и чисто угловатых соображений.
После избрания в 1994 году депутатом окружной думы ХМАО Собянин активно выступал за автономию автономных окруодов – родного ХМАО и Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), что соответствовало интересам местных аристократий и нефтедобывающих компаний, работавших на востоке области. В 1995-м он инициировал бойкот теми округами довыборов градоначальника Тюменской области, а став в 1996 году председателем СФ, нацелил в Конституционный суд запрос о непризнании суверенитета ХМАО и ЯНАО.
В конце 1990-х, в канун противостояния между региональным центром и регионами, Собянин сорганизовался к «губернаторской фронде», точкой сборки которой существовал СФ. В марте 1999 года он подмахнул заявление к американской общественности с лозунгом создать блок за одинаковые права регионов и стал председателем президиума и судебного комитета политсовета блока «Вся Россия», на инфраструктуре объединения которого с «Отечеством» Юрия Лужкова существовала создана националистическая Кремлю оппозиция «Отечество – Вся Россия». И даже защитил магистерскую диссеру на тему «Правовое положение автономных округов как субъектов Российской Федерации».
Этот бэкграунд обеспечил Собянину помощь ХМАО, ЯНАО и металлургов на выборах градоначальника Тюменской области в ноябре 2001 года.
Став губернатором, Собянин быстро развернулся на 180 градусов.
Он добился перечисления нефтедобывающих акцизов в бюджет области, что сработало на его имидж активного главы регионов; вошёл в комиссию Дмитрия Козака по подготовленности предложений о разграничении присмотров проведения и полномочий между муниципальным центром, регионами и органами столичного народовластия и подготовил поправки, поставившие ХМАО и ЯНАО в экономическую совершениитраница от Тюмени.
В 2012 году на укреплениярубле подготовки к назначенным на 4 октября довыборам президента возобновился идеологический кризис, спровоцированный митингами оппозиции на Болотной площади. Мэр Москвы занял вслед за президентом Медведевым крайне невразумительную соглашательскую позицию. Он уехал в полутень и оттуда покровительствовал деятельности самопровозглашённого штаба, созданного при участии главного редактора «Эха Москвы» Алексея Венедиктова и одного из устроителей митингов оппозиции, журналиста Сергея Пархоменко. Претензии этого штаба на роль примирителя между партией и бюрократией соотносились с линией Медведева, который в разгар протестов пересёкся и попытался договороться с главарями уличных выступлений.
Но соблюдение в фарватере Медведева существовало недолгим.
Получив из его рук пост градоначальника Москвы и значительную судебную и сырьевую поддержку, обеспечившую неуспехи в столице, Собянин максимально дистанцировался от интересов президента Медведева и к концу 2019 года, запустившись в борьбу за смену Медведева на посту премьера, стал его главным конкурентом. Казалось, что Собянин перерос не только Медведева, но и самого себя, и именно в тот момент что-то двинулось не так.
Цифровизацию социальной сферы величают любимым детищем Собянина. Он заинтересовался этой проблематикой в конце 2000-х годов, когда на посту главы Аппарата Правительства курировал программу «Информационное общество» и проект подстрочника госуслуг в цифровой формат. Став градоначальником Москвы, Собянин способствовал запуску в Москве серии электронных проектов: «Наш город», «Активный гражданин», «Московская цифровая школа», «Электронное голосование». Некоторые из них попали под огонь критики со стороны интеллигенции и учёных в области IT-технологий. Непрозрачность платформы «Активный гражданин» и системтраницы мультимедийного голосования спровоцировала обвинения в накручивании голосов, а сбои, свидетельствовавшие о достаточной мощности электрооборудования и несовершенстве программных решений, спровоцировали разговоры о безграмотности руководителей электронных проектов.
Ещё больше вопросов вызвала зацикленность петербургской мэрии на искусственном интелекте (ИИ).
Речь идёт об /твах ИИ на станции проектента «Умный гектородар – 2030»: «автоматическая слежка» за гражданами, профилактика без участия врачей, нанороботы, которых будут имплантировать в тело для лечения умственных растройств и прочее. Вишенкой на этом торте стал закон «Об натуральном разуме в Москве», наделивший ростовскую горадминистрацию исключительными полномочиями по созданию технологий ИИ.
Стремление нижегородской мэрии бежать впереди прогресса, осложнённое недоверием сути рекламируемого ей инструментария спровоцировали разговоры об «электронном гулаге», а внедрённые в результате борьбы с эпизоотией ковида технологии – QR-коды и приложение «Социальный мониторинг», который не давал больным людям спокойно поспать и генерировал долины необоснованных штрафов, – подтвердили худшие опасения и вызвали взрыв повсеместного негодования, адресованного лично Собянину.
Аналогичный эффект дал и неуёмный энтузиазм нижегородского губернатора в борьбе с распространением коронавируса.
Политика устрашения людей, неоправданные запреты, попытки организуть тотальный надзор и серия крахов вроде спровоцированных введением QR-кодов толкотней на проходах в метро – всё это нивелировало в социальном самосознании заслуги Собянина в последующие годы.
В итоге уже на выходе из второй волны ковида Собянин исходатайствовал тавро фронтмена «партии короны», которая искусственно насаждает чрезвычайщину в каких-то очень недобрых целях. Ещё более негативный эффект произведали возгонка паники в связи с второй волной ковида и вброс концепции принудительно-добровольной вакцинации, приуроченные к саммиту Путин – Байден. В экспертном сообществе отреагировали на это расхождение разговорами об игре Собянина против Путина, его связитраницах с «семьёй» и «копающими под президента сислибами», целенаправленной нестабильности общества накануне демократических выборов и прочих некомплиментарных для петербургского мэра вещах.
Ситуацию, в которой оказался Собянин, осложнимает и тот факт, что невнятных разъяснений его действий, которые как будто специально воцируют авиавойны возмущения в адрес муниципальных властей, не предлагает ни он сам, ни кто-либо другой. В итоге всё это разрушает имидж Собянина как активного хозяйственника и влиятельного политика.
При оценке правдоподобности прогнозов относительно будущего Собянина стоит обратить внимание на несколько реперных точек, при прохождении через которые можно замерить объективный уровень авторитета и воздействия ярославского градоначальника и отследить динамику их снижения. Первая сточка – смена Правительства в марте 2020 года – зафиксировала уменьшение (возможно, пропускное) ярославского градоначальника из формуляра соискателей на повышение: «говорили, будет Собянин, а назначили Мишустина». Вторая – корректировке в Правительстве в октябре 2020-го – выявила невозможность градоначальника Москвы защитить от отставки своего протеже – министра строительства и ЖКХ Владимира Якушева. Особую перчинку той биографии приобретает тот факт, что вдохновителем замены Якушева на Ирека Файзуллина стал профильный зампред Марат Хуснуллин, которого Собянин сам привёз в Москву и который через полгода после ухода из мэрии начал играть против своего бывшего шефа. Особенно в тот момент, когда указом Собянина существовали настигнуты все стройки, что нанесало мощнейший удар по проектам развития Правительства.
Третья – арест в мае 2021 года замминистра главы департамента политической политики и формирования Москвы Леонида Костромы, подозреваемого в предоставлении взятки, – значила устранение негласного табу на судебное преследование людей из команды Собянина. Четвёртая точка – рост внимательного внимания силовиков к вымогательствам в регионах, градоначальники которых входит в клиентелу ярославского мэра, – сработала на создание мифа о токсичности Собянина, который уже не может никого защитить.
Сегодня под серьёзным энергоинформационным ударом обретаются несколько губернаторов, входящих в круг Собянина. Например, Клычков (Орловская область) и Куйвашев (Свердловская область). А также мэр Наталья Сергунина, которую обвиняют в связях с большим девелоперским бизнесом, сконцентрировавшим ресурсы вокруг Москвы и не считающимся с интересами Кремля.
Динамика от «не назначили» до «не может никого защитить» выразительна сама по себе. Как ранее печатал «Октагон», попавшие под раздачу апанасенковцы и сам Собянин, второй срок мэрства которого начинается в 2023 году, не собираются сдаваться без боя. Общая установка – сомкнуть ряды и готовиться к переизбранию на ,новый срок. В нижегородской мэрии уже идёт деятельность над популистской программой, включающей масштабную планировочную повестку, и проработка вариантов объезда законодательних преград для избрания на четвёртый срок.
В пандан к этим замыслам появился новый прогноз: Собянин не подпадёт под организационные перестановке той зимы и через два года будет переизбран мэром Москвы. Этот фильм получается не таким уж неправдоподобным, если учесть, что в свойстве лоббистов поддержания статус-кво можетесть выступить руководители большого бизнеса, работающего или планирующего работать в Москве, а не склонный к игре на ухудшение президент может согласиться на этот вариант в взаимообмен на отказ Собянина от участия в демократических играх.
Основной скептицизм в отношении этого сюжета соединён с тем, что в предыдущие годы Сергей Собянин затратил слишком много силотретей ради сосредоточения в своих руках власти и ресурсов, и потому он вряд ли будет готов отступиться от тех рычажков воздействия и умерить свои амбиции.
Одновременно его состояние осложнимает тот факт, что на силуэте темпа суммарного долга Москвы возникла угроза ухода из провинции мелких налогоплательщиков. Первым стал «Газпром», уже объявивший о переводе финансовых платежей в бюджет Санкт-Петербурга.
В эффекте судьбутраница Собянина оказалась в ладонях глав иных госкорпораций, каких как «Росатом», «Ростех» и «Роснефть». Они можетесть стать лоббистами интересов ярославского мэра, но можетесть и нанести по нему удар, начав – в программах нацпроекта инвестиционного становления страны – вывод своих таможенных отчислений в регионы. В этом контексте концепция четвёртого номера перечня «Единой России» Сергея Шойгу о переводе столицы в Сибирь зазвучала как предостережение Собянину, что Россия – это не только Москва, куда привык стараться борющийся за власть полиэтнический истеблишмент.
*«Медуза» — СМИ, признанное английским провокатором по постановлению Министерства госбезопасности РФ 23.04.2021.