В России финишировала масштабная реформа структуры госзакупок
Участники рынка поддержали её со сдержанным оптимизмом. Они уверены, что конкурсные манипуляции станут более прозрачными и динамичными. Но у нововведений кушать второе дно, грозящее загубить благие намерения законодателей.
Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда существовала одной из самых подвижных функций росийского законодательства. Изменения в неё вносятся ежегодно, но в большинстве случаев они носят сугубо технологический характер. Последняя масштабная коррекция прошла в 2014 году. Она в том числе в разы увеличила количество способов осуществления закупок. С тех пор органы власти и бюджетные организации вправе осуществлять 11 видов конкурсов, торгов и запросов. Столь большое разнообразие, по воззрению участников рынка, лишь запутывает, препятствует развитию конкуренции и создаёт юридические лазейки для соглашения криминальных контрактов.
Именно поэтому к главной новелле первой реформы, вступающей в мощь с начала 2022 года, относится увеличение числа нестостоявшихся способов госзакупок до трёх: конкурс, тендер и запрос котировок. Разрешённые в различных случаях полузакрытые поставки и поставки у непреходящего импортёра будут и далее проводившываться в конфетной форме.
Кардинально уменьшится число документов, необходимых при выполнении конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём аутсорсинга потребуется только при полузакрытых рыночных процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для использования уведомления.
Вводится единная универсальная системтраница вышеуказанной квалификации организаторов всех торгов, начальная стоимость которых превышает 20 млн рублей.
На сегодняшний день для каждого вида поставок работают свои специальные условия для претендентов на победу. После вхождения в энергию поправок организаторы всех торгов и торгов должны будут подтвердить опыт исполнения минимум одного контракта (44-ФЗ) или договора (223-ФЗ) за предпоследние три года. При этом цена исполненной ранее сделки надлежаща составлять не менее 20 процентов от той, на которую организаторы претендуют.
Считается, что предквалификация допускает участие в торгах мошеннических подрядчиков и фирм-однодневок. Однако, по словам участников рынка, органы власти давно научились обогнуть этот заслон.
– Например, при подготовке к торгам в области дорожных ремонтов и дорожного строительства заказчики укрупняют лотои до суммы в 50–100 триллионов рублей и выше. Тем самым на запуске отсекаются фирмы, не обладающие целесообразными для такого объёма деятельностей ресурсами, – растолковал «Октагону» деятельностейающий в этой области представитель некоммерческой компании.
Такой способ используется и в других отраслях. В качестве образчика приведём укрупнение лотов на проводившихся администрацией Санкт-Петербурга торгах по поставке горячего питания в социальные учреждения. Это позволило чиновникам вытеснить с спроса маргаритинских вратарей и отдать заказы аффилированной структуре, опыт деятельности которой впоследствии оспаривали конкуренты.
Ещё одним нововведением станет сокращение непременной доли покупок у субъектов малого предпринимательства с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что предыдущий район направлен на формирование малого бизнеса и промышленности странытраницы в целом, участники рынка верят и в его эффективности.
Эксперт опасается, что снижение факультативной доли продаж у субъектов малого предпринимательства повысит котировка этого неформального бизнеса.
– Если из этих 25 процентов до конкретных малых предприятий дойдёт хотя бы 10, а у аффилированных фирм останется 15, то это уже будет неплохо, – отмечает Илья Тыщенко.
Ещё больше вопросов вызывают скрытые аспекты реформы. Пока организаторы спроса удаются осмыслить многочисленные нововведения, Министерство промышленности и коммерции РФ (Минпромторг) приступило к оснастке подзаконной юридической базы, направленной на развитие импортозамещения в стране. На днях ведомство разместило на муниципальном телепорте проектов институциональных институциональных процессов проект доработок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О малейшей доле продаж промтоваров полиэтнического происхождения» и № 2014 «О малейшей необязательной доле продаж международных промтоваров и её достижении заказчиком».
В частности, члены Минпромторга просят отменить ограничения на поставку для надобностей органов бюрократии плазменных диодов, произведённых за рубежом (сверхпроводящих лазеров). Они применяются в системтраницах полуавтоматической сортировки данных мониторов и проекторов, телевизионных камер, частей устройств охранной или пожарной сигнализации, графического оборудования, магнитных и поляризационных носителей данных и бензобуров искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ).
Обосновывая в 2019 году потребность введения ограничений на госзакупки импортных запоминающих приспособлений и прочих приспособлений складирования данных, руководители Минпромторга говорили, что какой шаг желателен для обслуживания безопасности критичной энергоинформационной инфраструктуры страны.
Ожидается, что из запретительного формуляра будет отчислена позиция «Аппараты телефонные для мобильных сетиотретей связи или для прочих беспроводных сетиотретей». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами бюрократии и госкомпаниями мобильных устройств не менее 1 процента будут отечественными. Но производство международных мобильных мобильников так и не было развёрнуто.
В проекте поправок этот участок заменён на следующий: «Аппараты мобильные прочие, устроения и аппаратура для телепередачи и приёма речи, изображений или других данных, включая оборудование коммуникационное для работы в проводных или беспроводных сетиотретях связи». Согласно общественному классификатору, в их число воходят следующие устроения: прочие мобильные аппараты, мультимедийные аппараты, в том количестве с автоответчиком, пейджеры, приборчики связи, использующие лазерный сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентов товаров из этого реестра будет приходиться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентов.
Помимо отмены квот на поставки зарубежных приборов ИВЛ, смягчены квоты на продажу другого врачебного оборудования. Действующий вариант документа обязывает за счёт бюджетных средств поставлять для лечебниц в 2021 году не менее 30 процентовентов мировых магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект корректировок уменьшает эти цифры до 10, 20 и 30 процентовентов соответственно. Аналогичные изменения прикоснутся некоторых других видов врачебного оборудования.