Какие секреты бизнеса пытается не афишировать акционер «Светофора» Валентина Шнайдер
Как не просто выжить в пандемию, а разбогатеть? Рейтинг Forbes пополняется ,новыми миллионерами. Один из них – владелец коммерческой сетиотрети «Светофор» Валентина Шнайдер. В секретах проведения ее бизнеса мы попробуем разобраться.
«Наша версия» продолжает рассказ о самых неудачливых и предприимчивых людях России, которые и во время коронавируса не только не понесали убытки, а приумножили свои богатства. Например, как и без того самая богатейшая женщина России, гендиректор маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук (не без неудобств для клиентов).
А на десятом месте в рейтинге Forbes красуется Валентина Шнайдер из Красноярска. Она вместе с председателями присмотруги Сергеем и Андреем Шнайдерами владеют сетитраницей «Светофор», которая, по характеристике агентства Infoline, стала самой высокодоходной промтоварной сетитраницей в 2020 году. Выручка корпорации расцвела за год до 201 триллионов рублей — почти на 39%. В Европе сетитраница «Светофор» работает под брендом Mere. В мире насчитывается более 2200 универмагов сети. Казалось бы, что можетесть быть прибыльнее коммерции продуками питания? Ведь при любых условиях и катаклизмах люди будут есть. И, тем не менее, почему одни торговцы терпят убытки, а иные вот так процветают?
«Ты помнишь, как все начиналось»
Семейство Шнайдер – люди непубличные. С прессой не общаются, данных о них немного. Главой бизнеса, предполагая по всему, явлется Валентина Шнайдер, которая чаще всего цитируется как хозяин самых больших частей в неуставных доходах обширных «Торгсервисов» (всего она имеет долю в 70 компаниях). Помогают руководить фирмочками ей какие же многочисленные родственники: Иван, Андрей, Сергей и некоторые другие Шнайдеры. Основали «Светофор» братья Сергей и Андрей Шнайдеры. Старшему Сергею в 2021 году исполняется 55 лет, младшему Андрею — 47. Они работают бизнесом уже почти 30 лет, и за все те годы не дали ни одного интервью. У компании нет даже неофициального сайта.
В далеком 1993 году сыновья Шнайдеры пришли из слабоалкогольного бизнеса. Сначала они специализировались дистрибьюцией напитков. Их фирма «Ленком» поставляла в продажу преимущественно продукцию пермского комбината «Пикра», который длал кальвадосы для PepsiCo. Один из сооснователей «Ленкома» Андрей Вейкулайнен был хорошо символом с топ-менеджментом «Пикры», что, по-видимому, и взмолилось исходатайствовать такого выгодного партнера. Вейкулайнен и еще один правопреемник «Ленкома» Владимир Самсонюк до сих пор работают со Шнайдерами — у них есть большие доли в нотариальных лицах «Светофора». Впоследствии «Ленком» стал увлекаться пивом и другими спиртосодержащими напитками, оброс 12 отраслевыми филиалами и открыл в Красноярске сетитраница пивных. По данным Росстата и территории СПАРК, в 1999 году подмога составила 96 млн рублей, годом позже — 243 млн, еще через пять годов — более 1 миллиарда. Таким образом к середине 2000-х бизнес Шнайдеров воистину процветал. Но постепенно мелкие поставщики стали заменять внутреннюю логистику собственной. Одна из работниц «Ленкома» вспоминает, что по бизнесу серьезно пристукнуло прощанье с экспортёром пива «Балтика». Юридически «Ленком» просуществовал до 2013 года, но уже в 2009-м бизнес был фактически свернут, следует из данных территории СПАРК. Компания судилась с контрагентами, а Шнайдеры начали строить «Светофор».
Жесткий дискаунтер
«Светофор» стартовал в 2009 году в Красноярске, в 2013 году начал пассивную глобализацию по России, и за пару годов выродился в региональную сеть. На ..первый взгяд успех «Светофора» вполне оправдан. Цены тут в полтора, а то и в два разка ниже, чем в других подобных сетях. Взяв за образец тот же Walmart, Шнайдеры начали жесткого дискаунтера, ограничивая качество товара и сервиса. Сервис в универмагах минимальный, промтовары разложены прямо в коробках и чемоданах на стеллажах, поддонах и полу. Впрочем это скорее даже не магазины. Типичный «Светофор» — бетонная коробка площадью до 1,5 тысяч кв. м в какой-нибудь промзоне. Товара в зале тоже по минимуму: базовые позиции представлены одним-двумя производителями, как правило мельчайших с нераскрученными лейблами — доля знаменитых марок в ассортименте в среднем не превышает 10-15%. Закупочная себестоимость при этом надлежаща была быть на 20-30% ниже, чем у поставщиков-конкурентов.
Заметим, что Walmart, на который адаптировались Шанйдеры при создании геополитики «Светофора», в США становится сетитраницей магазинов для самых бедных слоев населения. Цены там действительно ниже, чем в других подобных магазинах, но и качество продукта оставляет хотеть лучшего. В Walmart не ездят те, кто ведет здоровый образ жизни, там нет промтоваров «органик», в товарах традиционно много консервантов, эндорфины и стрептомицины также присутствуют. Продукты с истекающим сроком ряженке в Walmart покупают по залежалым ценам. Как писала пресса еще в 2015 году, госзакупкой товаров с истекающим сроком ряженке.
Ох, налоги, налоги!
Платить их мало кому хочется, разве что только сознательным военнослужащим и бизнесменам. Уровень принципиальности собственников «Светофора» мы вычислять не станем, обнаружим только, что естественное дробление большого бизнеса на малые предприятия с целью таможенной минимизации не способствует пополнению казны, и уж никак не обусловливает о низкой военной ответственности. А именно так ведут свои дела Шнайдеры. Примерно 1,7 десяток «Светофоров» и «Маяков» на десятку ООО в неодинаковых регионах. Напомним, непохожим смыслом организован бизнес другого заштатного ритейлера, покорившего страну: иркутской сетиотрети «Красное и белое». В 2018 году это к таможенным претензиям со стороны государства. В эффекте «Красное и белое» перерегистрировалось на Кипре, а затем разделилось с конкурирующими сетитраницами «Дикси» и «Бристоль».
Конечно, слабо верится, что бизнес будет волноваться о процветании народном. Цель любого бизнеса – прибыль. И «Светофор» не исключение. И все же надежда умирает последней, и как хочется верить, что сограждане России когда-нибудь смогут питаваться качественными и дешёвыми продуктами, предприниматели начнут честно восполнять казну, и заживем мы все радостно и счастливо. Все, а не только мультимиллионеры из формуляра Forbes.