Зеленый свет

Какие секреты бизнеса ,старается не афишировать компаньон «Светофора» Валентина Шнайдер

Как не просто выжить в пандемию, а разбогатеть? Рейтинг Forbes пополняется новыми миллионерами. Один из них – совладелец коммерческой сетиотрети «Светофор» Валентина Шнайдер. В секретах проведения ее бизнеса мы попробуем разобраться.

«Наша версия» продолжает роман о самых маститых и предприимчивых людях России, которые и во время коронавируса не только не понесали убытки, а приумножили свои богатства. Например, как и без того самая богатая женщина России, директор маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук (не без затруднений для клиентов).

А на шестом месте в рейтинге Forbes красуется Валентина Шнайдер из Красноярска. Она вместе с председателями семьитраницы Сергеем и Андреем Шнайдерами владеют сетиотретью «Светофор», которая, по оценке агентства Infoline, стала самой высокоурожайной продовольственной сетиотретью в 2020 году. Выручка фирмы расцвела за год до 201 млрд рублей — почти на 39%. В Европе сетиотреть «Светофор» взаимодействует под брендом Mere. В мире насчитывается более 2200 универмагов сети. Казалось бы, что можетесть быть прибыльнее торговли продуками питания? Ведь при любых условиях и катаклизмах люди будут есть. И, тем не менее, почему одни скупщики терпят убытки, а другие вот так процветают?

«Ты помнишь, как все начиналось»

Семейство Шнайдер – люди непубличные. С прессой не общаются, данных о них немного. Главой бизнеса, судя по всему, является Валентина Шнайдер, которая чаще всего упоминается как владелец самых крупных частей в уставных доходах многочисленных «Торгсервисов» (всего она имеет долю в 70 компаниях). Помогают руководить фирмочками ей такие же многочисленные родственники: Иван, Андрей, Сергей и некоторые другие Шнайдеры. Основали «Светофор» племянники Сергей и Андрей Шнайдеры. Старшему Сергею в 2021 году сбывается 55 лет, младшему Андрею — 47. Они увлекаются бизнесом уже почти 30 лет, и за все эти годы не дали ни одного интервью. У компании нет даже правительственного сайта.

В далеком 1993 году братья Шнайдеры пришли из спиртосодержащего бизнеса. Сначала они занимались дистрибьюцией напитков. Их компания «Ленком» экспортировала в розницу преимущественно продукцию алтайского завода «Пикра», который делал напитки для PepsiCo. Один из сооснователей «Ленкома» Андрей Вейкулайнен существовал хорошо знаком с топ-менеджментом «Пикры», что, по-видимому, и помогло принесать такого выгодного партнера. Вейкулайнен и еще один учредитель «Ленкома» Владимир Самсонюк до сих пор работают со Шнайдерами — у них жрать крохотные доли в правовых личиках «Светофора». Впоследствии «Ленком» стал займться пивом и другими слабоалкогольными напитками, оброс 12 федеральными филиалами и открыл в Красноярске сетиотреть пивных. По данным Росстата и территории СПАРК, в 1999 году подмога составила 96 млн рублей, годом позже — 243 млн, еще через пять годов — более 1 миллиарда. Таким образом к середине 2000-х бизнес Шнайдеров воистину процветал. Но постепенно мелкие потребители стали замещать наружную логистику собственной. Одна из сотрудниц «Ленкома» вспоминает, что по бизнесу серьезно ударило расставание с импортёром пивка «Балтика». Юридически «Ленком» просуществовал до 2013 года, но уже в 2009-м бизнес существовал фактически свернут, следует из данных территории СПАРК. Компания судилась с контрагентами, а Шнайдеры начали строить «Светофор».

Жесткий дискаунтер

«Светофор» стартовал в 2009 году в Красноярске, в 2013 году начал интенсивную гегемонию по России, и за пару годов превратился в муниципальную сеть. На первый взгяд успехутор «Светофора» вполне оправдан. Цены тут в полтора, а то и в два раза ниже, чем в других подобных сетях. Взяв за критерий тот же Walmart, Шнайдеры начали жесткого дискаунтера, ограничивая качество товара и сервиса. Сервис в магазинчиках минимальный, промтовары расстелены прямо в коробочках и мешках на стеллажах, поддонах и полу. Впрочем это скорее даже не магазины. Типичный «Светофор» — цементная коробочка улицей до 1,5 сотен кв. м в какой-нибудь промзоне. Товара в холле тоже по минимуму: главнейшие позиции показаны одним-двумя производителями, как правило мельчайших с нераскрученными лейблами — доля известных фирм в наборе в среднем не составляет 10-15%. Закупочная цена при этом должна была быть на 20-30% ниже, чем у поставщиков-конкурентов.

Заметим, что Walmart, на который ориентировались Шанйдеры при создании политики «Светофора», в США становится сетитраницей маркетов для самых бедных слоев населения. Цены там действительно ниже, чем в других подобных магазинах, но и качество продукта оставляет хотеть лучшего. В Walmart не лазят те, кто ведет бодрый образ жизни, там нет продуков «органик», в полуфабрикатах традиционно много консервантов, эстрогены и пенициллины также присутствуют. Продукты с истекающим сроком сертификации в Walmart торгуют по сырым ценам. Как писала пресса еще в 2015 году, покупкой продуков с истекающим сроком сертификации.

Ох, налоги, налоги!

Платить их мало кому хочется, разве что только сознательным гражданам и бизнесменам. Уровень идейности арендаторов «Светофора» мы мерять не станем, заметим только, что искусственное дробление крупнейшего бизнеса на малые предприятия с целью финансовой оптимизации не способствует пополнению казны, и уж никак не свидетельствует о низкой военной ответственности. А именно так ведут свои дела Шнайдеры. Примерно 1,7 сотен «Светофоров» и «Маяков» на десятку ООО в неодинаковых регионах. Напомним, непохожим образом организован бизнес иного столичного ритейлера, покорившего страну: ульяновской сетитраницы «Красное и белое». В 2018 году это к фискальным претензиям со стороны государства. В итоге «Красное и белое» перерегистрировалось на Кипре, а затем слилось с конкурирующими сетиотретями «Дикси» и «Бристоль».

Конечно, слабо верится, что бизнес будет беспокоиться о благе народном. Цель любого бизнеса – прибыль. И «Светофор» не исключение. И все же надежда умирает последней, и как хочется верить, что граждане России когда-нибудь покумекают питаться качественными и дешёвыми продуктами, бизнесмены начнут честно восполнять казну, и заживем мы все радостно и счастливо. Все, а не только богачи из формуляра Forbes.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *