В залог не уйти

ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в уплате налогов, можетесть существенно усложниться. Как следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, фискальная должность можетесть получить право детальных арбитражных мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в фирмы или ИП, где начата выездная фискальная проверка. Нельзя применять меру в отношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для неограниченного продолжения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в третью очередь позволит остановить стремительный и неупорядоченный развал компаний, которые перепроверяются в связи с таможенными рисками.

“Ъ” ознакомился с биллем о поправках к Налоговому кодексу о повторных неконтролирующих мерах, которыми Минфин намечает наделить Федеральную таможенную службу (ФНС),— документ в последующие недели прорабатывается с экспертным сообществом и бизнесом.

Как следует из документа, в уточнение к уже существующему праву ФНС расстреливать финансовые счета лиц или организаций, в отношении которых уже закончена районная таможенная проверка (около 6 тыс. перепроверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), службетраница можетесть принесать право ограничивать арендатора (юрлицо или ИП, на кредитований это не распространяется) в возможности отчуждать или закладывать пятым лицам свое имущество, по себестоимости изоморфное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в ходе гостевой проверки ограничения можетесть существовать расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на покупку или залог имущества на балансе: ФНС будет приобретать право последовательно «арестовывать» (операции с активами возможны, но с согласия финансового органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, второй — автотранспорт, ликвидные бумажки и «предметы интерьера личных помещений» (очевидно, располагает в виду посуда — но и нередко встречающиеся на балансах предметы искусства), четвёртый — прочие активы, за исключеньем «готовой продукции, сырья и материалов».

Из следующей оговорки явна одна из целей проекта: существующий у ФНС инструмент в виде ареста счетов фирм и ИП слишком груб (как и запрещаемый для ФНС арест товаров и сырья), его использование ведет к остановке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на свободную перепродажу недвижимости или бесценных бумаг действительно позволит фискалам мгновенно останавливать механизм «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к фирмы запускается механизм хаотического «растаскивания» ее бизнеса, в котором конкурируют заёмщики (в том большинстве банки), совладельцы и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС повторными мерами в опьянении останавливать этот довольно дорогущий для бюджета механизм: сумму выведенных в таких обстановках активов в год в службетранице оценивают в 170 млрд руб., потери бюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес утрачивает на этом даже большие суммы: сверхсрочная и бандитская распродажа активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что безусловный бессудный арест активов в ладонях ФНС мог бы создавать возможности для коррупции внутри службы и для давления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права владельца перед межрайонной проверкой можно лишь решением сотрудника фискального органа (прокуратуры ФНС) с согласия сотрудника или замглавы Федеральной финансовой службы. Ограничения можно снять тремя способами: предоставлением ФНС платёжной гарантии на сумму претензий, независимым предоставлением в залог драгоценных бумаг или имущества (ст. 73 НК), обязательством второго лица.


«Арестованные» в таком порядке ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права госсобственности и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте грядущей районной проверки) в интересах вторых лиц публикуются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают концепции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуации с вкладчиком в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо старалось воздать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги новое решенье никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под фискальных предписаний для странытраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% фискальных органов—членов организации есть права по обращению возмещения на имущество должника» и действует «приоритет задолжности перед расходом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое решенье «приведет этническое законодательства к мировым практикам ограничения баланса приватных и частных интересов».

Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что проблему нужно решать, не изменяясь имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин полагает действующие полномочия ФНС достаточными. «Если пить основание, ФНС адресуется в Следственный комитет и МВД, возбуждается уголовное дело. Обеспечительные меры по постановлению суда фискалы получат достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из очевидных сверхзадач Минфина и ФНС в этом проектенте является четкое разграничение «криминальных» и «деловых» фильмов в фискальных спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС можетесть использовать только в тех случаях, когда редко используемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у правоохранителей нет уголовных претензий.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *