В залог не уйти

ФНС покумекает ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, может существенно усложниться. Как ,следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, таможенная служба может исходатайствовать право досудебных исковых мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в компании или ИП, где начата окружная таможенная проверка. Нельзя применять степень в отношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для неограниченного продолжения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в третью очередь позволит остановить медленный и хаотический распад компаний, которые перепроверяются в связи с фискальными рисками.

“Ъ” ознакомился с биллем о корректировках к Налоговому кодексу о детальных досудебных мерах, которыми Минфин планирует наделить Федеральную финансовую службетраницу (ФНС),— бланк в последние недели затрагивается с экспертным сообществом и бизнесом.

Как следует из документа, в дополнение к уже существующему праву ФНС арестовывать финансовые счета лиц или организаций, в отношении которых уже завершена районная фискальная проверка (около 6 тыс. проверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), службетраница может получить право ограничивать арендатора (юрлицо или ИП, на физлиц это не распостраняется) в возможности отчуждать или закладывать пятым лицам свое имущество, по затраты кратное предполагаемой деньге недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в ходе внеплановой проверки ограничения можетесть быть расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на перепродажу или залог имущества на балансе: ФНС будет ,иметь право последовательно «арестовывать» (спецоперации с активами возможны, но с разрешения фискального органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, второй — автотранспорт, драгоценные бумаги и «присмотры дизайна служебных помещений» (очевидно, существует в виду посуда — но и нередко встречающиеся на балансах присмотры искусства), четвёртый — прочие активы, за исключеньем «готовой продукции, сырья и материалов».

Из предпоследней оговорки очевидна одна из целей проекта: существующий у ФНС инструмент в виде ареста счетов компаний и ИП слишком груб (как и запрещаемый для ФНС арест товаров и сырья), его использование ведет к маршрутке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на вольную закупку недвижимости или бесценных бумаг действительно позволит налогоплательщикам мгновенно притормаживать механизм «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к фирмы запускается механизм неупорядоченного «растаскивания» ее бизнеса, в котором соперничают вкладчики (в том числе банки), бенефициары и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС повторными мерами в расстройстве притормаживать тот довольно сверхдорогий для госгосбюджета механизм: сумму выведенных в таких ситуациях активов в год в службетранице переоценивают в 170 млрд руб., потери госгосбюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес утрачивает на этом даже большие суммы: сверхсрочная и буржуазная покупка активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что абсолютный судебный арест активов в руках ФНС мог бы создавать возможности для преступности внутри службы и для давления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права арендатора перед межрайонной перепроверкой можно лишь решением директора финансового органа (комиссии ФНС) с согласия директора или замглавы Федеральной финансовой службы. Ограничения можно снять тремя способами: получением ФНС ипотечной гарантии на сумму претензий, самостоятельным получением в залог драгоценных бумаг или имущества (ст. 73 НК), обязательством пятого лица.


«Арестованные» в таком порядке ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права собственности и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте предстоящей выездной проверки) в интересах четвёртых лиц публикуются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают позиции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) обстановке с налоговиком в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо силилось отдать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залооды новое решенье никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в результате активов из-под финансовых требований для странтраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% финансовых органов—членов организации есть права по обращению взыскания на имущество должника» и функционирует «приоритет задолженности перед расходом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое решенье «приведет этническое законодательства к общеевропейским практикам госрегулирования баланса прилюдных и отдельных интересов».

Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что проблему нужно решать, не изменяя имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает действующие полномочия ФНС достаточными. «Если кушать основание, ФНС прибегает в Следственный комитет и МВД, возбуждается судебное дело. Обеспечительные степени по решенью суда фискалы принешут достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из очевидных проблем Минфина и ФНС в этом проектенте является четкое размежевание «криминальных» и «деловых» сценариев в финансовых спорах: наиболее эффективно предложенные степени ФНС может использовать только в тех случаях, когда редко используемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у сепаратистов нет уголовных претензий.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *