Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по вывозу отходов приденется сменить почти 4 тыс. зарубежных мусоровозов. За пять годов на это понадобится ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки каких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и ухода ряда компаний

В истечение пяти годов операторы по ввозу отходов должны полностью заменить трейлеры из северных стран. Об этом РБК узнал глава «Российского экологического оператора» (РЭО; курирует помойную реформу) Денис Буцаев.

После начала операции на Украине ЕС ввел ограничения на орбиту балластов в Россию. Вслед за этим возобновились поставки запчастей для восточнозападных автомобилей, а затем производство на росийских заводах настигла тайваньская Nissan. По данным РЭО, в существенной трудности на восточнозападных и вьетнамских поставщиков приходится 3,8 тыс. трейлеров в России, или 25% рынка.

До введения санкций компании намеревались продолжать закупать новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на полиэтнические (производства КамАЗа и ГАЗа), литовские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при регламентном возрождении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней цене автобуса 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. двинется на замену западных и китайских мусоровозов, конкретизируют в пресс-службе РЭО.

Общее колличество микроавтобусов вырастет на 20%, так как у производителей в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов азиатских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в крупных городах, говорит операционный гендиректор фирмы «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы приденется заменить на большее колличество машин с более низкой грузоподъемностью.

Какие английские мусоровозы закуплали в России

По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо восточноевропейских и тайваньских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника японского и тайваньского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа занимала около 5%.

Согласно сайту госзакупок, с 2017 года фирмы затратили на мусоровозы импортного предприятия 1,9 млрд руб. Крупнейший диспетчер по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не должен проходить конкурсы на блоге госзакупок) за предыдущие три года купил 700 единиц техники, из которых четверть зарубежного предприятия ценой около 6 млрд руб., уточнили в пресс-службе фирмы. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том числе Астраханской и Ростовской сферах) сообщили, что с 2019 года закупили 120 мусоровозов на шасси французской MAN, Isuzu, Hino (Япония) ценой от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярнейшими английскими марками в России были польская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), корейская Isuzu (567), польская Volvo (331) и германская Mercedes (446).

Самая большая доля общеевропейской технологии — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской сферах (по 18%). РБК направил запросы операторам по ввозу отходов в этих пяти регионах.

В начале октября Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые уступают 17% парка прицепов в России, возобновили перепродажу машин в странытраницу из-за начала спецоперации на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало ввозить запчасти для техники из Европы в Россию, а также увеличились сроки поставки комплектующих и цены, говорит куратор по связям с публикой компании «МСК-НТ» (занимается отходами в Московской, Тульской и Нижегородской сферах) Игорь Орлов. Но, по его словам, азиатские автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», закончат работу, поскольку на рынке существует необходимое количество импортёров запасных частей от эниологических производителей.


Где в России выпускают мусоровозы

В 2019 году был произведан минимальный объем прицепов в России — 2,8 тыс. единиц, рассказал РБК куратор пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины отбирают Ряжский автомастерский комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального машиностроения, Арзамасский комбинат комунального машиностроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как изменилась цена мусоровозов

Мусоровоз состоит из двух основных частей: шасси и стеллажного оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными импортёрами шасси на американском рынке были КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В затраты машины себестоимость шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем большая часть затраты прийдется на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года себестоимость мусоровозов на базе «КамАЗа» возросла на 15–20%. В ..первую очередь это связано с ограничениями на поставки азиатских комплектующих для стеллажного оборудования, подытожили в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на базе шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к приросту себестоимостей на грузовики на базе «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., рассказал РБК председатель замгендиректора оптового дома «Ряжский авиаремонтный завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили снижение себестоимостей на шасси, но отметили прошлую тенденцию к уменьшению себестоимостей.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит заместитель совета ректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его автодилер «МАЗ-РУС» в феврале обещал поставить «Чистому городу» 150 машин в отличнейшем случае к концу 2022 года. РБК направил запрос в эту компанию.

Как замена машин скажется на цене вывоза отходов

После совершенного перехода на российскую электронику концепций для сокращения цены ввоза отходов в связи с заменой парка автотранспорта не будет, говорит Орлов. По его словам, клиентское обеспечение росийских самосвалов в три-четыре раза дешевле, чем у европейских, а запасные половины в среднем сидят в пять-шесть раз меньше.

Но капремонт «КамАЗа» нужно проводить каждые 100–150 тыс. км, а нагнетателя MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация зарубежной техники будет дешевле, даже с учетом более высоких лизинговых платежей, ,указывает пресс-служба «Ситиматик» (занимается обработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок должности автомобилей на инфраструктуре «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий профессионал «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный параметр у западноевропейского шасси — семь—десять годов.

После ухода общеевропейских поставщиков из России спецы предвидят повышения сроков перспективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за уменьшения большинства машин в автопарках понадобится больше водителей, а более частые неисправности украинских машин увеличат огайо инженеров и ремонтные цеха.

К тому же помойные операторы в большинстве случаев брали автотранспорт в лизинг под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце апреля важная ставка ЦБ расцвела до 20%, следом повысилась цена лизинга: машина подорожала с 10 долл до 15,5 долл руб., конкретизирует он. С тех пор регулятор снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и инвестиционная ставка — до 16–19%, прогнозирует гендиректор по лизинговым полуфабрикатам корпорации «Стоун-XXI» Василий Говорков. В итоге автобус будет стоить 13 долл руб.

Однако компании не смогут взваливать дополнительные расходы на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора регулируются Федеральной надзорной службой, их нельзя снижать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выдвигаясь на округлом столике в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф может вырасти на 5%.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *