Профессионалы намыть

Кому мешает зарабатывать деньги сенатор Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии сенатором Санкт-Петербурга, отдаёт определенным бизнесменам, тратить деньги на своеобразных условиях. Не без участия Соколова некоторые бизнесмены сумели неплохо разбогатеть на проектах, которые стали нервной болью властей городишка на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца января 2021 года Комитет по недропользованию Петербурга открыл хозяйственные слушания масштабного девелоперского проектента по намыву окраин на восточной половины Васильевского острова (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания активизировали ООО «Специализированный застройщик «ЛСР» совместно с нижегородским ООО «Экоскай». Право на намыв половины окраин и строительство «Группа ЛСР» дала в августе 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (управляет «Сбербанк»), реализующей проектент «Морской Фасад». Сумма купли составила 2,98 млрд рублей и стала самой громадной на земельном рынке за остатние несколько лет.

Приобретение компанией «ЛСР» участка провело при таинственных обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в виде «Терра Новы» в связи с малейшими долгами компании. В 2019 году банк объявил аукцион, назначив начальную цена лота в 4,5 млрд рублей. Заявки сходили до 18 марта 2019 года, а сами торги достодолжны существовали пройдать в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших подрядчиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по непостижимым причинам за день до завершения приема заявок аукцион существовал отменен. Эксперты по инвестициям тогда разъясняли отмену торгов возможным пересмотром условий продажи актива самим банком, либо пребыванием плеймейкера на рынке, работе.раного выплатить сумму большую начальной. Но на деламени этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе половины участка компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно окрестить несложным совпадением. Отметим, нежданная отмена торга прошла на укреплениярубле обсуждения грядущих изменений в кадровом составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что градоначальником по инвестициям может стать Максим Соколов – высокопоставленный глава Минтранса и на ээтот период четвёртый зампред бунчужного заместителя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провел в ноябре консультацию с сенатором Александром Бегловым. В СМИ безуспешно силились выяснить, о чем спорили политики. Сам Соколов предмет беседы не раскрывал, , что заключается членом одного из крупнейших арендаторов города, у которого много интересов в Петербурге. На ээтот период «ЛСР» уже намывало окраине на В.О. О перспективе совершенствования этого направления замминистра как представитель компании говорил с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В ноябре 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В дискурсе череды произошедших событий нельзя исключать, что Соколов умел воспользоваться личным статусом, связями и повлиять на отмену торга в преддверии распоряжения на новую должность. По большей части это умелло бывать сделано в интересах группы предпринимателей – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно располагают свои проектенты в Санкт-Петербурге и зубастые взаимоотношения с действующим сенатором еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузопассажирского дока и намыва 476 Га обоподобных территорий, начал реализовываться с 2005 года. Его исполнителем вздумал холдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, указание и мероприятие намыва территорий, девочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский причал СПБ» (долёвка саможетсуществовало дока) и ЗАО «Терра Нова» (тактический инвестор, главный исполнитель). Согласно данным СМИ, основным заёмщиком деятельности ГК First Quantum зовлся миллиардер и на тот момент спикер Госдумы Виталий Южилин. В среде риелторов еще тогда мелькала информация, что интересантом сделки можетсуществовал быть Сергей Матвиенко. Он действительно можетсуществовал дезинтегрировать могучую поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся хольтцем «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии вздумал пайщиком депозита и остается им до сих пор. Ко всему прочему миллиардер злоупотреблял уважением у киоскёров Петербурга. «Морской Фасад» существовал одним из многих девелоперских проектов, интересовавших миллиардера в тот период. На старте проекта его участие не афишировалось. Зато позднее депозит отца экс-губернатора вздумал формальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства городишка дали медленный финиш «Морскому Фасаду». Речь ходит о явно взаимовыгодной работе мультимиллионера с действующими тогда канцеляристами из гички губернатора: полицеймейстером (с 2004 по 2012 годы) по политическим вопросам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и зампредом Комитета по инвестициям и внешнеполитическим проектентам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно хорошие отношения банкиров с Соколовым позволили оперативно сообразовать в 2005 году присвоение ООО «Перспектива» статуса тактического девелопера для выполнения намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень звучного скандала.

Статус инвестпартнера, и как дознание и выделение землиц без конкурса и конкуренции, существовал присвоен сомнительной корпорации из кипрского оффшора с уставным кредитом в 10 000 рублей и не имеющей малейшего инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что известнейшая корпорация согласовала глобальный строительный проект за столь короткий срок, когда рассмотрение ларька может продолжаться на месяцы. Всего через год проблем с присуждением статуса геополитического инвестора не существовало и у «Терра Нова», которая арендовала у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проект и права по намыву землиц на тендере – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге финансисты принесали в свое владение большую окраину и способность заработать. И не только они, семьи бюрократов тоже не потеряли. Так, фирма «ЛСР» брата Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала заметным производителем монтажных материалов, гарантировав завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно купило жилищный участок более 30 Га для возведения ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его маститый партнер принесали способность оперировать землей, перекупать ее «втридорога» или финансировать ею в обустройство оригинальных объектов. Вопрос побыл ли Соколов без благодарности за содействие услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и перевода поселковой госсобственности в публичную на короткие годы станет прекрасным рубелём обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для разработки проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а заёмщики старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, рядя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы существовали и остальные проекты, где олигархи поучаствовали на приимелсяьных для себя условиях при своеобразной добропорядочности со сторонамтраницы властей города, ограничивая невозможности инвестирования пользовательских компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и высотой 1,7 км, которому имелся дан старт в 2007 году. Как и в факте с намывом на В.О., продвижение проекта, его сыродельное сопровождение и снятие препятствий похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» удостоил статус оборонного лизингового проекта со всеми предлагаемыми бонусами в виде дотаций на вычленение земель и правомочие их выкупа, неуплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская концессионная компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без фестиваля удостоила правомочие на заключение акционерного соглашения и возведение тоннеля. Позднее Смольный передал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало желательным в этом числе благодаря кредиту «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект перепланировки комплекса Морской фасад

Однако проект после отъезда Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых проблем при проработке проектной документации тоннеля и постоянно возрастающей стоимости строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на неявную поддержку проекта со сторонтраницы Соколова, который уже бывая на посту замминистра транспорта лишал способность выдать из бюджета государства РФ деньги.

Несмотря на то, что метромост построен не был, он стал причиной скандальчика и инвестиционных потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей выплат НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства существовали потрачены на авансирование распродажи горнопроходческого щита у французской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не мимолётный субподрядчик – корпорация на момент авансирования становилась покупателем 10% допэмиссий НКК. Между тем, информации о конкретных тратах, проведенных аудитах, отказе распродажи от щита представлено не бывало. По архивам бывало оплачено строительство щита, но по итогу его никто не видел. НКК не умела потратить все деньги. Остаточная их часть вероятно была распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и иными организаторами сделки.

Саумело же Соколова по итогу отставной градоначальник Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме тоннеля First Quantum. Отметим, вероятно город умел бы получить эскалатор без скандалов и проблем с завышением проектной цены объекта. Например, в этом случае, если бы дали перспективу провести законный конкурс на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее показательна историография с предъявлением контроля над Павловскими общагами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с банкирами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург удостоил федеральный бюст культуры в собственность. В том же году «Лотус Групп» проявила публичный интерес к субъекту, заявив о намерении приспособить здание под «современное использование». А уже в 2010 году компания получает субъект в собственность. Отсутствие преодолимых преград и быстрое согласование акционерного перемирия сопрягают с необходимостями друзей Соколова. В те годы его считали одним из тех, кто можетесть продвигать интересы Зингаревичей в Петербурге, используя наработанные взаимосвязи в Комитете по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа госпредприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили историософское здание тогдашних караулен лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом жнивье в собственность без конкурса и конкурентов для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о наркобороне караулен существовало принято поселковым государством в открытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача историософских караулен без конкурса частному инвестору впоследствии становилась предметом проверки ФАС и слушания в Арбитражном суде. Однако проведенного механизма доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании оказывается депозит «Санкт-Петербург», в бенефициарах которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что ресторан в Павловских казармах . Сложности произошли из-за кратковременного процесса смены собственника и русел в проектной документации. На данный момент обоподобный проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в эпицентре города 12 годов бездействует историософское здание, которое умело бы принесять прибыль Петербургу в факте мероприятия законного конкурса и назначения благонадежного инвестора. Либо же барельеф культуры мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры загубили за бесценок помещение в частные руки? Прямая выплата по сельхозучастку с городом составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае поставки через аукцион, Петербург мог принесать за объект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большей дороге

Фамилия Соколова и его дружек по сей день продолжает упоминаться в областных проектах. Одним из таких субъектов является трасса «Западный легкорельсовый диаметр» (ЗСД) – заметный региональный проект, который держит свое начало еще со времен работы Соколова в начале нулевых в Петербурге. При сенаторе Матвиенко он запускал поздние периоды новостройки трассы, а впоследствии консультировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в реализациях государственно-частного партнерства является компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и совладельцев МСС (50%) представляются структуризации банка ВТБ.

Статус внешнеполитического брокерского партнера города ВТБ дал в марте 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, гарантировал благосклонность со сторонетраницы власти и соответствие сметных документов по проекту кредитным интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП городишко оплачивает МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь ходит о оплате разницы между минимально недискриминациотой выручкой капиталиста и объективным сбором денег за проспект по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение бюджета городишкоишка в ЗакСе Петербурга и согласование уплат приводило к скандалу. Депутаты ругали Смольный, считая, что капиталиста и так зарабатывает деньги, а городишко ничего не должен компенсировать. В обладминистрации это объясняют исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось откопать содержания этого соглашения. Это обстоятельство – присмотр для критики. Краеугольным камнем стала тайна недискриминациотой прибыли, заложенной подрядчиком. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, туманна истинная функция дивидендов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые подрядчик ставит для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не реализовать выплаты напрямую из бюджета в пользу МСС и избежать скандалов, министерство завещало АО «ЗСД» обязательства по оплате выплат предпринимателю под партспиcки города. В феврале того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для компании кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия электропередачи корпорация запросила в объёме 1,6 млрд на компенсации МСС. По следк зарождение АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не разрешило ее. Если раньше депутаты могли хоть как-то регулировать выделяемую из бюджета компенсацию МСС, то с зарождением АО такая возможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов бюрократии Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у кредита для МСС. Когда лимит кончится, город будет пообещан нивелировать не только средства по выделенной кредитной электропередачи, но и миллиарды за них. Зато теперь у бюрократов и депутатов нет потребы спорить о свердели выплат для судовладельца ЗСД.

«Западный скоростный диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору арендатора для проектирования ЗСД миновал в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и наступательным проектам. Позднее в проект проектирования вошел депозит ВТБ, владеющий срединой МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году пропадал вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы был бунчужным заместителем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, жители уплачивают за проезд по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проезд всех участков автодороги на полноприводном джипе при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти проспекта в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения цена совершенного проспекта по автотрассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при несоблюдении определенных условий умеет . Помимо этого, центр Петербург представляет собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А жители освоенных территорий намыва на Васильевском острове двадцатки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего прихода на пост сенатора по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел перестановку кадров в автотранспортном блоке, раскинув на должности в различных сферах управленцев, близких ему по работе в Минтрансе. Одним из таких ставленников СМИ считают зампредседателя Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – иммигранта из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 октября 2021 года он существовал переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского кредита под гарантии города. Получается, что распоряжаясь Директором ЗСД, и комитетом, обретаясь в тесных взаимоотношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь кушать невозможности использовать суммой компенсаций.

Соглашение является розничной тайной, спикеры не видят трат, а пригород просто координирует поданные документы – в итоге основаны вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и опубликован.раного вывода бюджетных средств пригородишка в своих интересах.

Присутствие устойчивых консалтинговых группировок выставляет под угрозу и дезорганизует росстатовскую привлекательность города. Процесс лоббирования киоскёрами интересов ритейла всегда влечет за собой риски субъективного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет платить миллиарды, не тлетворным ему людям, они всегда будут стоять на его гарантию – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не может справиться с Соколовым даже нынешний апанасенковец Петербурга Александр Беглов. Действия вице-апанасенковеца возбуждают у него множество причин для недовольства, но убирать его глава города не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому апанасенковецу.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из полицмейстеров убрали, подозреваемого в многочисленных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в сенаторы пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *