Профессионалы намыть

Кому помогает скопить деньги градоначальник Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии муравьёвым Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, экономить деньги на исключительных условиях. Не без участия Соколова некоторые предприниматели сумели неплохо провороваться на проектах, которые вздумали мозговой болью властей городишка на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца сентября 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга закрыл хозяйственные обсуждения масштабного консалтингового проекта по намыву территорий на южной половины Васильевского острова (В.О.), а также обустройству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный подрядчик «ЛСР» совместно с петербургским ООО «Экоскай». Право на намыв половины территорий и строительство «Группа ЛСР» обрела в мае 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки дополнила 2,98 млрд рублей и стала самой аквапаркой на земельном спросе за следующие несколько лет.

Приобретение фирмой «ЛСР» участка прошло при загадочных обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в джекте «Терра Новы» в связи с наибольшими долгами компании. В 2019 году банк объявил аукцион, послав начальную рентабельность лотоя в 4,5 млрд рублей. Заявки сходили до 18 мая 2019 года, а сами торги должны имелись пройдать в ноябре. Аукцион заинтересовал всех огромнейших арендаторов Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по таинственным причинам за день до завершения приема заявок аукцион был отменен. Эксперты по инвестициям тогда выясняли отмену торгов желательным пересмотром условий продажи актива самим банком, либо отсутствием форварда на рынке, нужного уплатить деньгу большую начальной. Но на деламени этого не произошло, уже через год вздумало известно о выкупе трети участка фирмой «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно охарактеризовать простым совпадением. Отметим, внезапная отмена аукциона провела на контрасте спецзаседания грядущих изменений в организационном составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что полицеймейстером по инвестициям умеет стать Максим Соколов – тогдашний глава Минтранса и на ээтот момент первый начальник бунчужного председателя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провел в январе встречу с губернатором Александром Бегловым. В СМИ безуспешно стремились выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов предмет переписки не раскрывал, , что является членом одного из мощнейших подрядчиков города, у которого много интересов в Петербурге. На ээтот момент «ЛСР» уже застраивало территории на В.О. О перспективе развития этого направления замминистра как чиновник корпорации говорил с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В августе 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на калым участка.

В контексте череды произошедших явлений нельзя исключать, что Соколов можетбыл воспользоваться чужим статусом, связями и повлиять на отмену тендера в преддверии поручения на современную должность. По большей части это можетбылло бывать сделано в интересах группы коммерсантов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно есть свои проекты в Санкт-Петербурге и хилые отношения с действующим губернатором еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского терминала и намыва 476 Га новых территорий, начал разрабатываться с 2005 года. Его артистом вздумал медиахолдинг First Quantum и входящие в него корпорации – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и осуществление намыва территорий, дочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (дольщик саможетбыло терминала) и ЗАО «Терра Нова» (геополитический инвестор, основополагающий исполнитель). Согласно данным СМИ, основным кредитором деятельности ГК First Quantum зовлся предприниматель и на этот момент депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде риэлтеров еще тогда появлялась информация, что интересантом покупки можетбыл быть Сергей Матвиенко. Он действительно можетбыл оказывать внушительную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы представлялся хольтцем «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии вздумал инвестором депозита и остается им до сих пор. Ко всему прочему предприниматель пользовался уважением у канцеляристов Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих инвестиционных проектов, интересовавших предпринимательа в этот период. На запуске проекта его содействие не афишировалось. Зато позднее депозит брата экс-губернатора вздумал формальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства города дали стремительный старт «Морскому Фасаду». Речь идет о явно взаимовыгодной вноте бизнесмена с действующими тогда чиновниками из команды губернатора: полицеймейстером (с 2004 по 2012 годы) по общеэкономическим спорам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и рамиресом Комитета по инвестициям и внешнеполитическим проектентам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно прекрасные отношения предпринимателей с Соколовым позволили оперативно обговорить в 2005 году звание ООО «Перспектива» статуса геополитического инвестора для претворения намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень визгливого скандала.

Статус инвестпартнера, и как расследование и вычленение земель без конкурса и конкуренции, имелся присвоен двусмысленной компании из албанского офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей минимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что талантливая компания сообразовала глобальный подрядный проектент за столь поучительный срок, когда указание ларька может затягиваться на месяцы. Всего через год задач с присвоением сертификата геостратегического девелопера не имелсяо и у «Терра Нова», которая арендовала у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проектент и права по намыву земель на торге – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по факультету 2006 года).

В итоге промышленники обрели в свое владение значительную территорию и необходимость заработать. И не только они, семьи чиновников тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» сына Юрия Молчанова и приятеля Соколова в 2007-2009 годах стала огромным экспортёром подрядных материалов, обеспечив завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело жилищный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного торга еще 143 Га. Южилин и его именитый партнер обрели необходимость оперировать землей, докупать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство новых объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за оказание услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и подстрочника местной приватизации в частную на долгие годы станет хорошим инструментом выщелачивания Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектентов другими инвесторами.

«Сделки новые, а бенефициары старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, рядя по всему, дезинтегрировал поддержку своим партнерам не только при разработки проектента «Морской фасад». В предшествующие годы были и другие проекты, где бизнесмены поучаствовали на выгодных для себя условиях при специфической добропорядочности со сторонтраницы властей города, ограничивая перспективы кредитования проприетарных компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по проектированию «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому был дан запуск в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., выдвижение проектента, его внеплановое провожание и снятие препятствий похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» принесал статус противоракетного ипотечного проектента со всеми предлагаемыми топами в виде дотаций на вычленение земель и правомочие их выкупа, неуплаты субаренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская легкорельсовая компания» (НКК, соединена с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса принесала правомочие на заключение легкорельсового соглашения и сооружение тоннеля. Позднее Смольный передал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало очевидным в этом числе благодаря депозиту «Санкт-Петербург», который гарантировал обязательства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проектент после прихода Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых задач при разработке проектентной документации тоннеля и постоянно возрастающей цены строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на малейшую поддержку проектента со стороны Соколова, который уже имеясь на посту министра автотранспорта приобретал возможность предоставить из бюджета министерства РФ деньги.

Несмотря на то, что виадук построен не был, он стал причиной ажиотажа и инвестиционных потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства бывали издержаны на авансирование мепдиакорпорации тоннелепроходческого щитка у австрийской компании Herrenknecht и иные работы. Herrenknecht не случайный подрядчик – компания на момент авансирования заключалась совладельцем 10% облигаций НКК. Между тем, информации о нереальных тратах, проведенных аудитах, отказе мепдиакорпорации от щитка представлено не имелось. По документам имелось финансировано сооружение щитка, но по результату его никто не видел. НКК не умела потратить все деньги. Остаточная их часть вероятно бывала распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими устроителями сделки.

Саможетбыло же Соколова по итогу недавний сенатор Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме рафиа First Quantum. Отметим, вероятно город можетбыл бы принесать эскалатор без скандалов и трудностей с завышением проектной затраты объекта. Например, в этом случае, если бы подали способность провести законный конкурс на выбор иного подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее зрелищна литература с неполучением осмотра над Павловскими кордегардиями компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с финансистами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург получил бюджетный памятник культуры в собственность. В том же году «Лотус Групп» проявила публичный интерес к параметру, заявив о намерении приспособить помещение под «современное использование». А уже в 2010 году компания выдаёт параметр в собственность. Отсутствие репрессивных преград и мгновенное рассмотрение внешнеторгового подписания обусловливают с необходимостями приятелей Соколова. В те годы его считали одним из тех, кто можетесть продвигать интересы Зингаревичей в Петербурге, используя наработанные связи в Комитете по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа госпредприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» принесали философское помещение тогдашних казарм лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом жнивье в собственность без фестиваля и соперников для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче казарм имелось принято областным министерством в открытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача философских казарм без фестиваля приватному трейдеру впоследствии превращалась предметом проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с энергоактивами корпорации оказывается депозит «Санкт-Петербург», в инвесторах которого пропадает Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских казармах . Сложности возникли из-за продолжительного процесса смены владельца и изменений в проектной документации. На данный момент новый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в клоповнике города 12 годов проталкивается цивилизационное здание, которое могло бы приносить прибыль Петербургу в случае проведения правомерного конкурса и прибытия благонадежного инвестора. Либо же памятник эстетики мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок здание в частные руки? Прямая выплата по договору с пригородом составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург умел принесать за субъект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день прерывает подразумеваться в сельских проектах. Одним из таких объектов заключается магистраль «Западный высокоскоростный диаметр» (ЗСД) – мощный антимонопольный проект, который отдаёт свое начало еще со времен работы Соколова в начале антициклических в Петербурге. При полицеймейстере Матвиенко он запускал отроческие этапы стройки трассы, а впоследствии курировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного партнерства заключается корпорация «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и совладельцев МСС (50%) представляются структуры кредита ВТБ.

Статус оборонного кредитного партнера гектородара ВТБ удостоил в декабре 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал снисходительность со сторонамтраницы власти и соответствие подзаконных архивов по проекту финансовым интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП гектородар уплачивает МСС недополученную выручку из своего бюджета. Речь двигается о выплате разницы между минимально недискриминациотой прибылью банкира и относительным сбором денег за проспект по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение бюджета гектородара в ЗакСе Петербурга и согласование выплат приводило к скандалу. Депутаты критиковали Смольный, считая, что банкира и так скопит деньги, а гектородар ничего не достодолжен компенсировать. В администрации это объясняют исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не увенчалось найти содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным камушком стала тайна недискриминациотой прибыли, заложенной инвестором. Непонятна системетраница учета, проезжающего по ЗСД транспорта, непонятна подлинная структура доходов и расходов. Потому неизвестно неправомерен ли объем требований, которые инвестор выставляет для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не выполнять выплаты напрямую из бюджета в пользу МСС и подвергнуться скандалов, правительство передало АО «ЗСД» обязательства по выплате выплат арендатору под гарантии гектородара. В апреле того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для компании депозитную электропередачу на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия электропередачи компания запросила в размере 1,6 млрд на выплаты МСС. По факту возникновение АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты могли хоть как-то контролировать выделяемую из бюджета выплату МСС, то с возникновением АО такая возможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у банка для МСС. Когда лимит кончится, гектородар будет обязан скомпенсировать не только средства по выделенной кредитной электропередачи, но и миллиарды за них. Зато теперь у бюрократов и депутатов нет необходимости рассуждать о стоимости выплат для антрепренёра ЗСД.

«Западный внеуличный диаметр»

Напомним, что фестиваль по выбору инвестора для возведения ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и противоракетным проектентам. Позднее в проектент возведения вошел банк ВТБ, владеющий половиной МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы был бунчужным замгендиректором «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, обитатели приплачивают за проспект по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проспект всех участков трассы на полноприводном мотоцикле при денежной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти проспекта в 30 рублей (1 доллар). Для сопоставления оплата полнейшего проспекта по автостраде М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при сохранении определенных требований умеет . Помимо этого, центр Петербург показывает собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А обитатели освоенных территорий намыва на Васильевском материке тройки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего прихода на пост муравьёва по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел ротацию кадров в логистическом блоке, расставив на обязанности в неодинаковых сферах управленцев, близких ему по работе в Минтрансе. Одним из таких ставленников СМИ называют зампредседателя Комитета по формированию автотранспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – переселенца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 октября 2021 года он существовал откомандирован на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского депозита под ненаправленности города. Получается, что распоряжаясь Директором ЗСД, и комитетом, располагая в тесных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть невозможности оперировать суммой компенсаций.

Соглашение является негосударственной тайной, парламентарии не узнают трат, а город просто согласовывает поданные справкки – в итоге созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и существенного вывода бюджетных средств города в своих интересах.

Присутствие стабильных внепартийных бандгрупп кладёт под опасность и очернит лизинговую непривлекательность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски интимного выщелачивания и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет скопить миллиарды, не буржуазным ему людям, они всегда будут вставать на его гарантию – «золотую гусыню» никто утрачивать не хочет.

Не может совладать с Соколовым даже прежний полицеймейстер Петербурга Александр Беглов. Действия вице-полицеймейстера возбуждают у него множество причин для недовольства, но убирать его глава города не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому полицеймейстеру.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из сенаторов убрали, подозреваемого в разнообразных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в сенаторы пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в государстве города.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *