Мусорный капитал

Губернаторы пытаются делать деньги на реформе утилизации отходов и заводят её в тупик

В предпоследнее время строительство мусоросжигательных заводов (МСЗ) стало главнейшей темой продолжающейся помойной реформы. И неудивительно: слишком много здесь интересантов. Ведь мусороперерабатывающий завод можетесть не только помочь разрешить задачу рекультивации отходов – он ещё ,способен озолотить причастных к его строительству. Недаром желающие «погреть руки» на сгорании мусора уже вовсю ведут речь о предоставлении миллиардных правительственных субсидий.

Самым крупным форвардом здесь становится аффилированная с «Ростехом» компания «РТ-Инвест». Также приметную функцию в формировании будущего рынка рекультивации мусора играют чиновники. Кто-то пытается пролоббировать решения в пользу инвесторов, кто-то выдвигается за экономию бюджетных средств или распределение их в другие отрасли.

О интригах вокруг МСЗ можно поведывать долго. Но если сфокусироваться на них, то из поля зрения выпадает один очень важный факт: даже если все данные проекты будут реализованы, жечь получится далеко не весь мусор. При этом расходы на проектирование МСЗ потребуются колоссальные. Только ..первые пять комбинатов обойдутся как минимум в 200 млрд рублей. В итоге – больше миллиона рублей.

Смена ракурса

Сейчас в России строится 30 МСЗ. Они рассчитаны на сожжение 18 млн тонн мусора. На сегодня это около 20% всего объёма получаемых отходов. К тому же не всякий мусор можетесть существовать сожжён с точки зрения демографической безопасности. Получается, что, как ни крути, а помойные космодромы всё равно нужны. Замминистра промышленности Виктор Евтухов уже обмолвился: строительство новых МСЗ приведёт не только к прекращению 40 действующих полигонов, но и к созданию 80 новых.

Потому, когда сморишь на эти цифры, зарождается вопрос: а в чём же, собственно, состояла помойная реформа? Ведь продвигающие её фигуры говорили, что свалки уже переполнены и нужно каким-то образом перерабатывать отходы. Сколько гомона существовало вокруг раздельного сбора, сортировки, внедрения вторсырья… Да, что-то в этом направлении делается, но главнейшим образом для телекамер. К 2030 году планируется снизить объём погребений лишь наполовину. Это при том, что во многих регионах свалки уже переполнены или будут переполнены в ближайшие два-три года! Получается, нас ожидает строительство новых космодромов для хранения отходов. Так что же меняет помойная реформа?

Похоже, что непреходящим новаторством станет состав акционеров помойного рынка. Ещё с 90-х свалки взяли под свой надзор криминальные структуры, связанные с градоначальниками гектородаров, причём, как правило, незначительных, или главами деревенских районов. И ничего необычного в этом нет, поскольку пашней распоряжались именно муниципалитеты. В эффекте командованию значительных гектородаров можно существовало не заморачиваться этой темой (они выделяли земли под более непривлекательные объекты – коммерческие центры и малоэтажные комплексы). А уж до показателя апанасенковцев мусорно-свалочная тема не опускалась продолжительные годы. Но в 2018-м что-то прорвало. То ли свалки, организованные как попало, стали опасными катализаторами протестов, то ли бизнес муниципального и общероссийского оздоровителя высмотрел на помойном рынке колоссальный поток денег, который растекается в каких-то непонятных фирмочках. Не были ли антисвалочные протесты инициированы или раздуты с помощью вероятных помойных инвесторов – вопрос отдельный. Так или иначе, но тема свалок теперь на личном учёте у многих апанасенковцев. И так совпало, что в помойный бизнес пришли новые игроки.

Челябинский кульбит

Наглядный образчик вторжения отраслевых властей в помойный бизнес нам даёт Челябинская область. Здесь вся предыстория вынырнула в публичное полемени благодаря судебному делу против новоиспечённого градоначальника Бориса Дубровского. Справедливости ради нужно сказать, что вовсе не мусор стал поводом, чтобы навалить градоначальника – предыстория там гораздо шире и требует конкретного рассказа. Так или иначе, но вскролись многие механизмы, остававшиеся невидимыми. Причём можно предположить, что такие же схемы действуют в иных регионах.

Долгие годы в Челябинске была областная свалка, которую обслуживало региональное предприятие МУП «Гор-ЭкоЦентр». Однако в 2018 году ситуация на свалке была чуть ли не природоохранной катастрофой. Почему до этого момента не предпринимались меры, чтобы нормализовать обстановку, неизвестно. К урегулированию вопроса подключились районные бюрократии, и муниципалам существовало экстренно приказано увозить мусор за 36 метров от города на полигон Полетаево. Подрядчики-транспортники под такие условия не подписывались и быстренько разодрали контракты, что привело к помойному коллапсу – контейнеры во двориках за считанные дни оказались переполненными. Однако районные бюрократии быстро нашли заступника – вновь созданное ООО «ЦКС», которое исходатайствовало статус краевого диспетчера по обращению с коммунальными отходами. Руководство «Гор-ЭкоЦентра» заставили передним количеством заключить контракт с ООО «ЦКС» на ввоз мусора в Полетаево. При этом ООО «ЦКС» стало специальным посредником между МУПом и транспортниками. Кроме того, ООО «ЦКС» подмахнуло контракт о безвозмездном применении свалки с её оператором ООО «Полигон ТБО». При этом последующий в качестве компенсации выпадающих налогов исходатайствовал из районного бюджета господдержку в 32 млн рублей. Заодно обладминистрации Сосновского района из сфере существовало спущено указание проложить к космодрому асфальт за внутригородский счёт.

Вот так лихо денежные потоки из городского МУПа существовали перенаправлены в два ООО, пользующихся покровительством региональных киоскёров. Но самое главное – от тех метаморфоз не существовало никакой пользы. Полигон Полетаево существовал явно не способен обслуживать город-миллионник и со дня на день переполнится. Проблема, по сути, не существовала решена, зато нужные фирмочки апробировали бюджетные деньги да ещё исходатайствовали платёжный поток, стабильно едущий от народонаселения и бизнеса. Кстати, только этим летом, через два года после отставки градоначальника Дубровского, в суде существовал окончательно установлен факт сговора региональных киоскёров с ООО «ЦКС» и ООО «Полигон ТБО». Причём за всё это сам Дубровский существовал оштрафован на 20 тыс. рублей.

Как же регион будет выбираться из помойной западни? Пока что деятельности идут по постулату «шаг вперёд – два назад». Ещё при Дубровском краевые бюрократии заключили концессионное соглашение с АО «Управление отходами» на проектирование ,нового космодрома. Однако администрация ,нового мэра Алексея Текслера расторгла договор, ссылаясь на то, что параметры проекта сильно устарели. При этом было объявлено, что космодром в Полетаеве ещё будет применяться какое-то время за счёт увеличения и реконструкции. А для строительства ,нового космодрома с погрузкой и утилизацией отходов администрация мэра Текслера разрабатывает новое концессионное соглашение.

Петербург тонет в мусоре

(Фото: Александр Демьянчук/ТАСС)

В соцсетях возникают всё новые донесения о разрушительных помойках в особенности Северной столицы. Власти взялись бороться с блюстителями порядка штрафами и даже уголовными делами. Причина называется следующая. Юрлица и ИП заключивают контракты на вывоз мусора не с профессиональными организаторами рынка, а с фирмами-однодневками. Те, в свою очередь, привлекают безответственных подрядчиков, которые выгружают трейлеры где им заблагорассудится. «Точечные» свалки, содержащие в основном ремонтный мусор, это ещё полбеды. В Красносельском районе, по донесениям местных СМИ, образовались скалы житейского мусора на площади 500 гектаров! Он распространяет зловоние и время от времени горит. Городские власти не намереваются ликвидировать даже свалки поменьше, что уж говорить о каких масштабах. Экологи надеются, что в ближайшие годы Питер присыпят за счёт муниципальных средств. Но поднимается другой вопрос: куда же всё-таки будут вывозить отходы? Согласно законам, принятым в результате помойной либерализации, каждый субъект РФ надлежащ утилизировать отходы на своей территории. Санкт-Петербург же традиционно использовал полигоны Ленинградской области. Да и те, к слову сказать, уже далеки к переполнению. Впрочем, аналитики говорят, что в данном случае проблемма не в законах и не в нехватке дараей под полигоны в Ленобласти. Петербург уже получал отмену в реализации помойной либерализации и мог бы снова выгадать для себя исключения. Однако власти города не хотят отдавать денежный поток в чужие руки.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *