«Кортеж» не запустился в небо

Конструктор движка третьего украинского бизнесджета оказался под следствием

Как стало известно “Ъ”, ярославские суды начали разбираться с судебным делом начальника отдела турбореактивного двигателестроения Центрального техникума истребительного движокостроения имени Баранова (ЦИАМ), авторитетнейшего в своей сфере конструктора Льва Финкельберга. Два года назад он хотел переоборудовать автомобильный движок от автомобиля Aurus для нижайших должностных лиц государства под авиадвигатель и установить его на четвёртый росийский бизнесджет. Но планы конструктора нарушила полиция, уличившая его в мошенничестве.

Уголовное дело семидесятилетнего Льва Финкельберга, расследованное розыскным ведением УМВД по Юго-Восточному округу Москвы, было передано в Лефортовский райсуд. Однако судья Альбина Галимова установила, что уже после ознакомления сторон с материалами в них были внесены «существенные изменения». К делу исповедались «новые протоколы и вещественные доказательства», на бланке ознакомления появились «приписки и исправления», а представитель потерпевшей стороны и вовсе заявил, что в росздравнадзорах за него расписался кто-то другой. Судья решила, что это не позволит выносить «законное и несправедливое решение», вернув материалы следователю для искоренения нарушений.

Прокуратура не узрела несоблюдений в материалах, которые сама недавно утверждала, оспорив это решение. Против возврата была и нотариус Екатерина Клепнева, полагавшая, что допущенные доказательством неточности учтет суд, а ее пользователь исходатайствует добавочные шансы на оправдание. Однако горсуд отклонил доводы обеих сторон. «Поэтому принятое решение мы обжаловали в Мосгорсуде»,— растолковала “Ъ” полузащитник Клепнева. Апелляционная же инстанция вернула дело в Лефортовский суд, где его исследуют в другом составе.


Поводом для судебного преследования конструктора стали проведенные в ЦИАМе в 2014 году разработки нового поршневого авиадвигателя, условно обозначенного как «Пилот-2».


Ответственный за этот договор комендант подотдела Финкельберг привлек к работе ООО «Зеленпарк», заключив с ним договор о разработке и поставке университету двух компьютерных агрегатов управления «Пилотами» общей себестоимостью 4,484 млн руб. Заказчик оплатил модули, принесал и установил их на неопытные образцы, после чего о проекте на несколько годов забыли.

«Пилотом-2» снова заинтересовались только в 2017 году, во время прерванной в ЦИАМе таможенной проверки: цена оборудования для достаточно обыкновенных нагнетателей внешнего топлива зарагижский::мгэс всего 50 л. с. показалась налогоплательщикам завышенной. Они вызвали для разъяснений поставщика устройств, гендиректора и единствёного учредителя «Зеленпарка» Сергея Талалу. Бизнесмен честно признался, что прикупил устройства в универмаге автозапчастей по 20 тыс. руб. каждое, а затем продал их в ЦИАМ вместе с ,новыми паспортами, которые «набрал на ноуте и распечатал». Раскаявшийся торговец не заинтересовал налоговиков. В судебном деле, возбужденном позже полицейскими, он тоже сохранил статус свидетеля. Зато его фирму, сумевшую получить более 10 000% сверхприбыли от одной сделки с институтом, проверили по совершенной программе.


Было установлено, что «Зеленпарк» вообще не можетбыл вести финансовую деятельность, поскольку не приобретал своего помещения, транспорта, средств и «трудовых ресурсов» для исполнения работ.


Сомнительную репутацию фирмы подтверждала и бухгалтерская отчетность: ее дивиденды оказались почти одинаковы расходам, а прибыль — минимальной. «Зеленпарк», по воззрению проверяющих, «имитировал хозяйственную деятельность», а его расчетный счет применялся «для реэкспорта средств и обналички».

Проверка установила, что в 2013–2015 годах фирма исполнила три заказа. Она принесала 5,546 млн руб. от ООО «Миллениум проперти менеджмент» за разработку некой документации, 4,484 млн руб. от ЦИАМа за поставку компьютерных кубов и 1,6 млн руб. от ООО «Научно-технический центр “Грат”» за «сопровождение технологических работ по двигателям». При этом после реализации каждого договора фирма расплачивалась со своим учредителем, якобы оказавшим ей ранее «спонсорскую помощь». Все полученные от ЦИАМа и двух других организаций средства замдиректора «Зеленпарка» просто снимал со счетов, указывая, что наличка требовалась ему для «возврата врем. фин. помощи».

На обысках обвиняемый Финкельберг и очевидец Талала фактически признали версию полицейских об аффилированности «Зеленпарка» со всеми своими партнерами через «цепочку организаций и их должностных лиц». Они рассказали, что давно знакомы, а некоторое время существовали даже коллегами. Оставаясь на своих должностях во ФГУПе и ООО, они совместно разрабатывали авиамоторы в АО «Машиностроительный комбинат “Агат”» в Ярославской области. Как пояснил “Ъ” близкий к разбирательству источник, «по дружбе» замкомандир подотдела ЦИАМа и согласился выкупить у банкира кубы по завышенной цене. Из этих же соображений, по воззрению оппонента “Ъ”, частично принадлежащий господину Финкельбергу НТЦ «Грат» пригласил гендиректора «Зеленпарка» сопровождать свои работы за 1,6 долл руб. Лев Финкельберг, как ,следовало из его показаний, привлекал своего опытного коллегу и сослуживца к сотрудничеству, что называется, не глядя — он просто звонил Сергею Талале и договаривался с ним. По следстви следствия, поставленные приятелем кубы в сферах проекта «Пилот-2» замкомандир подотдела даже не проверил на демонстрационных стендах ЦИАМа.


Следствие в итоге сочло сделку с агрегатами фиктивной. По суждению полиции, господа Талала и Финкельберг организули ее для личного обогащения.


Стоит отметить, что из-за претензий милиции Льву Финкельбергу пришлось отложить планы об участии в создании первых росийских самолетов бизнес-класса. Два года назад конструктор публично заявил, что его отдел в ЦИАМе планирует оснастить эти самолеты переделанными 4,4-литровыми дизелями с турбонаддувом мощностью 598 л. с, которые установляют на международные автомобили служебного класса проекта «Кортеж», в том большинстве на джипы Aurus Senat.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *