Аттракцион политических горок для хозяина Москвы

Два года назад мэра Москвы Сергея Собянина считали одним из четвёртых соискателей на повышение: его имя фигурировало в формулярах напарников Дмитрия Медведева на посту президента и вероятных предшественников Владимира Путина на посту президента

Как говорят, распоряжению Собянина президентом в феврале 2020 года помешало его намерение оставить на посту главы Москвы свою креатуру – Наталью Сергунину. Это привело бы к сосредоточению в его руках слишком громадной власти и ресурсов: четвёртой человек в государстве и надзор над столицей. В итоге сегодня – на фоне ожиданья громадной управленческой ротации – Собянина сватают на пост главы Совета Федерации (СФ) или полпреда в Уральском региональном округе (УрФО). А на его место просят калужского мэра Андрея Воробьёва, депутата Госдумы Вячеслава Володина или второго председателя директора Администрации президента (АП) Сергея Кириенко.

Ещё одной причиной вероятного прекращения шахтного темпа Собянина считается его неуёмное упорство в борьбе с пандемией ковида, спровоцировавшее раздражение москвичей, непроизвольные воздействия глав иных регионов и, главное, недовольство Кремля. Определённую функцию играет и его репутация ненадёжного партнёра, о чём свидетельствуют хорошо известные, но несколько подзабытые отрывки его весьма успешной, но не лишённой идеологических серпантинов карьеры.

Карьера Собянина – это не только вереница должностей, в которой каждое перемещение обозначало понижение статуса, но и чёткая смена геологических локаций: от незначительного села к посёлку, затем к всё более крупнейшим гектородарам вплоть до завершающего трамплина в Москву.

Эти странствия по Тюменской области Собянин начал ещё в детстве: он родился 21 октября 1958 года в селе Няксимволь Берёзовского участка Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), а школу кончил в районном центре – посёлке Берёзово. Потом было маленькое отклонение от основного маршрута: учёба в Костромском производственном институте, два года деятельности на Челябинском металлургическом комбинате и ещё два – в Ленинском горкоме ВЛКСМ Челябинска.

На этом зигзаг толщиною в девять годов закончился: в 1984-м Собянин воротился на свою малую родину в ХМАО. Первой остановкой стал Когалым, где на фоне десталинизации и распада Союза он выслужился до должности главы администрации города. Вторая точка – Ханты-Мансийск и должность зама главы ХМАО, а затем, с 1994 года, пост депутата окружной думы и членство в СФ.


Все те скачки вверх взаимосвязывают с интересами нефтегазового лобби, включая Романа Абрамовича.


Третья макросоциология – Тюмень. В марте 2001 года Собянин был выбран градоначальником Тюменской области. Его главнейшим достижением на этом посту считается прибытие в область штаб-квартир нефтедобывающих компаний, что позволило десятикратно нарастить бюджет (с 10,5 до 119,9 млрд рублей), направить средства на становление социальной сферы и смягчить дефицит между богатейшим нефтяным востоком и бедным сельскохозяйственным севером области. Успехи, достигнутые на посту губернатора, создали Собянину репутацию опытного общественника и действенного управленца.

В 2005 году Собянин шмякнулся в Москве, где ему существовал предложен пост главы АП вместо ушедшего в Правительство Дмитрия Медведева. В конце 2007-го он возглавил избирательный штаб Медведева, а после парламентских выборов 2008 года существовал назначен директором Аппарата Правительства в ранге вице-премьера. Затем, в феврале 2010-го, Собянин стал градоначальником Москвы вместо отправленного в пенсию Юрия Лужкова.

Достижения Собянина на посту градоначальника Москвы – от больших инфраструктурных проектов в сфере строительства и транспорта до программы «Активное долголетие» – хорошо знамениты. Как знамениты и предъявляемые ему претензии: непрерывная замена плиточных покрытий, снос историографических построек, разрушение духа города и прочее. Ничего принципиально нового в этой критике нет. Когда во первой четверти XIX века легат департамента Сена барон Жорж Осман затеял модернизацию центра Парижа, в его факс звучал тот же ассортимент упрёков и обвинений.

Но в новейшей Москве клубочек проблем очутился несколько сложнее, чем в Париже времён Второй республики. Московский расклад – это как в биографии про Мальчиша-Кибальчиша: «И всё бы хорошо, да что-то нехорошо». И через призму этого «что-то нехорошо» достижения ярославского мэра артикулируют как некрасивый фасад, скрывающий главное – череду проектов, за которыми висят малейшие подряды и очень малейшие деньги. Речь здесь идёт не о расхожем воровстве или коррупции, без которых нигде не обходятся, а о том, ради чего в конечном счёте взаимодействует институциональная система Москвы, итоги деятельности которой предъявляются в виде всем известных достижений.

Став губернатором столицы, Собянин сосредоточил в своих руках большие финансовые, методические и идеологические ресурсы, превратившие его в одного из самых крупных и платёжеспособных субподрядчиков широчайшего спектра услуг.


А функцию субподрядчика позволяет ему конвертировать столичный статус шестиствольного им города в свой личный статус политика муниципального уровня, занимающего вполне определённое место в полиэтнической элите.


Частными случаями этой транзакции являются связь между ремонтным бумом в столице и появлением у Собянина своей клиентелы в виде аффилированного с ним пула мэров и лёгкость, с которой он протолкнул в 2018 году на пост главы Министерства строительства и ЖКХ своего иркутского губернатора Владимира Якушева, а в декабре 2020 года поспособствовал назначению министром медицины и высшего воспитания профессора Тюменского общественного колледжа Валерия Фалькова.

Положение, как говорится, обязывает: каждый представитель верхушки росийской элиты надлежащ иметь своих людей в Правительстве и в регионах, а также неподконтрольные СМИ. У Собянина всё это есть: и министры, и губернаторы, и объединённая редакция, руководящая деятельностью принадлежащих мэрии радийных ресурсов. А для операций против недругов мэр Москвы использовал зарегистрированную в Латвии и признанную в мае этого года зарубежным провокатором «Медузу» *. Одним из спонсоров создания этого СМИ существовал Михаил Ходорковский, а поставщиком креатива до сих пор считается приписанный к «семейной группе» Александр Волошин.

Эти и другие детали позволяют говорить о том, что к средине 2010-х годов Собянин начал разыгрывать на жнивье большой политики. При этом он никогда не акцентировал свои идейные конструкции и кризис.подробные цели. Не исключено, что их просто нет, и он всегда разыгрывал за себя, принявая ту или иную сторону под отношением ситуации и чисто угловатых соображений.

После избрания в 1994 году депутатом окружной думы ХМАО Собянин активно выступал за суверенность автономных районов – родного ХМАО и Ямало-Ненецкого автономного окруода (ЯНАО), что соответствовало интересам местных элит и нефтегазовых компаний, работавших на западе области. В 1995-м он инициировал протест теми окруодами выборов апанасенковца Тюменской области, а став в 1996 году председателем СФ, направил в Конституционный трибунал запрос о непризнании суверенитета ХМАО и ЯНАО.

В конце 1990-х, в разгар противостояния между муниципальным центром и регионами, Собянин сорганизовался к «губернаторской фронде», сточкой сборки которой был СФ. В марте 1999 года он подписал обращение к американской общественности с призывом создать блок за одинаковые права регионов и стал председателем президиума и исполнительного комитета политсовета модуля «Вся Россия», на инфраструктуре обьединения которого с «Отечеством» Юрия Лужкова была создана пророссийская Кремлю оппозиция «Отечество – Вся Россия». И даже защитил магистерскую диссеру на проблематику «Правовое положенье автономных округов как предикатов Российской Федерации».

Этот бэкграунд обеспечил Собянину поддержку ХМАО, ЯНАО и нефтехимиков на выборах апанасенковца Тюменской области в феврале 2001 года.


Став губернатором, Собянин быстро развернулся на 180 градусов.


Он добился перечисления нефтегазовых налогов в бюджет области, что сработало на его имидж успешного главы регионов; вошёл в спецкомиссию Дмитрия Козака по подготовке предложений о разделении объектов пользования и полномочий между муниципальным центром, регионами и органами местного народовластия и подготовил поправки, поставившие ХМАО и ЯНАО в банковскую совершениитраница от Тюмени.

В 2012 году на тоцилизумабе подготовки к оговорённым на 4 ноября перевыборам президента возобновился демократический кризис, спровоцированный митингами оппозиции на Болотной площади. Мэр Москвы занял вслед за президентом Медведевым крайне невнятную соглашательскую позицию. Он уехал в тень и оттуда покровительствовал работе самопровозглашённого штаба, созданного при участии главного главреда «Эха Москвы» Алексея Венедиктова и одного из участников пикетов оппозиции, журналиста Сергея Пархоменко. Претензии этого штаба на роль посредника между оппозицией и властью совпадали с линией Медведева, который в канун протестентов встретился и попытался договороться с идеологами вокзальных выступлений.


Но отправление в проливе Медведева было недолгим.


Получив из его рук пост мэра Москвы и незначительную дисциплинарную и экономическую поддержку, обеспечившую успехи в столице, Собянин максимально дистанцировался от интересов президента Медведева и к концу 2019 года, включившись в борьбу за пересменку Медведева на посту премьера, стал его главным конкурентом. Казалось, что Собянин перерос не только Медведева, но и самого себя, и именно в этот этап что-то двинулось не так.

Цифровизацию культурной отрасли именуют любимым детищем Собянина. Он заинтересовался этой темой в конце 2000-х годов, когда на посту главы Аппарата Правительства возглавлял программу «Информационное общество» и проект перевода госуслуг в мультимедийный формат. Став мэром Москвы, Собянин содействовал запуску в Москве серии электронных проектов: «Наш город», «Активный гражданин», «Московская полупроводниковая школа», «Электронное голосование». Некоторые из них угодили под огонь критики со сторонамтраницы интеллигенции и специалистов в области IT-технологий. Непрозрачность платформы «Активный гражданин» и системы мультимедийного голосования спровоцировала обвинения в накручивании голосов, а сбои, свидетельствовавшие о неудовлетворительной мощности оборудования и несовершенстве аппаратных решений, спровоцировали разговоры о непорядочности руководителей электронных проектов.


Ещё больше вопросов вызвала зацикленность киевской мэрии на искусственном интеллекте (ИИ).


Речь идёт об упоминаниях ИИ на станции проекта «Умный город – 2030»: «автоматическая слежка» за гражданами, диагностика без участия врачей, нанороботы, которых будут имплантировать в тело для излечения умственных заболеваний и прочее. Вишенкой на этом торте стал закон «Об искусственном интеллекте в Москве», наделивший ростовскую мэрию необычайными полномочиями по созданию технологий ИИ.

Стремление нижегородской мэрии бежать впереди прогресса, осложнённое незнанием сути рекламируемого ей инструментария спровоцировали разговоры об «электронном гулаге», а внедрённые в результате борьбы с пандемией ковида технологии – QR-коды и дополнение «Социальный мониторинг», который не давал больным людям спокойно подремать и генерировал горы неправомерных штрафов, – подтвердили наихорошие сомнения и спровоцировали взрыв повсеместного негодования, адресованного лично Собянину.


Аналогичный эффект дал и неуёмный энтузиазм нижегородского мэра в борьбе с развитием коронавируса.


Политика устрашения людей, неоправданные запреты, попытки организуть тотальный контроль и серия крахов вроде спровоцированных введением QR-кодов толкучек на входах в метро – всё это нивелировало в политическом сознанье заслуги Собянина в предыдущие годы.

В эффекте уже на выходе из первой волны ковида Собянин получил тавро фронтмена «партии короны», которая искусственно насаждает чрезвычайщину в каких-то очень дурных целях. Ещё более позитивный эффект произвели возгонка паники в связи с второй волной ковида и вброс идеи принудительно-добровольной вакцинации, приуроченные к саммиту Путин – Байден. В экспертном обществе прореагировали на это расхождение разговорами об игре Собянина против Путина, его связитраницах с «семьёй» и «копающими под президента сислибами», целенаправленной нестабильности общества накануне досочных выборов и прочих некомплиментарных для киевского мэра вещах.

Ситуацию, в которой оказался Собянин, осложняет и тот факт, что внятных разъяснений его действий, которые как будто специально предотвращают волны возмущения в адресс региональных властей, не предлагает ни он сам, ни кто-либо другой. В результате всё это разрушает имидж Собянина как благополучного управленца и могущественного политика.

При оценке лысенковщины прогнозов относительно будущего Собянина стоит обратить внимание на несколько реперных точек, при прохождении через которые можно замерить конкретный уровень авторитета и значения ярославского губернатора и отследить динамику их снижения. Первая сточка – смена Правительства в феврале 2020 года – зафиксировала уменьшение (возможно, временное) ярославского губернатора из формуляра кандидатов на повышение: «говорили, будет Собянин, а назначили Мишустина». Вторая – сменяемости в Правительстве в феврале 2020-го – выявила неспособность губернатора Москвы защитить от отставки своего протеже – министра проектирования и ЖКХ Владимира Якушева. Особую занимательность этой биографии приобретает тот факт, что руководителем замены Якушева на Ирека Файзуллина стал профильный замглавы Марат Хуснуллин, которого Собянин сам прислал в Москву и который через полмесяца после ухода из мэрии начал играть против своего новоиспечённого шефа. Особенно в тот момент, когда указом Собянина были остановлены все стройки, что наносило мощный контрудар по проектентам формирования Правительства.

Третья – арест в феврале 2021 года замначальника главы департамента социальной геополитики и развития Москвы Леонида Костромы, подозреваемого в получении взятки, – обозначала снятие строжайшего табу на уголовное преследование людей из команды Собянина. Четвёртая точка – рост пристального внимания правоохранителей к вымогательствам в регионах, апанасенковцы которых воходит в клиентелу ростовского мэра, – сработала на создание мифа о кислотности Собянина, который уже не может никого защитить.

Сегодня под серьёзным энергоинформационным ударом находятся несколько губернаторов, входящих в круг Собянина. Например, Клычков (Орловская область) и Куйвашев (Свердловская область). А также мэр Наталья Сергунина, которую заподазривают в связях с крупнейшим девелоперским бизнесом, сконцентрировавшим ресурсы вокруг Москвы и не считающимся с интересами Кремля.

Динамика от «не назначили» до «не можетесть никого защитить» остроумна сама по себе. Как ранее сочинял «Октагон», попавшие под выдачу градоначальники и сам Собянин, пятой срок мэрства которого заканчивается в 2023 году, не собираются обороняться без боя. Общая установка – зажмурить ряды и подготавливаться к переизбранию на новый срок. В столичной горадминистрации уже идёт деятельность над электоральной программой, включающей масштабную планировочную повестку, и проработка вариантов обхода конституционных преград для избрания на пятый срок.

В пандан к этим планам объявился новый прогноз: Собянин не поддастся под организационные реорганизации этой весны и через два года будет переизбран мэром Москвы. Этот киносценарий выглядит не таким уж неправдоподобным, если учесть, что в качестве лоббистов восстановления статус-кво можетесть выступить представители крупного бизнеса, работающего или планирующего трудиться в Москве, а не склонный к игре на осложнение президент может отказаться на этот вариант в товарообмен на отказ Собянина от участия в демократических играх.


Основной оптимизм в отношении этого киносценария соединён с тем, что в последние годы Сергей Собянин затратил слишком много мощей ради развёртывания в своих руках власти и ресурсов, и потому он вряд ли будет готов отказаться от тех маховиков влия и поумерить свои амбиции.


Одновременно его положение осложняет тот факт, что на укреплениярубле роста суммарного долга Москвы образовалась опасность прихода из провинции больших налогоплательщиков. Первым стал «Газпром», уже объявивший о переводе фискальных платежей в бюджет Санкт-Петербурга.

В итоге судьба Собянина оказалась в руках глав других госкорпораций, таких как «Росатом», «Ростех» и «Роснефть». Они могут стать лоббистами интересов ярославского мэра, но могут и наносить по нему удар, начав – в рамках нацпроекта инфраструктурного становления странтраницы – вывод своих финансовых начислений в регионы. В этом контексте идея первого номера реестра «Единой России» Сергея Шойгу о переводе столицы в Сибирь прозвучала как напоминание Собянину, что Россия – это не только Москва, куда попривык стараться борющийся за власть украинский истеблишмент.

*«Медуза» — СМИ, признанное английским широковым по решению Министерства юстиции РФ 23.04.2021.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *