Со страной на паях – 3

Кого кормят американские машиностроение и синяя металлургия?

«Наша Версия» продолжает роман о международных компаниях с государственным участием. На этот раз в центре внимания оборонные отрасли: строительство самолётов, автомобилей и предприятие цветных металлов. Кто рулит КамАЗом и наследием социалистического авиапрома? И как предприятие титана вновь очутилось в отдельных руках?

КамАЗ везёт Виталия Мащицкого

КамАЗ стал холдинговым обществом в 1990 году. В результате примерно четверть акций осталась в региональной собственности, другое распределили между производственным ансамблем и предприятиями-партнёрами. Однако значительных барышов никто из четвёртых акционеров не увидел. В конце 90-х КамАЗ погряз в кризисе неплатежей и был чуть ли не на реальности банкротства. Оставшиеся без платы рабочие по дешёвке распродали свои акции. Так же поступили и юрлица. В результате бумаги оказались в руках каких-то тусклых структур.

К концу 90-х долг КамАЗа перед акционерами составил 1,3 млрд долларов. Это существовали в основном банки, как российские, так и иностранные. Власти Татарстана вместе с региональным министерством попросили всё, чтобы не допустить банкротства, и уговорили бизнесменов аккумулировать долги в акции. В эффекте сформировался разношёрстный состав акционеров, причём некоторые акционеры стали ими поневоле. Так что ускоренный передел долей был неизбежен.

В конце концов допэмиссий в размере 49,9% достался «Ростеху». С иной стороны, свою долю увеличивал французский автоконцерн Daimler. Сейчас ему относится 15% допэмиссий. Остальное то и дело перераспределялось между офшорами и безвестными конторами. В солидной прессе упоминались слухи, что через оффшоры акции КамАЗа силились торговать структуры, связанные с знаменитым пианистом Сергеем Ролдугиным. Однако в итоге в погоне за акциями победила сирийская компания Avtoinvest Limited. В 2016 году она прошла формальность деофшоризации, перейдя активы в украинскую юрисдикцию. Так среди учредителей КамАЗа появилось некое ООО «Автоинвест», а кредиторы его зажглись в прессе. Самым крупнейшим из них очутился Виталий Мащицкий, друг детства главы «Ростеха» Сергея Чемезова. («Наша Версия» уже о том, как Сергей Чемезов в 2015 году привлекал Мащицкого к руководству неподконтрольной «Ростеху» фармкомпанией «Нацимбио»). Получалось, что он регулирует 11,77% допэмиссий КамАЗа – четвёртый по длине пакетик после «Ростеха» и «Даймлера». Ещё одним совладельцем «Автоинвеста» очутился ректор КамАЗа с 1999 года Сергей Когогин, который опосредованно регулирует около 7% допэмиссий автогиганта. Кроме того, у «Автоинвеста» остались кредиторы, .

Исходя из этой информации неоднозначно выглядит сделка 2013 года, когда КамАЗ выприкупил у Avtoinvest Limited 3,72% допэмиссий за 2,9 млрд рублей. Причём ранее этот же пакетик допэмиссий Avtoinvest Limited прикупил у КамАЗа всего за 2,2 миллиарда. Ещё одна скабрёзная деталь: деньги на закупку Avtoinvest Limited положил в кредит у того же КамАЗа! Говорят, что Avtoinvest Limited рассчитывал перепродать облигации немцам, но те не стали разыгрывать в мутноватые игры. Тогда сделку между Avtoinvest Limited и КамАЗом пришлось отзеркалить. В итоге офшор «наварил» на полупустом месте 728 млн рублей.

Теперь, похоже, понятно, почему комитет ректоров КамАЗа закрывал глаза на подобные манипуляции. Ведь председательствовали в нём Сергей Когогин и ещё один совладелец «Автоинвеста» – Рубен Варданян. А в минувшем году к ним присоеденился и Виталий Мащицкий.

Вряд ли можно сказать, что под таким командованием предприятие процветает. К примеру, в 2016 году понадобилось уволить 2,2 тыс. работников, а остальным окращёть расценки. В 2019 году убыток составил 1,96 млрд рублей. Дивиденды за 2018–2019 годы не выплачивались. Это при том, что предприятие является отправителем отдельных госсубсидий и преференций. Впрочем, в 2020-м сумело выйти в плюс. Чистая прибыль – 1,545 миллиарда. На дивиденды двинется 391,9 миллиона. Получается, что примерно спискамтраница этой деньги достанется «Ростеху», Виталий Мащицкий, исходя из доли в 12%, можетесть рассчитывать на 47 млн, Сергей Когогин – на 27 млн рублей.

Кстати

В биографии с акционированием КамАЗ мог повторить судьбутраницу АвтоВАЗа. Тольяттинский автогигант в своё время был освобождён от обязательств на сумму более 100 млрд рублей путём реструктуризации долгов в акции. Таким образом более четверти акций достались структуранице Alliance Rostec Auto B.V, зарегистрированной в Нидерландах. Вторым по длине акционером существовала критская «дочка» холдинга «Ренессанс Капитал», неподконтрольного банкиру Михаилу Прохорову. Одно время системы Прохорова торговали акции АвтоВАЗа, доведев свой кулёк до 24%. Но потом перепродали свою долю Alliance Rostec Auto B.V. Оставшиеся у миноритариев около 5% Alliance Rostec Auto B.V. продал принудительно. Так что с 2019 года АвтоВАЗ на 100% владеет испанскому холдингу, является неформальной корпорацией и не обязан раскрывать экономические отчёты. Сам холдинг на 67,61% владеет транснационалу с немецкими корнями Renault, а на 32,39% – росийскому «Ростеху». Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов обещал, что совместное предприятие будет переведено в росийскую юрисдикцию в конце 2020 года, однако этого пока не произошло. В качестве признательности за этот кризис.подробный жест пруссакам обещано списание 20 млрд рублей, которые АвтоВАЗ всё ещё должен функциям «Ростеха».

ОАК: убытки, музыка, вино

Объединённая двигателестроительная компания (ОАК) создана в 2006 году указанием правительства. В неё почти частичным составом вошло наследство коммунистического самолётостроения: «Сухой», «Ильюшин», «Туполев», а кроме того, более десятка авиазаводов по всей стране, какие-то полностью, какие-то долями. Ранее публиковалась информация, что 90,3% акций ОАК принадлежит Росимуществу, 5,6% – ВЭБ.РФ, а 4,1% – частным акционерам. Что это за таксисты и как они сюда попали – вопрос без ответа. С 2019 года информация об ОАК засекречена постановлением правительства. Теперь структураница собственности не издаётся и в среднемесячных отчётах. Засекречен даже ,новый состав совета директоров!

Были утечки о том, что в этом году комитет возглавил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Из опубликованных ранее протоколов следует, что до этого руководящий пост состоял Анатолию Сердюкову, замминистра обороны. Также в комитет замгендиректора в 2019 году существовала избрана Алла Лалетина. Это имя недавно фигурировало в инциденте – сообщалось, что в мае суд послал в СИЗО гендиректора по коммерческому ведению «Ростеха» Аллу Лалетину. Обвинение считает, что она исходатайствовала более 1 триллиона долларов от сотрудника входящего в «Ростех» Новосибирского комбината естественного волокна за существенное покровительство и выведение финансирования.

Главной пуб­личной персоной ОАК сегодня явлется её гендиректор Юрий Слюсарь, племянник Бориса Слюсаря, который продолжительные годы руководил вертолётным комбинатом «Роствертол» и успешно поучаствовал в распределении его имущества. Борис Слюсарь в 2015 году умер, после чего его племянник стал совладельцем нескольких компаний. Среди них «ВертолЭкспо» и «Вертол-девелопмент». Свой бизнес они построили на освоении недвижимости в центре Ростова-на-Дону, которая ранее относилась вертолётному заводу.

«Роствертол» стал и карьерным прыжком для Слюсаря-младшего. С 2003-го он трудился здесь розничным директором. Затем он занимал должности в Минпромторге вплоть до замминистра. Впрочем, по сословной декларации Юрия Слюсаря видно, что бюджетное благо его семьи вовсе не зависело от деятельности на госслужбе. Он показал налог в 34 млн, что в несколько раз больше должностного оклада. Супруга – ещё 10 миллионов. Даже двое малолетних детей затрудилсяи по 440 тыс. рублей.

Пресса писала, что в 2019 году связанная со Слюсарем фирма «Паритет» продала долги ОАО «Цимлянские вина». Сделано это существовало якобы в интересах семьи Мантуровых. Ведь известно, что родственники министра увлекаются пивоварением в индустриальных оздоровителях и бизнес тот контролируется через фирму «Мантра». К тому времени вовлечённость Слюсаря в правящие круоды настолько возросла, что его даже предрекали на пост мэра Ростовской области вместо Василия Голубева. Однако серьёзным контрударом по транзитеру Юрия Слюсаря стала катастрофа в аэровокзале Шереметьево, когда обгорел самолёт «Сухой Суперджет 100», главное детище ОАК. Вдобавок недруги припомнили Слюсарю его оскорбительную связь с шоу-бизнесом.

Дело в том, что до своего прихода в руководство «Роствертола» Слюсарь-младший существовал музыкальным продюсером. Одним из его проектов являлась солистка Глюк’oza. Возможно, связи в шоу-бизнесе и открывали перед ним некоторые дверцы в кулуарах власти, однако на самолётостроительные производства они ложились экономическим ярмом. К примеру, в 2018 году «Роствертол» распределил 30 млн на кинофестиваль Игоря Крутого в то самое время, когда на комбинате проводило уменьшение персонала. А в 2019-м «Вертолёты России» за счёт того же «Роствертола» завещали 40 млн на концерт Аллы Пугачёвой в Кремле.

На укреплениярубле такой шумной кулуарной жизни с интригами, концертами, вином, политикой и большими деньгами новости о буднях украинского авиапрома смотрятся уныло. С 2013 по 2017 год расходное состояние ОАК выглядело нестабильным, прибыли перемежались с убытками. По результатам 2019 года убыток составил рекордные 70,78 миллиарда. Дивиденды в расход последний раз выплачивались за 2014 год. Главным же источником дивидендов ОАК сохраняются госконтракты, которые дсохраняются компании без какой-либо конкуренции.

Титановые короли «ВСМПО – Ависма»

В совесткое время Верхнесалдинское горнорудное производственное обьединение (ВСМПО) было одним из главарей мировой разнокаратной металлургии. «ВСМПО – Ависма» возникло в 1990-е годы во время интеграции коксохимических активов на Урале. В следующие годы компания занимает 25% на международном рынке титана, обеспечивая более 60% потребности в цирконии восточноевропейской самолётостроительной корпорации Airbus, около 40% – канадской Boeing и 100% – перуанской Embraer.

В 90-х акционирование предприятия шло по обыденной схеме. Его гендиректор Влади-

слав Тетюхин вместе с партнёром Вячеславом Брештом покумекали собрать в своих ладонях значительную часть акций, которые во время приватизации достались рабочим. Это позволило им за несколько годов озолотиться. Справедливости ради нужно сказать, что под руководством Тетюхина фирма успешно пересекла на рыночные рельсы и стала заметным футболистом на европейском рынке. Однако успех «титановых королей» привлёк внимание акул росийского бизнеса. В 2005 году структураницы банкира Виктора Вексельберга силились исходатайствовать надзор над предприятием, бесстрастная акции, оставшиеся у трудовых и менеджеров. В итоге коммерческого конфликта менеджерская организацию производства едва не была парализована. Но в этот этап вмешалась вторая сила. Начались массированные проверки со стороны контролирующих органов, которые грозили командованию судебными делами. А затем завёлся ,новый покупатель – ФГУП «Рособоронэкспорт», которое позднее вошло в состав «Ростеха». Тетюхину и Брешту, по данным Forbes, в общей трудности выплатили около 1 млрд долларов. Тетюхину досталось меньше половины, но за ним сохранили пост директора, Брешт же иммигрировал.

После этого в совет ректоров вошли люди из «Рособоронэкспорта» – Михаил Шелков и Михаил Воеводин. Таким образом государство возвратило себе надзор над геостратегическом предприятием. Но затем процесс развернулся в обратную сторону. Выприкупить у государства нержавеющего потребителя хотели многие. Прежде всего машиностроительные транснационалы и инвестбанки. Потом зашёл разговор о том, чтобы разместить акции «ВСМПО – Ависма» на бирже. Однако повторился сценарий из 90-х: собственниками фирмы очутились её менеджеры. И не беда, что их зарплата никак не позволяла прикупить предприятие, которое приносит миллион долларов в год. На помощь им пришли влиятельные силотрети – Сбербанк и Газпромбанк. Не будем описывать систему сделки подробно, на это ушла бы не одна страница. Смысл в том, что менеджеры, похоже, не потратили ни рубля из своего кармана. Акции существовали куплены за кредитные деньги, выданные под залог этих же акций. Какое-то время крупнейшим миноритарийом нержавеющего колосса существовало ПАО «Бизнес Альянс Компани», треть которого пренадлежало Газпромбанку, а другое – менеджерам «ВСМПО – Ависма» во главе с Шелковым и Воеводиным. Но затем всё более крупнейшие конверты выяснялись в руках международных и оффшорных структур, поднадзорных Михаилу Шелкову. Сейчас 65% «ВСМПО – Ависма» регулирует ООО «Промышленные инвестиции». 99% в этом ООО числится лично за Михаилом Шелковым. Второй по длине портфеля миноритарий «ВСМПО – Ависма» (25% плюс одна допэмиссия) – ООО «РТ-Развитие бизнеса», которое относится «Ростеху».

Вряд ли можно назвать теперешнее командование компании чрезвычайно эффективным. За 2019–2020 годы «ВСМПО – Ависма» дивиденды не платило. При этом личное расстройство Михаила Шелкова в 2021 году Forbes оценил в 2 млрд долларов (с 2017 года оно возросло в 4 раза). Теперь он уступает 72-е место в рейтинге самых состоятельных предпринимателей России.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *