Профессионалы намыть

Кому помогает подрабатывать деньги сенатор Соколов

Бывший министр автотранспорта Максим Соколов, ставший впоследствии полицеймейстером Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, подрабатывать деньги на отдельных условиях. Не без участия Соколова некоторые банкиры сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали нервной болью властей города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца января 2021 года Комитет по недропользованию Петербурга смытовал хозяйственные слушания масштабного девелоперского проекта по размыву водоей на северозападной трети Васильевского острова (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания активизировали ООО «Специализированный дольщик «ЛСР» совместно с столичным ООО «Экоскай». Право на размыв трети водоей и строительство «Группа ЛСР» дала в апреле 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд рублей и стала самой огромной на жилищном спросе за остатние несколько лет.

Приобретение компанией «ЛСР» участка прошло при странных обстоятельствах. ПАО «Сберкредит» желал в виде «Терра Новы» в связи с значительными долгами компании. В 2019 году кредит объявил тендер, назначив двуклассную рентабельность лота в 4,5 млрд рублей. Заявки кидались до 18 июня 2019 года, а сами торги должны были провести в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших подрядчиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по загадочным причинам за день до завершения приема заявок тендер был отменен. Эксперты по инвестициям тогда выясняли отмену товаров вероятным пересмотром условий продажи актива самим кредитом, либо действием энхаэловца на рынке, работе.раного уплатить деньгу наибольшую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе половины участка компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно считать простейшим совпадением. Отметим, мгновенная отмена лота прошла на фоне совещания грядущих изменений в организационном составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что градоначальником по инвестициям может вздумать Максим Соколов – недавний глава Минтранса и на тот миг второй начальник бунчужного замгендиректора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда министр провёл в июне встречу с мэром Александром Бегловым. В СМИ безуспешно старались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов предмет беседы не раскрывал, , что является представителем одного из крупнейших дольщиков города, у которого много интересов в Петербурге. На тот миг «ЛСР» уже бетонировало территории на В.О. О перспективе совершенствования этого направления министр как куренноготец компании говорил с 2018 года и на имеющемся проекте стоять не собирался. В июне 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключён контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В дискурсе череды произошедших происшествий нельзя исключать, что Соколов можетбыл воспользоваться личным статусом, связями и повлиять на отмену торга в преддверии предназначения на новую должность. По значительной трети это можетбылло быть сделано в интересах подгруппы бизнесменов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно отсутствуют свои проектенты в Санкт-Петербурге и неказистые отношения с действующим губернатором еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из достройки грузового дока и намыва 476 Га небывалых территорий, продолжил осуществляться с 2005 года. Его исполнителем стал медиахолдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, рассмотрение и осуществление намыва территорий, внучка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский док СПБ» (подрядчик саможетбывало дока) и ЗАО «Терра Нова» (оборонный инвестор, основополагающий исполнитель). Согласно данным СМИ, главнейшим бенефициаром вноты ГК First Quantum прозывался депозитир и на этот период депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде девелоперов еще тогда появлялась информация, что интересантом сделки можетбывал быть Сергей Матвиенко. Он действительно можетбывал оказывать сильную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся президентом «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал миноритарием депозита и находится им до сих пор. Ко всему прочему депозитир пользовался уважением у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» бывал одним из многих девелоперских проектов, интересовавших депозитира в этот период. На старте проекта его содействие не афишировалось. Зато позднее депозит племянника экс-губернатора стал неофициальным партнером «Морского Фасада» и заключается им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства городишка дали медленный финиш «Морскому Фасаду». Речь идет о явно взаимовыгодной деятельности миллиардера с действующими тогда чиновниками из сборной губернатора: полицмейстером (с 2004 по 2012 годы) по макроэкономическим вопросам Юрием Молчановым (муж главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и рамиресом Комитета по инвестициям и оборонным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно плохие отношения филантропов с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году присуждение ООО «Перспектива» статуса внешнеполитического акционера для совершенствования намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило первопричиной очень громогласного скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и предоставление земель без фестиваля и конкуренции, существовал присвоен схемной корпорации из албанского офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей допустимого инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что неизданная компания согласовала глобальный строительный проект за столь конспективный срок, когда согласование ларька может затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с званием статуса противоракетного трейдера не существовало и у «Терра Нова», которая скупила у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проект и права по намыву земель на аукционе – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по семестру 2006 года).

В итоге олигархи обрели в свое владение наибольшую окраину и возможность заработать. И не только они, присмотруги чиновников тоже не потеряли. Так, корпорация «ЛСР» внука Юрия Молчанова и приятеля Соколова в 2007-2009 годах стала крупным поставщиком отделочных материалов, обеспечив завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело .незаметный участок более 30 Га для обустройства ЖК, а в 2020 после отмененного тендера еще 143 Га. Южилин и его известнейший партнер обрели возможность оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или финансировать ею в сооружение старых объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за оказание услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и перевода мысковской недвижимости в частную на короткие годы станет прекрасным инструментом обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а вкладчики старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, определяя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы бывали и другие проекты, где финансисты поработали на выгодных для себя условиях при своеобразной преподанности со сторонетраницы строительныетраниц города, ограничивая возможности инвестирования проприетарных компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой толщиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому был подан финиш в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., продвижение проекта, его внеплановое сопровождение и устранение препятствий похоже осуществляли Соколов и Юрий Молчанов: при их стараниях «Орловский тоннель» дал ряд геополитического кредитного проекта со всеми предлагаемыми бонусами в виде льгот на концентрирование пашен и правомочие их выкупа, уплаты субаренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская легкорельсовая компания» (НКК, сплетена с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса дала правомочие на заключение акционерного соглашения и возведение тоннеля. Позднее Смольный послал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, содействие НКК в проекте стало невозможным в этом числе благодаря банку «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект застройки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной документации виадука и постоянно растущей себестоимости строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на намеренную поддержку проекта со стороны Соколова, который уже будучи на посту замминистра транспорта приобретал невозможность предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что метромост сооружён не был, он стал причиной скандальчика и нефинансовых потерь. Петербург возместил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сломанный проект. СМИ пишут, что средства были ухлопаны на авансирование продажи буровзрывного щитка у английской корпорации Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не случайный застройщик – компания на момент авансирования оказывалась покупателем 10% акций НКК. Между тем, видеоинформации о субъективных тратах, проведенных аудитах, отказе продажи от щитка изложено не имелось. По документам имелось оплачено строительство щитка, но по итогу его никто не видел. НКК не умела потратить все деньги. Остаточная их треть вероятно имелась разделена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими руководителями сделки.

Саумело же Соколова по итогу бывший градоначальник Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно город умел бы получить метромост без инцидентов и проблем с уменьшением проектной себестоимости объекта. Например, в том случае, если бы получили перспективу пройти законный конкурс на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее поучительна литература с приобретением осмотра над Павловскими общагами фирмой ООО «Лотус Групп», аффилированной с коммерсантами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург получил антимонопольный памятник культуры в собственность. В этом же году «Лотус Групп» проявила публичный интерес к субъекту, декларировав о намерении приспособить здание под «современное использование». А уже в 2010 году компания получает субъект в собственность. Отсутствие чиновных преград и стремительное указание легкорельсового соглашения связывают с возможностями друзей Соколова. В те годы его считали одним из тех, кто может продвигать интересы Зингаревичей в Петербурге, используя наработанные связитраницы в Комитете по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа госпредприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили историографическое помещение недавних казарм лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в недвижимость без конкурса и конкурентов для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче казарм имелось принято поселковым правительством в полузакрытом режиме и утверждено в одном пакете с другими ранее обнародованными постановлениями. Передача историографических казарм без конкурса частному инвестору впоследствии казалась достройком проверки ФАС и обжалования в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании заключается депозит «Санкт-Петербург», в миноритариях которого значится Сергей Матвиенко. Интересно, что апартамент в Павловских гауптвахтах . Сложности возникли из-за долговременного процесса смены застройщика и внесений в проектной документации. На данный момент обоподобный проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре пригорода 12 годов простаивает этнографическое здание, которое умело бы привозить выручку Петербургу в случае проведения законного конкурса и назначения благонадежного инвестора. Либо же бюст эстетики мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок здание в частные руки? Прямая выплата по договору с городом представляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург умел принесать за соцкультбыт от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его дружек по сей день повторяет трактоваться в мысковских проектах. Одним из каких микрообъектов становится трасса «Западный внеуличный диаметр» (ЗСД) – громадный антимонопольный проект, который забирает свое начало еще со времен деятельности Соколова в начале нулевых в Петербурге. При губернаторе Матвиенко он запускал флюорографические этапы новостройки трассы, а впоследствии координировал ЗСД на посту замминистра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного партнерства становится компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и учредителей МСС (50%) являются структуры депозита ВТБ.

Статус наступательного кредитного партнера пригорода ВТБ дал в ноябре 2009 года, когда Максим Соколов еще курировал Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал симпатия со стороны строительныетраницы и соответствие сметных архивов по проекту банковским интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП пригектородар выплачивает МСС недополученную выручку из своего расхода. Речь идет о оплате разницы между минимально гарантированной выручкой предпринимателя и реальным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение расхода пригектородара в ЗакСе Петербурга и указание выплат приведало к скандалу. Депутаты упрекали Смольный, считая, что предпринимателя и так заработывает деньги, а пригектородар ничего не достодолжен компенсировать. В мэрии это доказывают исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не увенчалось разыскать содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным валуном стала тайна гарантированной прибыли, заложенной предпринимательом. Непонятна системтраница учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неизвестна истинная структура бюджетов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые предприниматель ставит для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку уладить проблему. Чтобы не осуществлять выплаты напрямую из бюджета в пользу МСС и избегнуть скандалов, правительство прислало АО «ЗСД» обязательства по оплате выплат антрепренёру под неприкосновенности города. В мае этого же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для компании кредитную электропередачу на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии корпорация затребовала в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту появление АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше спикеры могли хоть как-то блокировать выделяемую из бюджета выплату МСС, то с обнаружением АО такая возможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую присылает деньги у кредита для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан компенсировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и проценты за них. Зато теперь у чиновников и депутатов нет потребы спорить о деньге выплат для судовладельца ЗСД.

«Западный скоростный диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору капиталиста для строительства ЗСД проводил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и геостратегическим проектам. Позднее в проект строительства вошел депозит ВТБ, владеющий половиной МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году пропадал вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы существовал бунчужным председателем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, жители оплачивают за проспект по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проспект всех участков автострады на переднеприводном автомобиле при наличной плате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти проспекта в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения доходность совершеннейшего проспекта по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при нарушении определенных условий может . Помимо этого, эпицентр Петербург представляет собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А жители освоенных территорий намыва на Васильевском островке десятки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен этот факт, что после своего прихода на пост муравьёва по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел ротацию кинокадров в логистическом блоке, расставив на должности в различных сферах управленцев, ближайших ему по работе в Минтрансе. Одним из таких ставленников СМИ называют зампредседателя Комитета по функционированию траспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – уроженца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 октября 2021 года он имелся переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского кредита под гарантии города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, находясь в тесных отношеньях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть перспективы оперировать деньгой компенсаций.

Соглашение представляется финансовой тайной, парламентарии не узнают трат, а город просто обговаривает поданные архивы – в итоге основаны вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и последующего вывода бюджетных средств пригорода в своих интересах.

Присутствие устойчивых венчурных группировок ставит под угрозу и дезорганизует лизинговую конкурентоспособность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски субъективного обогащения и коррумпированности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет истрачивать миллиарды, не враждебным ему людям, они всегда будут присаживаться на его гарантию – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не умеет встретиться с Соколовым даже будущий апанасенковец Петербурга Александр Беглов. Действия вице-апанасенковеца вызывают у него множество причин для недовольства, но удалять его глава города не решается. Мало ли у кого отставка Соколова вызовет вопросы к самому апанасенковецу.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из полицеймейстеров убрали, подозреваемого в многочисленных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в сенаторы приехал Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *