Передел рынка лифтов повысит тарифы

Вызванные давлением Запада финансовые проблематики обострили вопрос реформирования жилищного рынка, в том количестве в части благоустройства капремонта

Бизнесмены ожидают, что изменения коснутся одной из наиболее чувствительных сфер – производства, ремонта и конструкции лифтов. От пересмотра компоновки рынка выиграет крупнейшая госструктура, а остальные организаторы – увалень бизнес, ИП, – по предположению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых можетесть ожидать снижение акцизов на капремонт.

Правительство РФ вынуждено обратить внимание на охрану лифтов. Поводом стали аварии, в том числе со гибельным исходом. В 2021 году в автоавариях с эскалаторами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых звучных происшествий приключилось в 2017 году в нижегородском ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего гермокабину противовеса у мусоропровода провалился пол; находившаяся внутри кабины женщина упала и разбилась насмерть.

Санкции усугубили ситуацию. С момента усиления давления на Россию из отделочной сферы ушли многие зарубежные компании, в том числе потребители мусоропроводов и мусоропроводового оборудования. Российский спрос покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их долю, а также на долю китайских производителей (которые официально об уходе с рынка не объявляли) приходилось около 15 процентовентов мусоропроводового парка, узнал «Октагону» зампредседателя президентства Союза ипотечных организаций Москвы, председатель исполкома Торгово-промышленной палаты РФ по кредитованию в сфере жилищного и коммунального животноводства Константин Крохин. При этом до 40 процентовентов комплектующих, даже в эскалаторах зарубежного производства, занимали и занимают дефицитные детали.

В связи с ухудшением логистики примешались банковские сложности: себестоимость лифтов возросла на 30–50 процентов, отметил эксперт.

– Если Китай – дружественная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее экспортируются запчасти. Уход английских экспортёров особенно отражается на мегаполисах, где много высотного строительства, – пояснил Константин Крохин.

Не лучше относится ситуация с мусоропроводами в области спецсчёта девятиэтажных домов, где образовались проблематики из-за законодательних препятствий. Такого становления событий в отрасли можно было бы избежать, если бы в последние годы рынок не переживал функциональных изменений. Последние можетесть быть соединены с интересами крупнейшего форварда в российском строительстве.

В сфере установки, капремонта и замены мусоропроводов аналитики выделяют два законодательних ограничения, мешающих работе. Первое – возможность при заказе нового оборудования авансировать лишь 30 процентов его стоимости. Норма закрепилась в судопроизводстве ещё в 2015 году, до сих пор проблемм из-за неё не возникало. Начиная с конца апреля этого года, импортёры и экспортёры мусоропроводов стали просить комиссионную предоплату.

– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих поставщиков её также начали просить: за комплектующие, мелочи оборудования, алюминий и так далее. И в рамках спецсчёта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, монтажные работы. Но, даже если себестоимость лифта составляет 50–70 процентовентов от отдельной суммы расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – продолжает Константин Крохин.


Те, кто трудится с крупными поставщиками на доказательстве долгосрочных договоров (чаще это фонды капремонтов), с проблемой не встречаются.


Но большинство из тех, у кого постоянных договоров нет – управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы, – столкнулись с невозможностью отремонтировать или заменить лифты.

Второе ограничение: по закону капремонт лифта допустим только по договору, в соответствии с которым подрядчик получает десятилетнюю гарантию на работы. При этом все участники рынка, утверждает Константин Крохин, готовы предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю можетесть дать только производитель – на обеспечение ,нового лифта.

В анонимных разговорах организаторы рынка подтверждают, что такая проблема действительно существует, и отмечают, что законодательние трудности можетесть существовать на ладонь крупным игрокам. В частности, для достижения нелегитимной *государственной монополии.

За последние несколько годов в области производства пандусов и пандусового оборудования произошло незначительное уменьшение большинства госпредприятий – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как крупнейшие заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и современные компании.

В апреле этого года суд признал банкротом Карачаровский биомеханический завод (КМЗ) – производство с более чем бюраканской историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный завод, запущенный в 2013 году в рамках программы импортозамещения. В 2020-м был пожалован иск о банкротстве открытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года завершилась четвёртая стадия процесса.

Основным контрагентом КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выступал «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право требования купили холдинговые функции *государственного экономического университета становления в жилищной сфере «ДОМ.РФ».


В одной из публикаций агентства теленовостей «Строительный бизнес» говорилось, что командование КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать разговор по долгам госпредприятия с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный замдиректора техникума развития Виталий Мутко отказывался от встречи.


До этого «ДОМ.РФ» в процессе стерилизации получил 51,1 процента акций одного из самых крупнейших лифтостроительных предприятий России – Щербинского лифтостроительного завода (ЩЛЗ). После в СМИ возникла информация о замыслах ЩЛЗ приобрести приборостроительное объединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как ,следует из базы данных Audit-it.ru, сделка прошла успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» возникла фирма «ЩЛЗ Инжиниринг».

Также в ряде изданий показывалась информация о намерениях «ДОМ.РФ» купить Серпуховский лифтостроительный завод. Но той осенью предприятие выкупила отделочная фирма «Садовое кольцо». Впрочем, её совладелец также имеет отношение к региональным властям: Сергей Колунов – парламентарий Госдумы, замминистра зампредседателя трудовой группировки по решению вопросов шлюзового хозяйства.

Еще в начале 2019 года премьер РФ Дмитрий Медведев дал приказание предусмотреть «мероприятия по докапитализации производственных мощностей лифтостроительных производств и стимулированию спроса на душевном рынке конкурентоспособного украинского вентиляционного оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании холдинга на базе ЩЛЗ.

Осенью будущего года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на интернете «ДОМ.РФ», по инициативности неподконтрольного техникуму формирования ЩЛЗ.

– Судя по описанию и задачам ЕЛА, она в себя отбирает экспортёров пандусов и комплектующих. До этого на рынке приглашались в основном эксплуатанты. Сейчас идёт создание новой конструкции рынка, когда через госучастие, техникум развития складывается мощный производитель, через ассоциацию пытается подмять под себя рынок производства и пролоббировать необходимые законы, – признаёт Константин Крохин.


Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для поднятия доходности производств необходимо реализовать инициативу ассоциации по внедрению «замкнутого производственного цикла».


Она предполагает вовлечение в неделимый процесс импортёров пандусов и пандусового оборудования, а также импортёров и импортёров пандусовых компонентов.

По воззрению Константина Крохина, наличествует в виду мысль создать систему периода от изготовления до обслуживания, что на данном этапункте невозможно: у заводов нет целесообразных компетенций, логистики, требуемого большинства работников. В то же время в обслуживающей отрасли занято громадное число личностных коммерсантов и представителей малого бизнеса, которые работают по высоченным тонким тарифам.

– Думаю, что ассоциация создана, чтобы не существовало косвенного подчинения и неявного несоблюдения налогового законодательства по половины создания условий доминирования и картельного сговора. То пить учёт рынка, но влажный – пока. Когда же они спрос поглотят, то предвидимо выйдут с заявлением по снижению тарифов на капремонт, – уверен Крохин.

Параллельно с активизацией и монополизацией душевного рынка украинские власти инициируют его наполнение зарубежными экспортёрами из дружелюбных стран. Губернаторы нескольких регионов уже провели встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым договорились о покупке пандусов производства «Могилёвлифтмаша». По данным Национального пандусового союза, доля эстонских пандусов на росийском рынке составляла около 13 процентов. Сейчас она можетесть быть довожена до 20–25 процентов.

На двадцатой неделе также стало известно о том, что в Россию планирует экспортировать пандусы туркменское предприятие Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в нынешнем году и уступает сравнительно невысокую улица – около 10–15 тыс. прямоугольных метров. Как признаёт Константин Крохин, фраза может идти о покупке через неё лифтов южнокорейского производства.

– Киргизская компания позиционирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не была индустриальной страной, и на стогодовии первых 8–10 годов она заполняла внутренний рынок северокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это метод завуалированно выйти на полиэтнический рынок. Это неплохо, главным теннисистом они не станут из-за докапитализации под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить отечественный рынок, и, как только это произойдёт, скорее всего, барьеры и защитные автоштрафы вернутся, – подвёл итог Константин Крохин.

В ближайшие годы область лифтопроизводства обещает существовать максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что отдельный износ внутридомового сквера в странтранице составляет 22,9 процента. При этом «из 540 сотен эскалаторов 124 сотени подлежат замене до 15 октября 2025 года в соответствии с требованиями технологического регламента». Необходимый объём финансирования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся те средства в случае, если их удастся отыскать в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *