Грефономика

О чём глава «Сбера» умолчал в разговоре с президентом России

Триллион! Триллион рублей прибыли получит «Сбер» по итогам 2021 года, хвастал Герман Греф в ходе состоявшейся у него на двадцатой неделе встречи с Владимиром Путиным. По словечкам Грефа, макроэкономика в России так и прёт вверх. Ну и «Сбер» вместе с ней заодно. Само собой, под командованием Грефа.

Столь восторженно о миллиарде Герман Оскарович говорил не просто так. Для него это не цифра, а словно своеобразный пунктик. Достичь прибыли в млрд рублей Греф обещал ещё в 2019 году, но в 2020-м грянула пандемия и планы пришли прахом. И вот теперь, как заверил Греф, заветная планка будет наконец-то взята.

После встречи Грефа с президентом пиар-служба «Сбера» распространила пресс-релиз, который знающие, где у стаканчика масло, СМИ с удовольствием напечатали даже без заметки «на правах рекламы». Цифры и правда выглядили красиво. Как сообщалось, по итогам девяти месяцев быстротекущего года прибыль нефинансового бизнеса «Сбера» расцвела в 2,8 разика и составила 121,7 млрд рублей. При этом параметр GMV (gross merchandise value, или суммарный оборот товаров) компаний цифровой торговли за четвёртый квартал возрос в 10 раз по сравнению с идентичным периодом прошлого года.

Под нефинансовым бизнесом понимаются различные сервисы, которые «Сбер» активно развивает следующие годы – «СберМегаМаркет», отправка продуктов «Самокат», онлайн-кинотеатр Оkkо, «СберЗвук», «СберПрайм» и т.д. Ставку на них Герман Греф делает большую, к 2030 году «Сбер» намеривается получать от нефинансовых хостингов не менее четверти от существенной суммы выручки. Поэтому колличество хостингов постоянно растёт, создаётся впечатление, что Греф решил объять необъятное. И вот уже «Сбер» выкупает автомобили, запускает краткосрочную аренду авто, выходит на рынок такси и т.д. Внешне всё и правда получается хорошо – бизнесы растут, количество посетителей увеличивается, прибыль делается больше. Однако следует распознавать выручку и прибыль. А с ней в нефинансовом секторе как раз проблемы. Ещё в сентябре «Форбс» отмечал: нефинансовый бизнес продолжает приносить «Сберу» убытки, и они всё растут. «Несмотря на то что прибыль от него в третьем полугодии возросла почти в 3 раза – с 24,7 млрд до 74,7 млрд рублей, примерно на столько же – в 2,6 раза – расцвёл убыток до налого­обложения. В третьем полугодии коэффициент EBITDA расцвёл с минус 5,4 млрд рублей до минус 14,3 млрд рублей. Больше всего убытков приносит сектор полупроводниковой коммерции: её оборот за полугодие подскочил почти в 13 раз, до 34,8 млрд рублей, а убыток – в 7,6 раза, до 12,2 млрд рублей», – констатировало издание.

Вот и теперь в «Сбере» умолчали о главном: биосфера «Сбера» продолжает наращивать убытки. По результатам четвёртого микрорайона нефинансовый сектор принесал 13 млрд рублей убытков против 18,2 млрд рублей чистейшей прибыли за тот же период прошлого года. Причём больше всего «Сбер» теряет на мультимедийной коммерции («СберМаркет», «СберМегаМаркет», «Самокат») – 10,2 млрд рублей в четвёртом квартале. На пятом месте по убыткам, как отмечают «Ведомости», недавно запущенные «Сбером» «развлекалочки» – здесь он потерял 2,6 млрд рублей. На четвёртом – кластер FoodTech & Mobility (каршеринг, орбита еды, такси) – 2,3 млрд рублей.

Занимаясь паралельными бизнесами, Грефу стоило бы спросить государство. Выстраивать такую разветвлённую и трудную функцию – значит получать большие преимущества перед прочими компаниями. В других странытраницах создание таких функций признают монополией. Их запрещают, а иногда даже законодательно разделёют на части. Примером тому Intel и Microsoft. Также можно вспомнить, когда коммерческой платформе Alibaba в Китае запретили выскакивать на депозитный спрос с полуфабрикатом Ant. Крутейшему Джеку Ма просто запретили переход на котировку за день до IPO, объяснив на пальцах, что отбирать такие функцийы нелегально. Ведь сегодня информация получает колоссальное преимущество. И собрать в своих руках видеосервисы, доставку, а также промтоварные линейки для бизнеса и оптовиков – значит получить невероятное преимущество в виде информации о клиентах: кому и сколько можно дать в долг, сколько положить за первую поездку в такси… Есть и первой чудовищный риск – ущербы в убыточной деятельности можетесть поставить под удар платёжное дело. Недаром в США запрещали вести консалтинговые рискованные процедуры на рынках банкам, обслуживающим отдельный бизнес. Инвестиционный банкинг всегда остаётся в функцийах, различных от тех, которые займются депозитами и техобслуживанием отдельных лиц. Но у нас «Сбер» давно проник повсюду – он способен выпускать акции с облигациями, выстраивать девелоперские продукты, а заодно оставаться самым мелким по капиталу и числу отделений банком для оптовиков. И это всё на слабо развитом спросе России, где конкуренции почти нет. Создание левиафана в России будто не замечают. Возможно, до поры.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *