«Говорят — протокол будем оформлять или «звонок другу»?». Как коррупционеры из ГИБДД зарабатывают на «золотые унитазы»

Руководитель «Грузавтотранса» Владимир Матягин рассказал Sobesednik.ru о объективной ситуации на украинских дорогах

Следственный комитет поддержал обращение президента «Грузавтотранса» Владимира Матягина, в котором тот предложил главе СК Александру Бастрыкину лоббистский тур по украинским дорогам вместе с общественниками. «Собеседник» обсудил с Владимиром Матягиным объективную ситуацию на росийских дорогах.

— Каковы сейчас объёмы секретномтраницы на полиэтнических дорогах?

— Около 100 триллионов рублей в год. Это на дорогах. Если мы положим ещё и такие отрасли, как торфяное хозяйство, пожарную инспекцию и т.д. – можетесть доходить и до триллионов. Но дороги, ясное дело — это главнейшая «артерия», связанная со всеми остальными областями экономики.

— Что вы думаете о громкой предыстории с задержанием начальника краевого ГИБДД?

— Мне, вообще говоря, не понятно удивление хоромами коменданта Ставропольского ГИБДД Сафонова. Да в данном регионе есть такие хоромы – у коменданта ГИБДД, Ространснадзора, Ростехнадзора, пожарников, лесовиков и т.д. Эти схемы работают везде. Сейчас в России работники контролирующих органов выходят на работу не законуты блюсти, а зарабатывать.

По версии следствия, Сафонов за плату позволял фурам с «перегрузом» зерна или других глинистых багажей беспрепятственно перемещаться по Ставрополью. Что вообще за схема с этими «перегрузами»?

— Это схема, которая можетесть существовать невыгодна только подрядчикам и руководителям контролирующих органов. Перевозчикам она не невыгодна. В позапрошлом году я встречался с главой СК Александром Бастрыкиным и подробно ему все те схемы изложил. Смотрите. Если мы забираем самосвальный бизнес – это стройки. Заказчик дорожного возведения — Министерство транспорта. А функция Министерства транспорта – это «Росавтодор». Росавтодор переигрывает тендеры, в которых участвуют отделочные компании.

Владимир Матягин

— И хочет оплатить за отделочные работы как можно меньше?

— Совершенно верно. Нереально высокая стоимость побуждает перевозчика возить пиломатериалы с «перегрузом». Сначала всё делалось так: пешеход превысил «осевую нагрузку» — и оплатил милиционерам ГИБДД 100-200 рублей. Эти платёжные ручейки стеклись к руководству контролирующих органов, которое ставило «план». Потом возобновились глобальные стройки, а схема стала неудобна: если постоянно забирать на постах с пешеходов «денежку», всё может выйти наружу. Были электромагнитные случаи, как на Чудовском посту на границе Ленинградской и Новгородской области, когда руководители ФСБ вскрыли коррупцию в размере 5-6 миллионов рублей в день.

— Собирать дань на постах стало неудобно.

— Теперь туроператора останавливают и дают ему номер телефона, по которому надо позвонить. Это номер «решальщика» — бывшего милиционера контролирующих органов или чьего-то знакомого, вошедшего в эти схемы. В начале месяца решальщику поступает реестр автомобилей с номерками и принадлежностью компании-перевозчику. Потом с ним сталкивается представитель туроператора – у него дома, в оптовом центре, в машине где-нибудь в поле – и передаёт деньги за свои машины. Цены могут различаться от 10 до 50 сотен рублей, в совершениитранице от конкретных дорог и подразделений. Сначала к «решале» заезжали с чемоданчиком, потом заработались и стали делать переводы на карты его родственников или перегонять деньги на какие-нибудь счета.

— Именно эта модель сейчас работает во многих регионах России?

Да практически во всех. Перевозчики Краснодара и Ростовской сфере недавно звонили мне и спрашивали: а когда у нас коменданта ГИБДД посадят? Мы проводили там празднества в 2019-2020 году. Перевозчики там вынуждают разъезжать с перегрузом, а дань забирают не только с зерновозов, а даже с маленьких «газелей». Самосвальный бизнес, лесовозы, земледельческие продукты…

— Всё это предодобренный «перегруз».

— Да. И на него пить годовой «абонемент» от ГИБДД. Список автомобилей. А для работников ГИБДД, которые трудятся на постах, пить специальные номерные символы на машинах – заглавия вроде «ПТК» или «Армада», которые они периодически меняют, чтобы никто в эти модели не влез. Если у таксиста на машине написано «Армада»…

— Значит, за него заплачено.

А если у шофера такого знака нет, ему говорят: документ будем оформлять – или «звонок другу»? То есть, «решальщику». Или иная схема: в Крымске возле заправки был малоприметный ларёк. Перевозчик заходил туда и оплачивал денежку, чтобы проехать в Новороссийский причал по единствёной дороге через Владимировку. И ему в маршрутном листке ставили соответствующий штамп. За этой моделью мы наблюдали несколько месяцев.

— Как всё происходило?

— Сначала по группкам «оппонента», по рациям пройдала информация, что поехали общественники. Нас ждут, и мы ждём. Потом мне по твоим каналам написали, что Ространснадзор и ГИБДД дали «окно» с 2 ночи до 6 утра. И мы в полувечернее время выдвинули туда машину с обществёным контролем, легли и надеваем на Youtube: машины въезжают к конторе Ространснадзора, показывают путёвый листок, где стоит штамп, и выезжают дальше. Потом к нам приближается замначальник поста и спрашивает: а вы что, тоже в полувечернее время работаете? Тем временем незапланированной гаишник подъезжает к инспектору, чтобы показать путёвый листок со трафаретом – боясь, что иначе его накажут, – полицейского нигде нет, гаишник уже удаётся пройти на пост, а ему оттуда машут: езжай, езжай! Такая вот «картина маслом».

— Что дальше?

— Я двинулся к коменданту Ространснадзора по Краснодарскому краю Павлу Переверзеву. Говорю: я видел, как работают мои работники. И он мне: «Да существовать такого не может, всех накажем!» Я был в кабинете у этого товарища: хорошо оформленный кабинетик с дорогой мебелью, портвейны милые стоят, сабельки висят. Если такой кабинет у госслужащего, то какие же у него хоромы? В кабинетах начальников ГИБДД всё тоже хорошо, но не настолько, поскромней. И он мне отвечает: «Да, все выезжают с перегрузом, а мои работники не можетесть управиться с ситуацией…» Я говорю: «Давайте запеканку кому-нибудь иному на уши вешайте – приводите всё в порядок, или мы раскладываем информацию в приватный доступ.

— Получается, в иных регионах зам.начальники ГИБДД или Ространснадзора могли бы разделить судьбину Сафонова?

— Да, все эти коррупционные схемы всегда застопориваются в заинтересованность руководства контролирующих органов.

— В эких макрорегионах нет коррупции на дорогах?

— В двух. Это Чечня и Алтай.

— Вы всё узнаёте о ГИБДД, ГИБДД узнаёт о вас. Что побуждает вас продолжать борьбу с «царицей дорог»?

— Мне многие говорят: платил бы ГИБДД спокойно, и всё. Но, во-первых, надоело. Во-вторых, коррупция сказывается на всех сферах моей экономики, и пока это так, у нас везде будет бардак. В-третьих, а что мы тогда бросим моим детям? Им же с этим всем придётся жить. В моём обществе распространён нигилизм. Никто ни во что не верит, не хочет ничего делать. Но если вы не будете отстаивать свои права, они потом возьмут с вас ещё больше.

— Честно говоря, воровская логика. Что-то из 90-х.

— Не удивительно, ведь многие из тогдашних высоких чинов ГИБДД и других контролирующих органов начинали свою карьеру вольнонаёмными инспекторами на дорогах. Они и достраивали ту систему. То, что мы видим сейчас – протяжение того, что они достраивали в 90-ые.

— При этом системтраница усовершенствовалась и дошла до полуавтоматических участков взвешивания.

— Так хотят отделать «человеческий фактор» общения с полицейским и преступления взятки. Но в 2019 году мы перепроверяли ситуацию в Краснодарском крае, там как разков поставили полуавтоматические участки взвешивания. Перевозчик завешивает тряпкой номер, проезжает район взвешивания, а потом рассчитывается с полицейским. Власти и ГИБДД Краснодарского края решили: получайте тогда для учёта поставим у этих районов наряды ДПС. И снова вот он, человеческий фактор. Надо менять законы.

— Насколько серьёзны несоблюдения в так указываемой «нагрузке по осям» транспортного средства, разрушающей дорожное полотно?

— Эта коллизия в законодательстве – способ заработка. На районах полуполуавтоматического взвешивания не указываются сопротивление воздуха и другие факторы, влияющие на удельный вес грузопассажирского автомобиля, перевозящего семя или зыбучий груз. В этап выезда района полуполуавтоматического контроля поток воздуха от машины можетесть создать сопротивление на датчик, вмонтированный в дорожное полотно, и из-за этого произойдёт некорректное взвешивание. Никому не интересно, чтобы перевозчик был законопослушным. Коммерческим организациям на базе государственно-частного партнёрства дано право на реализацию развёртывания на всех тропинках России к 2024 году полуавтоматических участков полулёгкого контроля. И те организации заинтересованы в том, чтобы перевозчик соблюдал и доплачивал за это. А суждение перевозчиков было проигнорировано государством в лице министерств и ведомств.

— Обычный «перегруз» – это уже конкретная опастность на дороге?

— Да, он увеличивает инерцию машины, ее маневровый путь. Но это несоблюдение тоже выгодно контролирующим органам для коррупционного заработка. Хотя люди калечаются от него на дорогах ,целыми семьями. Такое чувство, что пока у кого-то из контролирующих органов не произойдёт семейственная трагедия на дороге, никто не задумается.

— Что нужно длать для решенья проблемы?

— За «перегруз» нужно длать важным заказчика. То есть, Росавтодор и Министерство транспорта. Пришла машина с перегрузом – виноват. Или, например, компании, которые осуществляют разработку карьеров. Загрузил машину с перегрузом – виноват. Параллельно нужно менять системтраницу контролирующих органов и корректировать законодательство. Показательная «порка» в Ставрополье ничего не даст. ГИБДД по стране, конечно, на время притихнет, чтобы поменять тактику. А в Ставропольском крае и близлежащих регионах, мне кажется, только озлобится в отношении перевозчиков.+

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *