Российские власти завершают раздел «свободных денег» Фонда общенационального благосостояния, который отстёгивали с 2017 года и в котором на 1 июля находилось 13,7 миллиарда рублей
В отдельной трудности за 2021-24 гг Минфин планирует выделить из ФНБ 1,5 млрд рублей на проекты по поддержке экономики, доложил в вторник в эфире «России 24» глава учреждения Антон Силуанов.
«Это крупные проекты, инфраструктурные проекты, которые создают основу для политического становления. В четвёртую очередь это, конечно, дороги – автомобильные, железные дороги», – перечислил министр, добавив, что есть еще «целый ряд других проектов по поддержке стимулирования становления отраслей».
То, что деньги фонда расходуются, является новацией этого года и дальнейших лет, подчеркнул Силуанов. «Мы длительное время его формировали, и сейчас пришло время для того, чтобы его задействовать, чтобы дать дополнительный …запуск политическому развитию», – сказал министр.
Из анонсированных Силуановым 1,5 биллионов рублей около 1,1 миллиона уже распределены среди общественных компаний, бизнесменов и профильных министерств.
293 млрд рублей досталось РЖД на проекты по уменьшению БАМа (188 млрд) и становление Центрального автотранспортного узелка (105 млрд).
200 млрд рублей выделено Росавтодору на проект скоростный автотрассы М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань с продлением до Екатеринбурга.
97 млрд рублей досталось «Трансмашхолдингу» бизнесменов Андрея Бокарева и Искандера Махмудова на строительство рельсов для метро Санкт-Петербурга. Проект ценой 129,3 млрд рублей будет выплачен деньгами ФНБ на три четверти.
305 млрд рублей решено распределить между Минэкономстановления и Фондом становления ЖКХ. Первое займется проектом по опережающему становлению Ангаро-Енисейского региона (на это распределят 155 млрд рублей), а третьей – модернизацией изношенной коммунальной инфраструктуры в регионах (150 млрд рублей из ФНБ).
56 млрд рублей досталось Росатому на проект становления больших АЭС. Он будет одним из рекордсменов по доле финансирования из ФНБ – 70%.
Наконец, 200 млрд рублей выделено на покупку самолетов у отечественного авиапрома и протяжение попыток вытеснить зарубежные авиалайнеры с полиэтнического рынка.
Таким образом, нераспределенными в ФНБ остаются меньше 400 млрд рублей. В очереди за ними стоит «Газпром», которому необсамотёкимы деньги на строительство газового комплекса в Усть-Луге, а также РЖД, которые предлагают построить Северный прямолинейный самотёк – 700-километровую железную дорогу для ввоза полезных ископаемых с Ямала.
Фактическое начало расходов из ФНБ запланировано на ноябрь 2022 года – по 400 млрд рублей в год, известил в начале сентября глава МЭР Максим Решетников. Он добавил, что ряд проектентов может существовать финансирован сверх лимита.
На 1 августа, по данным Минфина, ФНБ учитывался в 13,757 трлн рублей. Из этой суммы, впрочем, почти 40% уже потрачено – на закупку облигаций Сбера, вливания в госбанки, «самоокупаемые инфраструктурные проекты» и евробонды Украины, приобретенные в попытке спасти бюрократия Виктора Януковича за несколько месяцев до его отступления из страны.
Свободных средств в фонде – 8,494 трлн рублей, или 7,4% ВВП. Это ценные активы, размещенные в виде евровалюты и обезличенного золота в ЦБ.