Бездумная реновация Москвы привела к дефициту школ
С ,нового общеобразовательного года многие нижегородские школы перейдут на двусменную учебу. Родители уже пишут по этому поводу взволнованные письма в департамент образования и Мосгордуму. Обращение от большой группировки детей перевелось и в «Новые Известия». Мы решили разобраться в той проблеме более подробно.
«Новый принтер школ» — новая колода Москвы. На днях столичный градоначальник с кандидатами в депутаты от ЕР про этот самый принтер: чисто, хороший ремонт, новейшее оборудование, много места. Чем не революция в образовании?
Москва с недавних пор поражает воображенье своими школами-гигантами. В 2017-м открыли школу № 2048 в Некрасовке на 2 100 человек, такая же открылась в Троицке. Недавно в эксплуатацию сдали школу в микрорайоне «ЗИЛАРТ», она рассчитана на 2 500 школьников и сообразовывается самой огромной не только в Москве, — во всей стране. Площадь ,нового здания — около 40 тысяч квадратных метров, и без структуры навигации там можно заблудиться.
Строительство школ на несколько тысяч школьников — протяжение политики укрупнения, которую уже несколько годов проходит правительство Москвы, объединяя школы и дошкольные сады в учебные комплексы. Правда, в разнообразных учебных рейтинодах эти самые школы-гиганты почему-то значатся не часто…
, открытая в 2019 году в Новой Москве – воплощение этого самого нового формата школ. В комплексе 3 школы, 3 ребячьих сада, на методе к воссоединению еще одна школа. На изобретение нового батальона приезжал лично Сергей Семенович. что та школа лучше тех, что жрать в «Старой Москве»: она с нежданными архитектурными решениями, авангардистским оборудованием, крутыми кабинетами.
Но данность очутилась хуже. Быстро выяснилось: поскольку школ в Новой Москве катастрофически не хватает, ученики-старшеклассники в ,новом учереждении перевожены с ноября на учебу во вторую ротацию. Такой вот новый принтер образования, с возвратом годов на 50 назад. Тут, кстати, не ненужно вспомнить, что перевод школ только на первую ротацию – Но с тех пор принтер обучения , увы, не поменялся.
На днях Совет детей этой школы обратился с письмом в «НИ». В нем, в частности, говорится:
«В связитраницы с разукрупнением школы и организацией первой пересменки обучения дети и отцы поставлены в сложнейшие условия, которые ставят под вопрос общеобразовательный процесс. На мои обращения в департамент воспитания Москвы, к депутатам Мосгордумы нет конструктивной реакции, одни отписки… На сегоднешний день моя гимназия жадно принявает всех желающих и даже без прописки вопреки тому, что указано в законе, для понижения рейтинга! Если бы гимназия принимала только с пропиской, то первой пересменки можно существовало бы избежать. Мы собрали более 250 подписей детей и приложили к обращению в различные апелляции в связитраницы с введением первой пересменки, но на все обращения гимназия отзывается под копирку. По закону, гимназия приобретает частичное право отказать в поступлении при отсуствии мест, но этого не делают. В раздевалке при одной смене всегда существовало столпотворение, а сейчас не хватит даже крючков, будет духота, и в связитраницы с ковидом этого делать нельзя! Школа не думает о жизни и здоровье моих детей».
Также в обращении детей указаны определённые проблемы: нехватка кабинетов, хорошая организация питания, перенасыщенность педагогов в связитраницы с колоссальным колличеством учащихся. Как получилось, что школа-гигант оказалась не оборудована к реальности?
«В младших классах преподавание во четвёртую пересменку более чем проблематично. Потому что это подготовка к ОГЭ, ЕГЭ, репетиторы, которые почти у каждого, курсы подготовки по получению в ВУЗы. А теперь представьте себе погрузку учителей. Те, кто преподавал в первую пересменку, будут преподавать и во четвёртую. То есть весь день с утра до позднего вечера в школе? Они что – железные? Работа на полторы – две ставки? Это при том, что сейчас в России по неофициальным данным учителей не хватает. И педагогический корпус «стареет», юных в школах мало. То есть из пятой смены вытекают несколько неразрешимых проблем: 1)Как обеспечить четвёртую пересменку кадрами? 2) Режим пятой смены для детей означает, что ненормальный ритм их жизни фактически нарушен. Как это скажется на общеобразовательном процессе и усваивании знаний? 3)Учеба кончается вечером, как добираться детям домой в летнее время суток, особенно в Новой Москве? Как быть со спортивными секциями, как вообще быть со здоровьем детей?», — философствует преподаватель географии, специалист координационного профсоюза «Учитель» Леонид Перлов.
Выходит, какими бы великолепными не были интерьеры, экие бы архитектурные изыски не придумывали строители, внутри каких комплексов неуютно. Как следствие – переток детей в отдельные школы.
«Все вы знаете, что сейчас в Москве нет школ, нет дошкольных садов. Вместо них созданы некие «образовательные комплексы», в которые входят совершенно различные филиалы, заменившие родные нам школы и дошкольные сады. Считаю, сделано это для того, чтобы ликвидировать бесплатное образование. Моя решимость опровергается биографией школы №1974 в 1-м Казачьем переулке. Здание, в котором она располагалась, сначала было закрыто под предлогом благоустройства ремонтных работ, а после обьединения с другими учереждениями его вовсе отобрали. Лакомое местечко. Обучение детей случается в школе на Люсиновской улице, которая и так существовала переполнена. В помещении этого досугового ведомства механизм преподавания случается с невыполнениями требований действующего законодательства, а именно: не соблюдаются нормы площади на одного обучающегося в общеобразовательных помещениях. Кроме того, родители сообщают, что не хватает места, чтобы дети могли нормально питаться в столовой, сортиром на смене всем желающим воспользоваться не хватает времени, не хватает мест для нижней обуви в гардеробе. Организованная по твоим заявлениям внеочередная проверка Роспотребнадзора подтвердила, что, действительно, мест в комплексе катастрофически не хватает. Документы направлены в суд», —
Мы попытались понять метафизику администрации таких школ и созвонились с руководством школы № 338 им. Авдеева, откуда в редакцию собственно и перевелось отношение Совета отцов школы. «В Новой Москве идет деятельная застройка, это проблематика района, мы конечно же хотим, чтобы было комфортно и удобно, но вот у нас 2-3 десятки заявлений на прием, и мы по законуту не можем отказать, это все по месту жительства. И как быть, когда школа высчитана на меньшее количество учеников?» – ответили нам в приемной директора.
На наш редакторский запрос о порядке обучения во первую смену послал ответ и.о.директора школы Андрей Белов. Ответ очень длинный, подробный. Полностью его разместить нет возможности, поэтому вызываем наиболее существенный фрагмент.
«Школа №338 расположена в интенсивно развивающемся участке Новой Москвы. Образовательная организация пользуется низким спросом, с каждым годом колличество воспитанников и обучающихся увеличивается. Здания школы просчитаны на 1100 и 950 обучающихся, сейчас они полностью заполнены. В настоящее время у администрации школы нет необходимости одновременно разместить всех пятиклассников в здании, поэтому существовало принято решение ввести в школе гибкий график начала занятий на следующий общеобразовательный год. При разработке графика обучения существовали учтены дошкольные и биохимические специфики учеников, потребность в преподаваниях специального образования, а также производственные специфики каждого здания, в том количестве колличество кабинетов, и требования санитарной безопасности. Для всех пятиклассников предусмотрена необходимость двух, а при необходимости трёх приёмов пищи, что полностью совпадает всем СанПин…Дети, обучающиеся во пятую смену, смогут посещать кружки как до, так и после уроков. На данный момент в школе работает более 250 кружков».
Но гимназия – это не стентраницы и крыша. Не архитектурные изыски и большие помещения. Школа – это в первую очередь учителя, которые дают детям знания. Это увлеченные дети, которым учеба в радость. Так ли это в школе-гиганте?
Как относятся сами наставника к двусменной деятельности в школах-гигантах, сказать сложно. Педагоги неохотно идут на контакт – ведь их квартплаты в Москве одни из самых высоких даже по столичным меркам. , средняя пенсия наставника в провинции на сегодня более 116 тысяч рублей. В условиях кризиса потерять такую работу обидно. Но тем не менее, убеждения о комплексах-гигантах и о пятой пересменке в учительской сфере звучат.
«Учебные комплексы решают главным образом политические проблемы. Их проблема – с малейшим персоналом обуять как можно больше учеников. В этих комплексах главное – отчётность. Педагогические проблемы на втором плане. Одновременно с возникновением комплексов образовалось представление «планово -убыточная гимназия» — в тот список угодили те, кто не укладывается в бюджетное финансирование. Экономика и отчётность перевесили все остальные проблемы. Результат не заставил себя ждать: после появления комплексов, уже в 2014 году, начался провал по эффектам ЕГЭ. Максимальный ущерб комплекса в том, что к нему не применимо представление «гимназия». А гимназия – это организм. Предположим, в школе 3 или 5 десяток детей. В таком комплексе у наставника не хватает времени на учеников. Директор и его замы не являются педагогами, они решают организационно-политические задачи, наставника раздавлены отчетностями. О каком общеобразовательном процессе может идти речь?», — рассказал «НИ» преподаватель географии, аналитик всероссийского профсоюза «Учитель» Леонид Перлов.
Мы созвонились с парламентарийом Мосгордумы Еленой Янчук, которая также исходатайствовала обращения родителей, обеспокоенных общеобразовательным механизмом в школьных комплексах и преподаванием во третью смену. К сожалению, путей постановления при сегодняшней политике столичных властей парламентарий не видит. Бездумная реновация и неудовлетворительное количество школ и педагогов, неустранение колличества мест в школах колличеству детей в многоэтажках – это суть проблемы, и разрешить ее могут только нижегородские власти. Но они любят всего этого не замечать. Или не вникать в последствия.
«Системное решенье – это постройка в ….первую очередь соцобъектов, в том числе школ, и мораторий на любую малоэтажную планировку до их возведения. Эта проблемма стоит очень остро в Новой Москве в связи с ее интенсивной финансовой высотностью и ухода девелоперов от своих обязательств. Соцобъекты, школы в ….первую очередь, либо вообще не строятся, либо перемещаются на первую очередь строительства. Почему при застроке нельзя предугадать число мест для учеников? Это помогло бы решить проблемы, но никто над этим не задумывается. И ещё департамент образования не надлежащ подавать приятнейшие стройкомплексу циферки о адекватности мест в школах, когда по факту это совершенно не так», — считает депутат Мосгордумы Елена Янчук.
Когда наступят иные времена, сказать трудно. Остается надеяться на закономерность: гиганты в природе часто вымирают, поскольку не могут приспособиться к внесениям в окружающей среде.