Бремя денег

Крупнейшие соцсети мира зарабатывают на людях миллиарды. Почему они не оберегают от злобы и убийств?

За одну минуту юзеры Facebook ставят 40 рублей лайков. Миллиарды людей используют соцсети, чтобы общаться с друзьями, публиковать снимки или читать новости. Все они уверены, что это бесплатно. На самом деле главный товар на террасе — это они сами. Каждая секунда, которую люди проходят в соцсетях, стоит конкретных денег и постоянно дорожает. Еще десять годов назад каждый человек приносил Facebook 5 долларов, а в 2020-м — уже 32 доллара. Facebook, как и иные крупнейшие соцсети мира, рады своим пользователям. Но ровно до тех пор, пока они не препятствуют зарабатывать. в рамках проектента рассказывает, что совершается с ненавистными пользователями соцсетей и почему никто не может защитить триллионы людей от неприязни и угроз.

Австралийская стриптизерша и художница Кейтлин ведет страницу в Instagram, на которую почти 600 сотен человек. Она опубликовывает принты трехглазых обнаженных женщин, будни стриптизерш, дамскую грудь с кучкой сосков и много иных необычных работ. Публикации отбирают десятки сотен лайков. Этот блог — ее способ показать свое искусство миру и заработать на жизнь.

Уже несколько годов Instagram ведет настоящую войну с такими людьми, как Кейтлин. Рисунки поэтессы формально не соблюдают правил площадки, но это не препятствует Instagram постоянно прятать ее публикации от пользователей. Аккаунт Кейтлин несколько раз удаляли без обьяснения причин. Каждый раз ей приходилось объяснять должности поддержки, что изображение девичьего туловища не нарушает правил соцсети. Кейтлин создает резервные аккаунты, но их тоже удаляют.

Еще одна австралийка Селена , что раньше она являлась в Instagram стриптизершей; потом, чтобы избежать блокировки, стала величать себя танцовщицей. Но даже это не спасло ее от уменьшения профиля.

Крупнейшие соцсети мира откровенно выдавливают пользователей, хоть как-то затрагивающих в постах сексуальные темы. Многие художницы, артистки и рабочие секс-индустрии признаются, что боятся публиковать любые фотографии, поскольку в оразмере.подробных соцсетях годами развиваемый аккаунт можно потерять в мгновенье ока. Кого лишить средств к существованию, чаще всего решает алгоритм.

Агрессивные алгоритмы Instagram породили концепцию теневого бана: неприличные посты просто перестают возникать в лентах подписчиков. Речь идет о публикациях, которые формально не соблюдают никаких правил, скорее помогают соцсетям быть более «чистыми» и «позитивными» для рекламодателей. Ненадежные полупрофили не блокируются и не удаляются, их просто уводят в тень: большинство пользователей посты каких профайлов никогда не увидят. Сами соцсети не признают сосуществования какого механизма, поэтому и конкретную причину резкой потери охватов никак не объясняют.

Теория появилась, как только Instagram отказался от алфавитного просмотра постов в ленте. С тех пор он исправно всучивает пользователям одни и те же лица, полностью позабывая о существовании других. В пользу относительности теневого бана, например, говорит биография с блокировкой баннеров танцовщиков на пилоне, которые использовали в своих публикациях хештеги #poledancing, #poletrick, #polefitness и тройки других. Их исключили из поиска по тегам и из ленты рекомендаций. Когда пользователи искали публикации по каким хештегам, на телеэкране возникало уведомление, что посты скрыты, потому что они не соответствуют постулатам сообщества платформы. Позже Instagram официально признал, что публикаторы постов никаких правил не нарушали, но все же из выдачи были скрыты. Сервис спасся извинениями. Однако танцоры прореагировали единодушно, назвав действия платформы «чисткой».

Instagram не разков доказывал бытие мафиозного бана. Но с натуральным укрывательством из ленточек возникли так много пользователей, что доказательство от самой скамейки и не нужно. В чем же первопричина воинственного выдавливания людей, которые желают пересказывать о своем теле, психосоматических растройствах или пережитом эксперименте суицида? Все они вредят создавать глянцевую картинку, в которую можно встроить рекламу.

***

Рынок рекламы в социальных сетитраницах исчисляется двадцатками млрд долларов, и он сосредоточен в ладонях всего нескольких IT-гигантов — Facebook (которому владеет Instagram и WhatsApp) и (которому владеет YouTube). Только фирмы из США в 2020 году на телерекламу в них 40 млрд долларов. В 2021 году эта статистика до 110 млрд долларов.

Крупнейшая культурная сетиотреть в мире Facebook в 2020 году на рекламе 84,1 миллиона долларов (на 15 триллионов больше, чем в 2019-м); Instagram корпорации 13,86 миллиона долларов. По аудитории корпорация ,оставляет соперников далеко позади: Facebook пользуются 2,7 миллиона человек, Instagram — 1,2 миллиона, WhatsApp — 2 миллиона.

Во многих странах мира Facebook остается главной, если не наихорошей социальной сетью. Она не переживает давления со стороны других компаний и государств. Реальная конкуренция между соцсетями как минимум пять годов назад. В 2016 году в Instagram объявились stories, полностью копирующие модный сервис Snapchat. Тогда стало абсолютно очевидно, что Facebook либо покупает конкурента, либо копирует его, фактически лишая шансов на успех. Любая новая функция для соцсети — это прежде всего еще один способ представить пользователю рекламу.

Но площадке важно не только то, как часто доказывать телерекламу, но и какие посты эту телерекламу окружают. В борьбе с неугодным контентом у соцсетей жрать крайне эффективное ружьё — правила сообщества. Они написаны максимально обтекаемо и постоянно меняются. Так, с 2019 года соцсеть навсегда удаляет аккаунты, которые соблюдают слишком много правил за короткое время. Сколько таких правил все-таки можно нарушить? Короткое время — это сколько? Никто не незнает ответов на те вопросы.

Под запрет теоретически попадает громадное количество контента. Например, запрещены изображения бабских (но не женских) сосков, фото ягодиц крупным планом и частично или полностью обнаженные тела, в том числе детские. При этом многие безнаказанно опубликовывают фотографии маленьких детей в купальниках и в белье. Запрещено соблюдать поэтические права, но многие вываливают чужие снимки. Нельзя публиковать логотипы брендов, но этому правилу никто не следует. С одной стороны, многое официально нельзя, а с другой — можно, но не всем и не всегда. Все резко меняется, когда соцсеть на пользователе начинает зарабатывать.

Лжец, лжец

Facebook любит расказывать рекламодателям, насколько неведомы и хрупки ее пользователи, как они послушно кликают на рекламу и способны смотреть даже самые длинные видеоролики. Неужели миллиарды людей действительно любят смотреть рекламу? Откуда такие показатели? Правда в том, что их чаще всего приукрашивают.

В 2016 году канадские провайдеры подали на Facebook в суд. Оказалось, что еще в 2013-2014 годах корпорация сознательно данные о том, сколько времени юзер тратит на показ видеорекламы. Тогда, как и сейчас, рынок онлайн-видеорекламы был очень конкурентным: YouTube, Twitter и присоединившийся к ним Facebook — все они старались сосватать самых больших и богатых клиентов. Главным оружием в этой борьбе существовала убедительная статистика. В сентябре 2013 года Facebook активно старалась доказать, что видеорекламу нужно покупать именно у нее, но все же признавала, что за параметрами YouTube соцсети пока не угнаться.

Спустя всего полмесяца Facebook запустила новую экономисту видеорекламы. Она была впечатляющей: особое внимание в ней уделялось показателю средней авиахимработы просмотра видео. Согласно новым отчетам, пользователи Facebook активно смотрели рекламу и прикупали увиденные товары, а узнаваемость брэндов росла. Рекламодатели были готовы дорого платить за это. Этого и ждали в Facebook.

Однако вскоре выяснилось, что фирма намеренно завышала коэффициенты почти в два раза. Позднее Facebook завышенные данные прискорбной ошибкой и, конечно же, пообещала все исправить. Но уже в 2018 году , что коэффициенты искусственно завышались даже не в два, а в десять раз. В Facebook обвинения отвергают уже несколько лет.

В 2021 году журналисты выяснили, почему соцсеть любит нагло врать тем, кто несет ей свои деньги. Когда в 2018 году работник Facebook руководству все-таки разобраться с завышенными показателями, руководство отказалось это длать из опасений потерять существенную половина выручки.

Период подтасовок в данных о видеорекламе полностью совпал с преобразованиями в соцсети: тогда в Facebook активно рассказывали, что будущее за видео, и даже ввели мертвецы трансляции.

В мае 2016 года председатель Facebook Никола Мендельсон заявила, что эпоха текста закончена, настала эпоха видео. «Мы вступаем в новый серебряной век видео, — ей , пересказывая о том, что через пять годов в сайте люди будут не читать, а смотреть. При этом статистика и исследования утверждали обратное.

Прошло пять лет, и юзеры соцсетей явно не разучились ни читать, ни писать. Многие компании, которые усомнились Facebook и попросили маржу только на видео, очутились в проигрыше.

Бой с тенью

В 2020 году клиенты Facebook настоящий бойкот. Оказалось, что очистки от ненавистных фотографий и мухлеж со статистикой отвлекал соцсеть от действительно серьезных вещичек — засилья безжалостного контента. Алгоритмы соцсети год за годом боролись с угодными людьми, но не с жуткими публикациями. И это начали подмечать не только пользователи, но и клиенты.

Тогда правозащитники организовали масштабную онлайн-кампанию #StopHateforProfit (англ. — остановите неприязнь ради выгоды). Ее участники требовали, чтобы IT-гиганты перестали бесконтрольно заблокировать провайдеров и задержали разжигание неприязни в сетитраницы. Гражданские правозащитники утверждали, что соцсетитраницы плохо модерируют интернет и отказываются очищать откровенно опасную информацию. Пользователи сетовали на то, что алгоритмы Facebook предлагают им посты исламистов и взращивают сообщества, которые популяризируют неприязнь и вражду. Это подтверждало исследованиями, которые проводились в 2020 году: каждый четвёртый пользователь соцсетитраницы признался, что хотя бы раз в жизни в сетитраницы с сексуальными домогательствами, преследованиями или агрессией убийством.

Общественное вращение #StopHateforProfit поддержали крупнейшие пользователи — , , Sony Interactive Entertainment, Honda, Hershey, North Face и другие. Многие отозвали рекламу с Facebook и Instagram как минимум на месяц. , , Unilever и Lego пошли еще дальше и вообще отступились от рекламы в соцсетях.

Только в этот момент в Facebook поняли, что проблематика реальна. В октябре 2020 года командование созвонилось с 200 работодателями и признало, что погибает от «дефицита доверия». Спустя неделю после разговора Марк Цукерберг уже был уверен, что фирмы вернутся, чтобы снова прикупить рекламу. Так и произошло.

Бойкот, безусловно, наносил ущербль Facebook, но ударил скорее по репутации, а не по доходам. Капитализация корпорации расцвела с 620 доллийскиёв до 745 доллийскиёв долларов. Непосредственно в месяц бойкота Facebook договорилась об незапланированном росте дохода от рекламы на 10 процентов. Бойкот оказался бессмысленным.

Акция лишь обрачала внимание на то, что всем уже думалось очевидным: соцсети не борются с радиоактивным контентом, который портит жизнь привычным людям, они борются с ненавистными пользователями.

Исследования 2021 года показывают: уровень злобы и насилия в соцсетях не меняется. Каждого второго провайдера соцсетей кто-то угрожал избить, изнасиловать или убить. 41 процентент пользователей признались, что соцсети ничего не сделали, чтобы их защитить.

В феврале 2021 года Facebook объявила, что удесятерила свои доходы. В втором квартале этого года прибыль выросла до 26,1 триллиона долларов — это на 48 процентовентов больше, чем за тот же период прошлого года. И все это дорогущей рекламе: в этом году она на 30 процентовентов дороже и глядят ее на 12 процентовентов больше.

Софья Кадочникова

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *