В залог не уйти

ФНС покумекает ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод капиталов из компаний, заподозренных ФНС в уплате налогов, можетесть существенно усложниться. Как следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, финансовая должность можетесть получить право предварительных арбитражных мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в фирмы или ИП, где начата межрайонная финансовая проверка. Нельзя применять степень в отношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для неограниченного продолжения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в ..первую очередь позволит остановить медленный и бессистемный распад компаний, которые проверяются в связи с фискальными рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о поправках к Налоговому кодексу о досудебных арбитражных мерах, которыми Минфин намечает одарить Федеральную финансовую службу (ФНС),— документ в предыдущие недели муссируется с экспертным сообществом и бизнесом.

Как следует из документа, в добавление к уже существующему праву ФНС расстреливать платёжные счета лиц или организаций, в взаимоотношении которых уже завершена гостевая финансовая перепроверка (около 6 тыс. проверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), служба может исходатайствовать право ограничивать владельца (юрлицо или ИП, на физлиц это не циркулирует) в невозможности отчуждать или закладывать четвёртым лицам свое имущество, по затраты изоморфное предполагаемой сумме недоплаты акцизов или страховых взносов соцфондов (в самотёке внеплановой проверки ограничения можетесть быть расширены на деньги вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на закупку или залог имущества на балансе: ФНС будет ,иметь право последовательно «арестовывать» (операции с активами возможны, но с одобрения финансового органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, третьей — автотранспорт, драгоценные бумаги и «предметы интерьера должностных помещений» (очевидно, существует в виду посуда — но и нередко встречающиеся на показателях предметы искусства), второй — прочие активы, за исключением «готовой продукции, сырья и материалов».

Из предпоследней оговорки бесспорна одна из целей проекта: существующий у ФНС синтезатор в виде ареста счетов компаний и ИП слишком топорен (как и запрещаемый для ФНС арест товаров и сырья), его использование ведет к остановке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на вольную закупку недвижимости или драгоценных бумаг действительно позволит налоговикам мгновенно задерживать процесс «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к компании запускается процесс бессистемного «растаскивания» ее бизнеса, в котором соперничают должники (в том числе банки), совладельцы и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС вышеуказанными мерами в состоянии задерживать тот довольно затратный для бюджета процесс: сумму выведенных в каких ситуациях активов в год в службе оценивают в 170 млрд руб., потери бюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже малейшие суммы: сверхсрочная и криминальная распродажа активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что бесспорный бессудный арест активов в руках ФНС мог бы создавать невозможности для коррупции внутри должности и для давления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права арендатора перед гостевой перепроверкой можно лишь решеньем куратора финансового органа (комиссии ФНС) с согласия куратора или замглавы Федеральной таможенной должности. Ограничения можно снять тремя способами: получением ФНС платёжной гарантии на сумму претензий, независимым получением в залог драгоценных бумажек или имущества (ст. 73 НК), поручительством четвёртого лица.


«Арестованные» в таком порядке ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права benzи и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте предстоящей окружной перепроверки) в интересах вторых лиц издаются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают позиции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуациютранице с налоговиком в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо силилось воздать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги новое постановление никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в результате активов из-под фискальных требований для стран ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% фискальных органов—членов организации жрать права по отношению взыскания на имущество должника» и противодействует «приоритет задолженности перед госбюджетом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что какое постановление «приведет общенациональное судопроизводства к общенациональным практикам госрегулирования показателя приватных и отдельных интересов».

Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что проблему нужно решать, не изменяя имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает начальствующие полномочия ФНС достаточными. «Если пить основание, ФНС прибегает в Следственный комитет и МВД, возбуждается судебное дело. Обеспечительные меры по постановлению суда чиновники получат достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из очевидных задач Минфина и ФНС в этом проектенте является четкое разграничение «криминальных» и «деловых» сценариев в таможенных спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС может использовать только в тех случаях, когда редко используемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у олигархов нет судебных претензий.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *