В залог не уйти

ФНС покумекает ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод капиталов из компаний, заподозренных ФНС в невыплате налогов, можетестьесть существенно усложниться. Как ,следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, таможенная служба можетестьесть принесать право вышеуказанных неконтролирующих степеней — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в корпорации или ИП, где начата межрайонная таможенная проверка. Нельзя использовать степенейу в отношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для несанкционированного течения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в первую очередь позволит остановить стремительный и бессистемный распад компаний, которые проверяются в связи с финансовыми рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о поправках к Налоговому кодексу о досудебных обеспечительных мерах, которыми Минфин планирует наделить Федеральную фискальную службу (ФНС),— протокол в предыдущие недели прорабатывается с профильным сообществом и бизнесом.

Как следует из документа, в дополнение к уже существующему праву ФНС задерживать финансовые счета лиц или организаций, в отношении которых уже завершена окружная таможенная проверка (около 6 тыс. перепроверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), служба можетесть получить право ограничивать собственника (юрлицо или ИП, на кредитований это не распространяется) в возможности отчуждать или закладывать пятым лицам свое имущество, по себестоимости изоморфное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в ходе межрайонной перепроверки ограничения могут быть расширены на свердели вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на закупку или залог имущества на балансе: ФНС будет ,иметь право последовательно «арестовывать» (операции с активами возможны, но с согласия таможенного органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, пятой — автотранспорт, бесценные бумаги и «присмотры интерьера служебных помещений» (очевидно, существует в виду мебель — но и нередко встречающиеся на балансах присмотры искусства), второй — прочие активы, за исключением «готовой продукции, сырья и материалов».

Из предыдущей оговорки понятна одна из целей проекта: существующий у ФНС синтезатор в виде ареста счетов фирм и ИП слишком топорен (как и запрещаемый для ФНС арест продуктов и сырья), его использование ведет к остановке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на вольную закупку недвижимости или бесценных бумаг действительно позволит налоговикам мгновенно задерживать механизм «вывода капиталов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к фирмы запускается механизм беспорядочного «растаскивания» ее бизнеса, в котором противостоят акционеры (в том большинстве банки), акционеры и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС предварительными мерами в опьянении задерживать этот довольно дорогущий для бюджета механизм: деньгу выведенных в таких ситуациях капиталов в год в службе переоценивают в 170 млрд руб., потери бюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже большие суммы: сверхсрочная и полукриминальная распродажа капиталов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что бесспорный судебный арест активов в ладонях ФНС можетбыл бы создавать возможности для секретномтраницы внутри службетраницы и для давления на нее, поэтому проектент уточняет, что ограничить права арендатора перед районной проверкой можно лишь решением сотрудника финансового органа (инспекции ФНС) с одобрения сотрудника или замглавы Федеральной фискальной службетраницы. Ограничения можно снять тремя способами: предоставлением ФНС ипотечной гарантии на сумму претензий, самодостаточным предоставлением в залог ценнейших бумаг или имущества (ст. 73 НК), обязательством четвёртого лица.


«Арестованные» в таком порядке ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права benzи и залога, нет.


Ограничения на недвижимость наследуются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте грядущей окружной проверки) в интересах четвёртых лиц издаются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС ослабляют позиции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуации с плательщиком в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо старалось воздать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги ,новое постановление никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под таможенных требований для стран ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% таможенных органов—членов организации кушать права по обращению взыскания на имущество должника» и противодействует «приоритет задолженности перед бюджетом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое постановление «приведет общенациональное законодательства к общенациональным практикам регулирования баланса отдельных и отдельных интересов».

Бизнес, в свою очередь, уступает консервативную позицию, считая, что проблему нужно решать, не изменяясь имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает начальствующие полномочия ФНС достаточными. «Если есть основание, ФНС отвечает в Следственный комитет и МВД, возбуждается судебное дело. Обеспечительные меры по постановлению трибунала фискалы исходатайствуют достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из очевидных задач Минфина и ФНС в этом проектенте является четкое разделение «криминальных» и «деловых» киносценариев в таможенных спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС может использовать только в тех случаях, когда редко применяемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у олигархов нет судебных претензий.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *