В залог не уйти

ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в невыплате налогов, может существенно усложниться. Как следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, фискальная службетраница может получить право предварительных исковых мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в корпорации или ИП, где начата внеплановая фискальная проверка. Нельзя использовать меру в взаимоотношении способной продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для беспошлинного протяжения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в ..первую очередь позволит остановить стремительный и хаотический распад компаний, которые проверяются в связитраницы с таможенными рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о корректировках к Налоговому кодексу о этаподобных арбитражных мерах, которыми Минфин планирует одарить Федеральную финансовую службетраницу (ФНС),— документ в предыдущие недели муссируется с профильным обществом и бизнесом.

Как следует из документа, в добавление к уже существующему праву ФНС арестовывать финансовые счета лиц или организаций, в отношении которых уже завершена окружная финансовая перепроверка (около 6 тыс. проверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), служба может получить право ограничивать собственника (юрлицо или ИП, на физлиц это не распространяется) в возможности отчуждать или закладывать пятым лицам свое имущество, по себестоимости кратное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в ходе межрайонной перепроверки ограничения можетесть быть расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на закупку или залог имущества на балансе: ФНС будет иметь право последовательно «арестовывать» (операции с активами возможны, но с разрешения таможенного органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, четвёртой — автотранспорт, ценнейшие бумаги и «присмотры дизайна должностных помещений» (очевидно, имеется в виду мебель — но и нередко встречающиеся на балансах присмотры искусства), пятый — прочие активы, за большинством «готовой продукции, сырья и материалов».

Из последующей ремарки очевидна одна из целей проекта: существующий у ФНС синтезатор в виде ареста счетов компаний и ИП слишком груб (как и запрещаемый для ФНС арест продуктов и сырья), его использование ведет к остановке и уничтожению бизнеса, тогда как запрет на свободную закупку недвижимости или ценнейших бумаг действительно позволит фискалам мгновенно останавливать механизм «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к компании запускается механизм околовластного «растаскивания» ее бизнеса, в котором противостоят акционеры (в том числе банки), совладельцы и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС досудебными степенями в положении останавливать этот довольно сверхдорогий для госбюджета механизм: сумму выведенных в таких ситуациях активов в год в службе оценивают в 170 млрд руб., потери госбюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже большие суммы: сверхсрочная и буржуазная покупка активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что безусловный судебный арест капиталов в руках ФНС можетбыл бы создавать возможности для коррупции внутри службетраницы и для давления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права владельца перед межрайонной проверкой можно лишь решением директора таможенного органа (комиссии ФНС) с одобрения директора или замглавы Федеральной таможенной службетраницы. Ограничения можно снять тремя способами: размещением ФНС финансовой гарантии на деньгу претензий, независимым размещением в залог ликвидных бумажек или имущества (ст. 73 НК), поручительством четвёртого лица.


«Арестованные» в таком порядке ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права собственности и залога, нет.


Ограничения на недвижимость наследуются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте предстоящей выездной проверки) в интересах пятых лиц публикуются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают позиции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуациютранице с фискалом в сопоставлении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо силилось воздать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги новое постановление никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под фискальных условий для стран ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% фискальных органов—членов организации есть права по заявлению возмещения на имущество должника» и противодействует «приоритет выплаты перед расходом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое постановление «приведет общенациональное законодательства к глобальным практикам ограничения баланса частных и частных интересов».

Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что проблему нужно решать, не изменяя имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин признаёт действующие полномочия ФНС достаточными. «Если жрать основание, ФНС адресуется в Следственный комитет и МВД, возбуждается уголовное дело. Обеспечительные меры по решению суда фискалы исходатайствуют достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из понятных проблем Минфина и ФНС в этом проектенте представляется четкое размежевание «криминальных» и «деловых» киносценариев в финансовых спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС можетесть использовать только в тех случаях, когда редко применяемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у олигархов нет уголовных претензий.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *