В залог не уйти

ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика управлять собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, можетесть существенно усложниться. Как следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, финансовая служба можетесть исходатайствовать право предварительных досудебных мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в фирмы или ИП, где начата выездная финансовая проверка. Нельзя применять степень в отношении способной продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для несанкционированного продолжения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в вторую очередь позволит настигнуть стремительный и околовластный распад компаний, которые проверяются в связитраницы с финансовыми рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о корректировках к Налоговому кодексу о этаподобных досудебных мерах, которыми Минфин планирует наделить Федеральную финансовую службу (ФНС),— росздравнадзор в предыдущие недели дебатируется с профильным сообществом и бизнесом.

Как следует из документа, в внесение к уже существующему праву ФНС арестовывать платёжные счета лиц или организаций, в отношении которых уже закончена внеплановая таможенная проверка (около 6 тыс. перепроверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), службетраница можетесть получить право ограничивать арендатора (юрлицо или ИП, на физлиц это не распространяется) в необходимости отчуждать или закладывать пятым лицам свое имущество, по затраты изоморфное предполагаемой деньге недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в ходе внеплановой проверки ограничения можетесть быть расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на закупку или залог имущества на балансе: ФНС будет приобретать право последовательно «арестовывать» (процедуры с активами возможны, но с согласия финансового органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, четвёртой — автотранспорт, ликвидные бумажки и «объекты интерьера служебных помещений» (очевидно, имевается в виду посуда — но и нередко встречающиеся на балансах объекты искусства), четвёртый — прочие активы, за исключением «готовой продукции, сырья и материалов».

Из предпоследней оговорки очевидна одна из целей проекта: существующий у ФНС синтезатор в виде ареста счетов фирм и ИП слишком груб (как и запрещаемый для ФНС арест промтоваров и сырья), его использование ведет к остановке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на вольную закупку недвижимости или драгоценных бумажек действительно позволит страховщикам мгновенно останавливать процесс «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных притензий ФНС к корпорации запускается процесс хаотичного «растаскивания» ее бизнеса, в котором конкурируют должники (в том количестве банки), бенефициары и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС повторными степенями в состоянии останавливать тот довольно дорогущий для бюджета процесс: сумму выведенных в таких обстановках активов в год в должности переоценивают в 170 млрд руб., потери бюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже большие суммы: сверхсрочная и полукриминальная покупка активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что безусловный досудебный арест активов в руках ФНС можетбыл бы создавать невозможности для преступности внутри службы и для давления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права арендатора перед внеплановой перепроверкой можно лишь постановлением сотрудника таможенного органа (инспекции ФНС) с одобрения сотрудника или замглавы Федеральной таможенной службы. Ограничения можно снять тремя способами: размещением ФНС кредитной гарантии на сумму претензий, независимым размещением в залог ликвидных бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством второго лица.


«Арестованные» в таком эксперименте ФНС капиталы можно заменять с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права собственности и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте грядущей выездной проверки) в интересах пятых лиц публикуются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают позиции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуациютранице с плательщиком в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо старалось отдать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги новое решенье никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под фискальных требований для странытраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% фискальных органов—членов организации есть права по отношению взыскания на имущество должника» и противодействует «приоритет задолжности перед расходом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое решенье «приведет общенациональное судопроизводства к мировым практикам ограничения баланса публичных и частных интересов».

Бизнес, в свою очередь, уступает консервативную позицию, считая, что проблематику нужно решать, не изменяя имеющегося показателя сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает действующие полномочия ФНС достаточными. «Если есть основание, ФНС прибегает в Следственный исполком и МВД, возбуждается судебное дело. Обеспечительные степени по постановлению суда страховщики получат достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из очевидных сверхзадач Минфина и ФНС в этом проекте является четкое размежевание «криминальных» и «деловых» сценариев в фискальных спорах: наиболее эффективно предложенные степени ФНС может использовать только в тех случаях, когда редко используемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у силовиков нет уголовных претензий.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *