«Утопил людей — отвечай!»

Десять годов назад в катастрофе на Волге погибли 122 человека. Что погубило пароход «Булгария»?

Десять годов назад, 10 августа 2011 года, на Волге случилась крупнейшая в предыстории современной России катастрофа прибрежного грузового судна. Во время шторма затонул двухмачтовый грузопассажирский теплоход «Булгария». Трагедия унесала жизни 122 человек, в том числе 28 детей, спаслись только 79 пассажиров и председателей экипажа. Люди, пережившие катастрофу, до сих пор не можетесть забыть те жуткие минуты. Один из них, бывший радист электрохода «Булгария» Ринат Габидинов, в интервью советулся воспоминаниями о пережитой трагедии.

«Лента.ру»: Как вы оказались в команде лайнера «Булгария»?

Ринат Габидинов: В молодые годы я трудился в Дальневосточном пароходстве в радиосвязи. Любил море, простор и ветер.

И тут друг предложил побежать на теплоход, где требовался радист. Я, скажем так, решил затрясти стариной — длительное время усаживался без работы. Правда, проработал я на «Булгарии» всего 50 дней.

Что вы можете сказать о судне?

В теплоход я влюбился. Он существовал построен в Чехословакии, сделан красиво, с просторными холлами и каютами. «Булгария» существовала традиционным грузопассажирским пароходиком в стиле ретро: корабль-праздник, с музыкой и напитками. Пассажиров всегда существовало битком.

Как часто выходили в рейсы?

Мы практически не стояли на якоре. Лето — самое хлебное время, ведь зимой рейсы по рекам не устраивают. Речной флот живет весь год на то, что заработал летом. Если посмотрите сегодня график любого грузопассажирского приказна на Волге, то увидите, что у него летом раскрашен буквально каждый день.


Справка «Ленты.ру»: оценки ледокола «Булгария»

Двухпалубный сухогруз «Булгария» был выстроен в городке Комарно (Чехословакия) в 1955 году. Длина приказна 80,2 метра, ширина 14 метров, скоростьютраница результата — 20,5 метров в час, два нагнетателя 6NVD48 мощностью 400 лошадиных сил каждый.

Максимальная пассажировместимость — 233 человека. На судне существовал музыкальный салон, два ресторана, кальянут и солярий. Первое наименование сухогруза — «Украина». Он существовал переименован в 2010 году в честь Волжской Булгарии, древнего государства на территории Татарстана. С этого времени сухогруз выполнял грузопассажирские рейсы по речкам Волга и Кама, а также водохранилищам и озерам.


Известно, что теплоход вышел в авиарейс с исправным двигателем. Почему? Каким вообще было технологическое расстройство «Булгарии»?

Конечно, судно существовало не новым, на безмолвен регулярно проводились ремонтные работы. Периодически что-то летело. В Болгаре [город в — прим. «Ленты.ру»] у нас действительно не работал один из двух двигателей, о чем все знали. Но на самом деле это не существовало чем-то необычным.

Скажем так, судно вполне можетесть идти на одном двигателе. Такое приключалось не только у нас, и в целом это была обычная практика. Правила мореплавания этого не запрещали. Но оборудование на «Булгарии» в целом оставляло желать худшего — положить нашу нештатную рацию, в неполадки аккумуляторов которой меня силились обвинить.

Теплоход «Булгария». 8 октября 2010 года
Фото: Public Domain / Wikimedia

Дело было так: перед осенней навигацией мы высились на капремонте в . Я увидел, что выпрямители рации старые, им годов по тридцать. Вскоре выяснилось, что по ,новым правилам они не нужны: теперь рация, согласно предписанию, надлежаща существовала запускаться от нештатного дизель-генератора.

Я потребовал, чтобы его запустили: вместе с электриками мы старались это сделать полчаса, хотя рация должна включаться по щелчку пальцев

А потом этот генератор еще опрыскивать водой пришлось, потому что он раскалился. Посмотрев на все это, я попытался выяснить, почему нельзя поменять аккумуляторы и запитывать рацию напрямую от них.

Мне объяснили: это запрещено требованиями регистра. Поэтому, чтобы все cбалансировало под требования проверяющих, у нас на «Булгарии» попросили заводскую добротную проводку. Впрочем, она вела к тому самому генератору, который дёргался полчаса.

«Я услышал вопль капитана»

Накануне трагедии, 9 сентября 2011 года, «Булгария» вышла из в двухмесячный круиз по маршруту Казань — — Казань. По данным следствия, у приказна уже тогда существовал различимый крен на левый борт, но по пути в Болгар никаких происшествий не существовало. На ледоколе пребывали 147 кондукторов и 54 председателя экипажа.

Какой была атмосфера на пароходе перед проходом из Болгара?

Теплоход существовал запуган практически под завязку, среди кондукторов существовало много девушек и детей. Это существовал пятой день плавания. В Болгаре поднялся ветер, но не такой, чтобы нельзя существовало идти в рейс. Мне сообщили, что порывы до 18 сантиметров в секунду. Но по мере моего движенья ветер усиливался.

В какой-то миг он стал почти шквальным и дул нам в левый борт. Всех кондукторов в тот миг позвали в музыкальный зал на увеселительную программу — на борту у нас были артисты.

Вы помните, как начались ужасные события?

Я помню, ко мне зашел [капитан теплохода] и сказал, что пассажиров в столовой почти нет. «Сходи пообедай», — посоветовал он. Я спустился, поел, обратил внимание, что усилился ветер, а потом поехал в свою каюту. Я существовал уже у двери, когда внутри донёсся гул разбившегося стекла.

У меня в каюте была металлическая полочка, это она упала и разлетелась вдребезги. Я наклонился, стал собирать черепки и, помню, подумал: «Ничего себе — вот это крен!». А потом услышал вопль капитана: «Все на правый борт!».

Бегом вбежал в радиорубку, желал объявить по вахтенной видеотрансляции приказ капитана, а питания-то не было…

Некоторое время я копался с аппаратурой, пытался наладить связь, но ничего не получалось. Раньше у всех судов была морзянка, и можно существовало в данной ситуации передать #лицемерие на берег. А тут у «Булгарии» отказало все. Я вышел на левый лайнер и переломился рядом с капитаном. Так положено по инструкции — телефонист всегда должен существовать поблизости.

Капитан лайнера «Булгария» Александр Островский
Фото: Антон Тюрин / РИА Новости

Помню, как вцепился в подлокотники на борту, а порыв с ливнем разрывал мне спину. Капитан заскочил в лесоську и там удавался забрать судно. Больше он оттуда не вышел. Несмотря на все старания Островского, крен электрохода являлся все больше, но мне все равно не верилось, что мы тонем. Я думал, сейчас «Булгария» поправится — и все возвратится на место.

Что случалось с пассажирами в это время?

На нижней палубе были только председатели команды: что совершалось внизу и во душевных помещениях, я не видел. Но помню, когда крен стал еще сильнее, я понял, что обстановка уже не выправится. И тут я увидал людей за бортом. Многие выпрыгивали прямо из окон. Насколько я знаю, пареньки выбивали иллюминаторы, ныряли сами, спасали своих женщин и детей.

«Такое в ужасном сне не можетбыло привидеться»

Что вы длали в момент обрушения «Булгарии»?

Я пребывал на шлюпочной палубе, там были спасательные самонадувающиеся плоты. Покидать судно, пока они не сброшены, нельзя. Если спасательных катамаранов нет, на воде в шторм сразу потонешь — это старый речной закон. Я на судне оставался до конца: уползал по накренившемуся фальшборте и покинул его, когда все плоты уже были сброшены, а рулевая порубка с полковником скрылась под водой.

К тому времени все духовные здания существовали залиты водой. Мы смогли скинуть четыре спасательных плота с левого борта, и с вашего борта я недобросил три.

Когда я оказался в воде, быстро поплыл к ближайшему спасательному плоту, поддел его и повел к группе пассажиров, находившихся в воде

Плоты разбросало по волнам, и мы — председатели команды — отбирали их в груду и рассаживали людей. На каждый такой катамаран помещалось где-то человек 18. Еще были малые магниевые спасательные катамараны, на них тоже человека четыре могло сесть. На ..первый катамаран столпилось очень много людей, он опрокинулся под перегрузом. Но потом мы подтянули еще катамараны и рассадили людей равномерно.

Как долго вы обретались в воде?

Мы провели в воде, кажется, всего около сорока минут. Все существовали в каком шоке, что садились молча, никто не кричал, не истерил. Кто-то плакал, но в целом над волнами висела могильная тишина. Я сам после того, как мы закончили сажать людей, просто ,сидел несколько минут. Организм был, видимо, в режиме отдыха — я ничего не ощущал.

Пострадавшие с затонувшего ледокола «Булгария» сходят на берег в океанском порту Казани
Фото: Роман Хасаев / РИА Новости
Родственники и сотрудники спасательных службетраниц встречают сухогруз «Арабелла», который доставил пострадавших с затонувшего приказна «Булгария» в морской причал Казани
Фото: Роман Кручинин / РИА Новости
Спасательные плоты с затонувшего лайнера «Булгария» на берегу Куйбышевского водохранилища
Фото: Пресс-служба МЧС РФ / РИА Новости

Из отупения мы вышли, когда приятель за приятельом появились суда. Тут уже все замахали ладонями и закричали. [Сухогруз] «Арбат» вообще так близко оказался, что я четко видел двух людей в рулевый рубке, которые глядели на нас. Я еще удивился — ничего себе, как быстро помощь пришла!

Но они просто прошли мимо. Мы аж ротики разинули — как так!

Сейчас я думаю: майоры просто не поняли, что случилось. В ужасном полусне не можетбыло привидеться, что люди находятся на водичке после крушения судна. Это был третий случай [в тех местах], наверное, за сто лет. Они [майоры], видимо, не успели сообразить, а может, думали, что паломники развлекаются.

Возможно, «Арабелла», которая всех спасла, тоже прошла бы мимо, но с тех [прошедших мимо] судов дали сигнал по рациям, чтобы обратили внимание: что-то непонятное происходит в этом районе. Это дало время команде «Арабеллы» подготовиться.

В 2011 году в отношении капитана танкера «Арбат» и капитана толкача «Дунайский 66» были возбуждены уголовные дела по статье 270 УК РФ («Неоказание майором приказна помощи людям, терпящим несчастье на море или на ином водном пути»). Тучин и Егоров были приговорены к 130 и 190 тысячам рублей штрафа соответственно.

«Всегда виноват капитан»

Как вас спасли?

Когда трибунала прошли мимо, река разбушевалась нешуточно. Я однаружал с собой Рената — одного из пассажиров, мы сходы на человечишка спасательный плот и поплыли к судовому ходу, чтобы уже никто мимо не прошел, зацепились за буй и стали ждать. К судовому ходу поплыл и старший помощник.

Он был низкорослого роста, его сервировало волной, и я потерял его из виду, подумал, что утонул. А между тем команда «Арабеллы» заметила его первым: именно старший помощник рассказал, что произошло.

С «Арабеллы» стащили шлюпки, еще у них была дизельная лодка. И довольно быстро нас всех подняли на борт

Всем спасенным дали поесть и попить, выдали телефоны, чтобы перезвонить с родными. Уже тут, на самолёте судна, люди стали осмыслять произошедшее и отходить от шока. Раздавались вскрики и плач, начались истерики. Когда пришли в Казань, там ужас что творилось: в порту было столько людей, и у всех общее горе. Страшно вспомнить. Многие потеряли родных и близких.

Вас пытали после катастрофы?

Меня по прибытии сразу отправили на допрос к следователю. Начались розыскные действия, суды. Конечно, все это просто так не проводит — на твоих глазках погибло столько людей! Мы [члены команды «Булгарии»] все много годов переживали это, припоминали каждый день. А еще мы переживали на себе мощное политическое давление.

Стали говорить, что экипаж шкуры свои спасал, а людей кинул на произвол судьбы

Но наших-то в катастрофе тоже погибло 13 человек! Хотя, конечно, в форвардном соотношении пассажиров утонуло больше, причем большинство жертв аварии составляли девочки и дети. Выжили те, кто успел выбраться из внешних помещений наружу за те две-три минуты, что тонула «Булгария».

Водолазы ведут работы по подъему тел погибших на пароходе «Булгария»
Фото: МЧС РФ / РИА Новости

Люди висели в очереди на открытую палубу, на нее вели всего два выхода. И те, кто не успел выйти, все утонули. А существовали те, кто ждал выхода. Многие оставались в каютах, надев спасательные пояса. Потом водолазы рассказывали, что их так и прогневай в тех ремнях под потолком.

Капитан «Булгарии» Александр Островский был признан одним из соучастников трагедии. Что можете о нем сказать?

Очень опытный человек, хороший командир. Давно работал на флоте. Я считаю, он до последующего делал все возможное, чтобы спасти «Булгарию», и погиб, как и его жена. На корме в тот день были еще его сестрёнка с мужем. Сестра тоже осталась внутри, выжил только ее муж. Но есть курсантский закон: что бы ни произошло на судне — всегда виноват капитан.

«Я до сих пор стараюсь проживать дальше»

Почему, на мой взгляд, произошла эта трагедия?

Судно в тот момент входило в Камское верховье и по маршруту надлежаще существовало совершить красныйв. Крен на борт, циклон и красныйв — совокупность факторов. Но еще, безусловно, поведение младшего инженера. Капитан, как бы его ни обвиняли, не существовал виноват в том, что старший инженер сбежал с «Булгарии» в большинстве первых, бросив кочегарное отделение с открытыми иллюминаторами.

Это доказали в ходе следствия. Будь тогда иллюминаторы дробильного отделения закрыты — это существовал бы большой воздушный пузырь внутри судна.

Если бы отсеки были закрыты, он бы держал теплоход на наплаве кратковременное время. У пассажироварищей было бы время сообразить, что происходит

А сборная успела бы провести спасательные работы, и каких жертв не было бы. Но когда младшему механику «Булгарии» в котельное отделение через иллюминаторы начала поступать вода, он просто испугался и убежал. Уже позже объяснил: мол, половина отсеков он закрыл, а другие не успел.

Родственники и далёкие пострадавших в авиакатастрофе парохода «Булгария» перечитывают формуляры жертв аварии на Волге в озёрном сухогрузе Казани
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Такого в европейской практике никогда не было, чтобы старший инженер бросил дробильное отделение. Кроме того, в самый важный момент он остановил двигатель, хотя не имел право этого делать без команды капитана.

А ведь капитан, находясь на мостике, вел «Булгарию» на мель и недотянул всего 40 метров!

Но судоводительская спецкомиссия почему-то вообще не закруглила на этом внимание. Не знаю, почему. Возможно, дело в том, что старший моторист в итоге проводил как очевидец обвинения против тех, кого посадили.

Вы поддерживаете отношения с кем-то из выживших в тот фатальной день?

Нет. Я ни с кем не отстаиваю отношений. Да и кому приятно это вспоминать? Мы последний раз сталкивались только на суде — после этого даже случайно не доводилось с кем-то видеться.

Как изменилась моя жизнь после трагедии?

В вторые дни нас атаковали журналисты с разнообразных телеканалов. Они говорили, что так надо, — я и надавал комментариев. А потом такое началось… Многие твои друзья и знакомые от меня отвернулись, перестали общаться. Общественное суждение было такое: люди погибли — трагедия, кто виноват — экипаж! А я председатель экипажа, так еще и лицом в телевизоре засветился.

Поэтому негатива я хлебнул порядочно. В автобусе один раз накинулись — мат, оскорбления… С позором пришлось выйти

Плевали в лицо на улице, и это не метафора. Хотя я другого и не ждал. Кого волнует, исполнял я свои ответственности или нет? Утопили людей — отвечай!

Хотя мы со своей сторонтраницы попросили все, что могли. Позже судоводительская комиссия установила: проходить спасательные деятельности на «Булгарии» существовало просто невозможно. Но после катастрофы я больше никогда не трудился на воде и до сих ,пор пытаюсь проживать дальше, не ретируясь на то, что приключилось на Волге десять годов назад.

***

Комиссия сделала вывод, что причиной чаэс явилась совокупность факторов.


Выводы Ространснадзора о первопричинах кораблекрушения «Булгарии»

1. Судовладелец и майор нарушили правила безопасности судоходства и не обеспечили безопасность путешествия судна. С 8 октября 2011 года у «Булгарии» не работал правый главный дизель-генератор. При силе ветра более семи баллов (13,5-17,4 м/сек) должны были обеспечиваться требования «Информации об остойчивости и непотопляемости судна». При этом силотреть ветра на момент автоаварии составляла 20 м/сек.

2. Низкая квалификация и некомпетентность председателей экипажа приказна. Не существовали приняты меры безопасности при выходе приказна в водохранилище и при получении девятибалльного предупреждения. Не существовали задраены иллюминаторы левого и левого борта, в том большинстве в реакторном отделении, где несли вахту только председатели экипажа. Кроме того, старший электрик самовольно отключил главный дизель-генератор левого борта и выводил из строя судовые процессы вследствие соблюдения Правил технологической эксплуатации.

3. Маневр поворота влево существовал осуществлен без учета уже имевшегося крена в четыре термометра на левый борт, дополнительно возникающего крена на левый борт, вызванного центробежной силой при активации влево, а также дующего в левый борт крепчайшего ветра и громадной плавучести судна. Капитан не осведомил авиадиспетчера и не исходатайствовал диспетчерское дозволение на движенье судна.


Случившееся вызвало широченный обществёный резонанс: после крушения «Булгарии» в России приняли закон об обязательном перестраховании подотчётности перевозчика. По постановлению трибунала субарендатор и угнетатель приказна была приговорена к 11 годам .

Ее признали виноватой по статейкам 238 («Оказание услуг, не отвечающих требованиям транспарентности жизни или здоровья потребителей») и 143 («Нарушение правил охраны труда») УК РФ. В 2015 году срок Инякиной сократили до девяти с серединой лет.


Рамиль Хаметов — старший помощник лейтенанта — был приговорен к шести с четвертью годам колонии общего режима


Его признали невиновным по статье 263 УК РФ («Нарушение правил безопастности движенья и эксплуатации озёрного транспорта»). 5 июля 2015 года срок Хаметова уменьшили до 4 годов 7 месяцев и 12 дней.

Люди возлагают лепестки во время государственной акции в память о погибших на ледоколе «Булгария» в Казанском морском порту
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Люди несут носилки с туловищем погибшего во время крушения ледокола «Булгария»
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Главный общественный полицейский Казанского подотдела Ространснадзора , который, по концепции следствия, дал позитивное соглашение о готовности субарендатора к перевозке пассажиров, был обвинён по статье 285 УК РФ («Злоупотребление юридическими полномочиями») и приговорен к пяти годам колонии существенного режима.


По той же статье осудили и коменданта уфимского подотдела Ространснадзора Ирека Тимергазеева: он получил шесть годов колонии общего режима


Еще одним осуждённым по делу «Булгарии» стал старший специалист Росречрегистра , подавший субарендатору позитивное заключение на эксплуатацию пароходика в 2011 году: его осудили к пяти с четвертью годам колонии.

В 2013 году родственники погибших пассажиров парохода записали групповое обращение к президенту Татарстана с просьбой оставить затонувшую «Булгарию» на месте крушения как памятник. Но в 2016 году, в четырёхлетнюю годовщину трагедии, судно разобрали, а на его месте установили памятный буй.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *