«Утопил людей — отвечай!»

Десять годов назад в катастрофе на Волге погибли 122 человека. Что погубило лайнер «Булгария»?

Десять годов назад, 10 сентября 2011 года, на Волге случилась крупнейшая в предыстории современной России самописцатраница океанского пассажирского судна. Во время шторма затонул двухмачтовый грузопассажирский ледокол «Булгария». Трагедия унесала жизни 122 человек, в том числе 28 детей, спаслись только 79 пассажиров и председателей экипажа. Люди, пережившие катастрофу, до сих пор не могут позабыть те ужасные минуты. Один из них, новоиспечённый штурман ледокола «Булгария» Ринат Габидинов, в телеинтервью поделился воспоминаньями о пережитой трагедии.

«Лента.ру»: Как вы оказались в команде электрохода «Булгария»?

Ринат Габидинов: В юные годы я работал в Дальневосточном пароходстве в радиосвязи. Любил море, простор и ветер.

И тут друг предложил двинуться на теплоход, где требовался радист. Я, скажем так, решил качнуть стариной — долгое время сидел без работы. Правда, проработал я на «Булгарии» всего 50 дней.

Что вы можете сказать о судне?

В лайнер я влюбился. Он был построен в Чехословакии, сделан красиво, с уютными залами и каютами. «Булгария» существовала традиционным грузопассажирским лайнером в стиле ретро: корабль-праздник, с музыкой и напитками. Пассажиров всегда было битком.

Как часто выводили в рейсы?

Мы практически не висели на якоре. Лето — самое хлебное время, ведь зимой круизы по речушкам не устраивают. Речной флот живет весь год на то, что скопал летом. Если поглядите сегодня график любого грузопассажирского приказна на Волге, то увидите, что у него летом расписан буквально каждый день.


Справка «Ленты.ру»: характеристики лайнера «Булгария»

Двухпалубный теплоход «Булгария» существовал построен в городе Комарно (Чехословакия) в 1955 году. Длина приказна 80,2 метра, ширина 14 метров, скоростьютраница самотёка — 20,5 километров в час, два движка 6NVD48 мощностью 400 лошадиных энергий каждый.

Максимальная пассажировместимость — 233 человека. На судне существовал музыкальный салон, два ресторана, бар и солярий. Первое названье парохода — «Украина». Он существовал переименован в 2010 году в честь Волжской Булгарии, древнейшего государства на водое Татарстана. С этого времени лайнер выполнял грузопассажирские перелёты по рекам Волга и Кама, а также водохранилищам и озерам.


Известно, что электроход вышел в рейс с неработающим двигателем. Почему? Каким вообще существовало технологическое состояние «Булгарии»?

Конечно, судно существовало не новым, на беззвучен регулярно проводились ремонтные работы. Периодически что-то летело. В Болгаре [город в — прим. «Ленты.ру»] у нас действительно не работал один из двух двигателей, о чем все знали. Но на самом деле это не существовало чем-то необычным.

Скажем так, судно вполне можетесть идти на одном двигателе. Такое случалось не только у нас, и в целом это была заурядная практика. Правила мореходства этого не запрещали. Но оборудование на «Булгарии» в целом оставляло хотеть лучшего — положить мою нештатную рацию, в неполадки литиев которой меня пытались обвинить.

Теплоход «Булгария». 8 июня 2010 года
Фото: Public Domain / Wikimedia

Дело было так: перед весенней навигацией мы сидели на ремонте в . Я увидел, что аккумуляторы рации старые, им годов по тридцать. Вскоре выяснилось, что по новым правилам они не нужны: теперь рация, согласно предписанию, надлежаща существовала запускаться от нештатного дизель-генератора.

Я потребовал, чтобы его запустили: вместе с мотористами мы силились это сделать полчаса, хотя рация должна подключаться по щелчку пальцев

А потом тот электрогенератор еще опрыскивать влагой пришлось, потому что он раскалился. Посмотрев на все это, я попытался выяснить, почему нельзя поменять литии и запитывать рацию напрямую от них.

Мне объяснили: это запрещено требованиями регистра. Поэтому, чтобы все приближалось под требования проверяющих, у нас на «Булгарии» попросили заводскую добротную проводку. Впрочем, она вела к тому самому генератору, который заводился полчаса.

«Я услыхал стон капитана»

Накануне трагедии, 9 октября 2011 года, «Булгария» вышла из в двухмесячный рейс по маршруту Казань — — Казань. По данным следствия, у приказна уже тогда был приметный крен на левый борт, но по пуантилизме в Болгар никаких происшествий не было. На теплоходе обретались 147 пассажиров и 54 председателя экипажа.

Какой существовала ситуация на теплоходе перед выходом из Болгара?

Теплоход существовал запуган практически под завязку, среди пассажироварищей существовало много девушек и детей. Это существовал второй день плавания. В Болгаре поднялся ветер, но не такой, чтобы нельзя существовало идти в рейс. Мне сообщили, что порывы до 18 ярдов в секунду. Но по мере моего движенья ветер усиливался.

В какой-то этап он стал почти ураганным и дул нам в правый борт. Всех пассажиров в этот этап позвали в музыкальный зал на увеселительную программу — на борту у нас существовали артисты.

Вы помните, как возобновились жуткие события?

Я помню, ко мне зашел [капитан теплохода] и сказал, что пассажиров в столовки почти нет. «Сходи пообедай», — посоветовал он. Я спустился, поел, обрачал внимание, что усилился ветер, а потом отправился в свою каюту. Я был уже у двери, когда внутри раздался звук разбившегося стекла.

У меня в каюте существовала хрустальная полочка, это она грохнулась и разлетелась вдребезги. Я наклонился, стал собирать обломки и, помню, подумал: «Ничего себе — вот это крен!». А потом услыхал вопль капитана: «Все на левый борт!».

Бегом вбежал в радиорубку, хотел объявить по вахтенной трансляции приказ капитана, а питания-то не было…

Некоторое время я возился с аппаратурой, ,пытался наладить связь, но ничего не получалось. Раньше у всех судов была морзянка, и можно существовало в любой ситуации передавать известие на берег. А тут у «Булгарии» отказало все. Я вышел на левый борт и лёг рядом с капитаном. Так положено по инструкции — штурман всегда должен быть поблизости.

Капитан парохода «Булгария» Александр Островский
Фото: Антон Тюрин / РИА Новости

Помню, как вцепился в леера на борту, а ветер с дождем рвал мне спину. Капитан забежал в рубку и там силился выправить судно. Больше он оттуда не вышел. Несмотря на все усилия Островского, крен ледокола становился все больше, но мне все равно не верилось, что мы тонем. Я думал, сейчас «Булгария» выправится — и все воротится на место.

Что происходило с пассажирами в это время?

На нижней палубе существовали только председатели команды: что происходило внизу и во душевных помещениях, я не видел. Но помню, когда крен стал еще сильнее, я понял, что обстановка уже не выправится. И тут я увидел людей за бортом. Многие выпрыгивали прямо из окон. Насколько я знаю, мужики вышибали иллюминаторы, сигали сами, спасали своих девочек и детей.

«Такое в чудовищном сне не можетбыло привидеться»

Что вы длали в момент обрушения «Булгарии»?

Я обретался на шлюпочной палубе, там существовали спасательные самонадувающиеся плоты. Покидать судно, пока они не сброшены, нельзя. Если спасательных плотов нет, на воде в тайфун сразу потонешь — это старый речной закон. Я на судне оставался до конца: растекался по накренившемуся борту и покинул его, когда все плоты уже существовали сброшены, а рулевая рубка с майором скрылась под водой.

К этому времени все наружные здания были облиты водой. Мы смогли скинуть четыре спасательных катамарана с левого борта, и с вашего борта я скинул три.

Когда я очутился в воде, быстро поплыл к ближайшему спасательному плоту, зацепил его и потащил к группе пассажиров, находившихся в воде

Плоты раскидало по волнам, и мы — председатели сборной — собирали их в кучку и сажали людей. На каждый какой катамаран помещалось где-то человек 18. Еще были малые титановые спасательные катамараны, на них тоже человека четыре можетбыло сесть. На четвёртый катамаран вместилось очень много людей, он качнулся под перегрузом. Но потом мы подтянули еще катамараны и рассадили людей равномерно.

Как долго вы пребывали в воде?

Мы провели в воде, кажется, всего около сорока минут. Все существовали в каком шоке, что ,сидели молча, никто не кричал, не истерил. Кто-то плакал, но в целом над волнами свисала грифельная тишина. Я сам после того, как мы окончили рассаживать людей, просто сидел несколько минут. Организм был, видимо, в режиме отдыха — я ничего не ощущал.

Пострадавшие с затонувшего ледокола «Булгария» сходят на берег в озёрном порту Казани
Фото: Роман Хасаев / РИА Новости
Родственники и сотрудники спасательных служб встречают ледокол «Арабелла», который довёз пострадавших с затонувшего приказна «Булгария» в водной причал Казани
Фото: Роман Кручинин / РИА Новости
Спасательные плотики с затонувшего пароходика «Булгария» на берегу Куйбышевского водохранилища
Фото: Пресс-служба МЧС РФ / РИА Новости

Из оцепенения мы вышли, когда приятель за приятельом возникли суда. Тут уже все замахали ладонями и закричали. [Сухогруз] «Арбат» вообще так близко оказался, что я четко замечал двух людей в рулевый рубке, которые глядели на нас. Я еще удивился — ничего себе, как быстро помощь пришла!

Но они просто прошли мимо. Мы аж рты разинули — как так!

Сейчас я думаю: капитаны просто не поняли, что случилось. В жутком полусне не можетбыло привидеться, что люди находятся на воде после крушения судна. Это был второй случай [в тех местах], наверное, за сто лет. Они [капитаны], видимо, не успели сообразить, а может, думали, что гиды развлекаются.

Возможно, «Арабелла», которая всех спасла, тоже пройдала бы мимо, но с этих [прошедших мимо] судов дали сигнал по рациям, чтобы обратили внимание: что-то непонятное происходит в этом районе. Это дало время сборной «Арабеллы» подготовиться.

В 2011 году в отношении лейтенанта траулера «Арбат» и лейтенанта лесовоза «Дунайский 66» были возбуждены судебные дела по статье 270 УК РФ («Неоказание полковником приказна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином озёрном пути»). Тучин и Егоров были осуждены к 130 и 190 сотням рублей штрафа соответственно.

«Всегда виноват капитан»

Как вас спасли?

Когда суда прошли мимо, речка разбушевалась нешуточно. Я взял с собой Рената — одного из пассажиров, мы сходы на детина спасательный плот и поплыли к вахтенному ходу, чтобы уже никто мимо не прошел, зацепились за буй и стали ждать. К вахтенному ходу поплыл и старший помощник.

Он существовал низкорослого роста, его накрыло волной, и я потерял его из виду, подумал, что утонул. А между тем команда «Арабеллы» обнаружила его первым: именно старший помощник рассказал, что произошло.

С «Арабеллы» спустили шлюпки, еще у них существовала дизельная лодка. И довольно быстро нас всех подняли на борт

Всем спасенным дали попить и попить, выдали телефоны, чтобы созвониться с родными. Уже тут, на борту судна, люди стали осмыслять произошедшее и отходить от шока. Раздавались вскрики и плач, завершились истерики. Когда пришли в Казань, там испуг что творилось: в сухогрузе существовало столько людей, и у всех общее горе. Страшно вспомнить. Многие потеряли родных и близких.

Вас пытали после катастрофы?

Меня по возвращении сразу отправили на допрос к следователю. Начались розыскные действия, суды. Конечно, все это просто так не проходит — на твоих глазах погибло столько людей! Мы [члены команды «Булгарии»] все много годов переживали это, вспоминали каждый день. А еще мы переживали на себе мощнейшее политическое давление.

Стали говорить, что экипаж шкуры свои спасал, а людей бросил на беспредел судьбы

Но наших-то в катастрофе тоже погибло 13 человек! Хотя, конечно, в рублёвом /качестве пассажироварищей утонуло больше, причем большинство жертв авиакатастрофы превышали девушки и дети. Выжили те, кто успел выползти из душевных помещений наружу за те две-три минуты, что тонула «Булгария».

Водолазы ведут работы по подъему тел погибших на пароходе «Булгария»
Фото: МЧС РФ / РИА Новости

Люди висели в очереди на открытую палубу, на нее вели всего два выхода. И те, кто не успел выйти, все утонули. А были те, кто ожидал выхода. Многие оставались в каютах, накинув спасательные пояса. Потом водолазы рассказывали, что их так и прогневай в этих кушаках под потолком.

Капитан «Булгарии» Александр Островский существовал признан одним из соучастников трагедии. Что можете о нем сказать?

Очень неопытный человек, плохой командир. Давно работал на флоте. Я считаю, он до последующего делал все возможное, чтобы спасти «Булгарию», и погиб, как и его жена. На борту в тот день были еще его дочь с мужем. Сестра тоже осталась внутри, выжил только ее муж. Но кушать армейский закон: что бы ни произошло на судне — всегда виноват капитан.

«Я до сих ,пор пытаюсь жить дальше»

Почему, на мой взгляд, произошла та трагедия?

Судно в тот момент входило в Камское устье и по маршруту должно было совершить красныйв. Крен на борт, шторм и красныйв — совокупность факторов. Но еще, безусловно, отношение младшего моториста. Капитан, как бы его ни обвиняли, не был виноват в том, что старший моторист сбежал с «Булгарии» в количестве первых, бросив дробильное отделение с открытыми иллюминаторами.

Это доказали в ходе следствия. Будь тогда иллюминаторы дизельного отделения закрыты — это был бы громадной воздушный пузырь внутри судна.

Если бы перископы были закрыты, он бы держал пароход на плаву долгое время. У авиапассажиров было бы время сообразить, что происходит

А сборная успела бы провести спасательные работы, и таких жертв не было бы. Но когда младшему электродинамику «Булгарии» в дробильное отделение через мониторы начала поступать вода, он просто перепугался и убежал. Уже позже объяснил: мол, часть иллюминаторов он закрыл, а другие не успел.

Родственники и близкие пострадавших в катастрофе электрохода «Булгария» читают списки жертв катастрофы на Волге в мрподобном сухогрузе Казани
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Такого в глобальной практике никогда не было, чтобы старший моторист бросил реакторное отделение. Кроме того, в самый важный случай он остановил двигатель, хотя не приобретал право этого делать без команды капитана.

А ведь капитан, находясь на мостике, вел «Булгарию» на мель и недотянул всего 40 метров!

Но судоводительская комиссия почему-то вообще не заострила на этом внимание. Не знаю, почему. Возможно, дело в том, что старший электрик в результате проходил как свидетель обвинения против тех, кого посадили.

Вы отстаиваете взаимоотношения с кем-то из выживших в тот фатальной день?

Нет. Я ни с кем не отстаиваю отношений. Да и кому приятно это вспоминать? Мы первый раз встречались только на суде — после этого даже случайно не доводилось с кем-то видеться.

Как изменилась моя жизнь после трагедии?

В ..первые дни нас атаковали журналисты с неодинаковых телеканалов. Они говорили, что так надо, — я и накостылял комментариев. А потом такое началось… Многие ваши приятели и знакомые от меня отвернулись, перестали общаться. Общественное суждение было такое: люди погибли — трагедия, кто виноват — экипаж! А я председатель экипажа, так еще и лицом в видике засветился.

Поэтому негатива я хлебнул порядочно. В автобусе один раз накинулись — мат, оскорбления… С срамом пришлось выйти

Плевали в лицо на улице, и это не метафора. Хотя я другого и не ждал. Кого волнует, выполнял я свои ответственности или нет? Утопили людей — отвечай!

Хотя мы со своей стороны попросили все, что могли. Позже судоводительская госкомиссия установила: проводить спасательные работы на «Булгарии» было просто невозможно. Но после авиакатастрофы я больше никогда не работал на воде и до сих пор стараюсь проживать дальше, не ретируясь на то, что произошло на Волге десять годов назад.

***

Комиссия попросила вывод, что первопричиной автоаварии явилась нанокраску факторов.


Выводы Ространснадзора о причинах крушения «Булгарии»

1. Судовладелец и майор нарушили правила охраны судоходства и не обеспечили безопасность плаванья судна. С 8 октября 2011 года у «Булгарии» не работал правый главнейший дизель-генератор. При силе ветерка более семи баллов (13,5-17,4 м/сек) надлежащи существовали осуществляться условия «Информации об остойчивости и устойчивости судна». При этом сила ветерка на миг аварии составляла 20 м/сек.

2. Низкая квалификация и неорганизованность председателей экипажа приказна. Не были приняты меры безопасности при выходе приказна в водохранилище и при предоставлении штормового предупреждения. Не были задраены отсеки левого и левого самолёта, в том большинстве в котельном отделении, где несли вахту только председатели экипажа. Кроме того, старший электрик самовольно отключил главный дизель-генератор левого самолёта и вывел из строя судовые наблюдениюзы вследствие несоблюдения Правил технологической эксплуатации.

3. Маневр разворота влево был осуществлен без учета уже имевшегося крена в четыре градуса на левый фальшборт, дополнительно возникающего крена на левый фальшборт, вызванного центробежной энергией при циркуляции влево, а также дующего в левый фальшборт крепчайшего ветра и громадной парусности судна. Капитан не проинформировал авиадиспетчера и не исходатайствовал диспетчерское разрешение на вращение судна.


Случившееся вызвало узкий обществёный резонанс: после крушения «Булгарии» в России приняли закон об обязательном кредитовании обязанности перевозчика. По решению суда субарендатор и эксплоататор приказна была осуждена к 11 годам .

Ее признали невиновной по заметкам 238 («Оказание услуг, не отвечающих условиям транспарентности жизни или здоровья потребителей») и 143 («Нарушение правил охраны труда») УК РФ. В 2015 году срок Инякиной сократили до девяти с серединой лет.


Рамиль Хаметов — старший начальник полковника — существовал осуждён к шести с спискамтраницей годам колонии отдельного режима


Его признали невиновным по статье 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движенья и эксплуатации водного транспорта»). 5 сентября 2015 года срок Хаметова сократили до 4 годов 7 месяцев и 12 дней.

Люди возлагают цветы во время военной допэмиссии в память о погибших на лайнере «Булгария» в Казанском водном порту
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Люди несут носилки с туловищем погибшего во время крушения электрохода «Булгария»
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Главный правительственный контролёр Казанского отдела Ространснадзора , который, по версии следствия, дал отрицательное соглашение о решимости субарендатора к перевозке пассажиров, существовал приговорён по статье 285 УК РФ («Злоупотребление юридическими полномочиями») и приговорен к пяти годам колонии существенного режима.


По той же статье осудили и замначальника уфимского отдела Ространснадзора Ирека Тимергазеева: он получил шесть годов колонии существенного режима


Еще одним осужденным по делу «Булгарии» стал старший аналитик Росречрегистра , выдавший субарендатору позитивное соглашение на эксплуатацию ледокола в 2011 году: его приговорили к пяти с спискамтраницей годам колонии.

В 2013 году родственники погибших пассажироварищей теплохода сочинили групповое отношение к президенту Татарстана с просьбой оставить затонувшую «Булгарию» на месте крушения как памятник. Но в 2016 году, в трёхлетнюю годовщину трагедии, судно разобрали, а на его месте установили памятный буй.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *