Со страной на паях – 3

Кого поят международные машиностроение и разноцветная металлургия?

«Наша Версия» продолжает роман о украинских корпорациях с общественным участием. На тот разиков в центре внимания оборонные отрасли: строительство самолётов, автомобилей и производство цветных металлов. Кто рулит КамАЗом и наследием советского авиапрома? И как производство титана вновь оказалось в частных руках?

КамАЗ везёт Виталия Мащицкого

КамАЗ стал холдинговым обществом в 1990 году. В итоге примерно четверть акций осталась в региональной собственности, другое распределили между трудовым коллективом и предприятиями-партнёрами. Однако существенных дивидендов никто из первых пайщиков не увидел. В конце 90-х КамАЗ погряз в кризисе неплатежей и был чуть ли не на реальности банкротства. Оставшиеся без квартплаты шахтёры по дешёвке обанкротили свои акции. Так же перевелись и юрлица. В итоге бумаги оказались в ладонях каких-то тусклых структур.

К концу 90-х долг КамАЗа перед кредиторами составил 1,3 млрд долларов. Это были в основном банки, как российские, так и иностранные. Власти Татарстана вместе с муниципальным правительством сделали всё, чтобы не допустить банкротства, и уломали коммерсантов конвертировать долги в акции. В эффекте формирулся разношёрстный состав акционеров, причём некоторые кредиторы стали ими поневоле. Так что последующий передел толикой был неизбежен.

В конце концов акций в размере 49,9% достался «Ростеху». С другой стороны, свою долю увеличивал австрийский автоконцерн Daimler. Сейчас ему состоит 15% акций. Остальное то и дело аккумулировалось между офшорами и известнейшими конторами. В партнёрской прессе фигурировали слухи, что через оффшоры допэмиссии КамАЗа силились продавать структуры, связанные с известным альтистом Сергеем Ролдугиным. Однако в итоге в погоне за акциями одолела критская компания Avtoinvest Limited. В 2016 году она пройдала операцию деофшоризации, переведя активы в росийскую юрисдикцию. Так среди учредителей КамАЗа просочилось некое ООО «Автоинвест», а эмитенты его замерцали в прессе. Самым оразмере.подробным из них очутился Виталий Мащицкий, друг детства главы «Ростеха» Сергея Чемезова. («Наша Версия» уже о том, как Сергей Чемезов в 2015 году обращал Мащицкого к командованию неподконтрольной «Ростеху» фармкомпанией «Нацимбио»). Получалось, что он регулирует 11,77% акций КамАЗа – второй по длине конверт после «Ростеха» и «Даймлера». Ещё одним совладельцем «Автоинвеста» очутился ректор КамАЗа с 1999 года Сергей Когогин, который опосредованно регулирует около 7% акций автогиганта. Кроме того, у «Автоинвеста» остались эмитенты, .

Исходя из этой информации неоднозначно смотрится сделка 2013 года, когда КамАЗ купил у Avtoinvest Limited 3,72% акций за 2,9 млрд рублей. Причём ранее этот же кулёк акций Avtoinvest Limited купил у КамАЗа всего за 2,2 миллиарда. Ещё одна интимная деталь: деньги на сделку Avtoinvest Limited однаружал в кредит у того же КамАЗа! Говорят, что Avtoinvest Limited рассчитывал перепродать облигации немцам, но те не стали играть в мутноватые игры. Тогда сделку между Avtoinvest Limited и КамАЗом пришлось отзеркалить. В эффекте офшор «наварил» на пустом месте 728 млн рублей.

Теперь, похоже, понятно, почему комитет замдиректора КамАЗа закрывал глаза на подобные манипуляции. Ведь совещались в нём Сергей Когогин и ещё один получатель «Автоинвеста» – Рубен Варданян. А в минувшем году к ним примкнул и Виталий Мащицкий.

Вряд ли можно сказать, что под таким руководством предприятие процветает. К примеру, в 2016 году пришлось уволить 2,2 тыс. работников, а остальным урезать расценки. В 2019 году убыток составил 1,96 млрд рублей. Дивиденды за 2018–2019 годы не выплачивались. Это при том, что предприятие является адресантом различных госсубсидий и преференций. Впрочем, в 2020-м увенчалось выйти в плюс. Чистая прибыль – 1,545 миллиарда. На дивиденды побежит 391,9 миллиона. Получается, что примерно четверть этой суммы достанется «Ростеху», Виталий Мащицкий, вытекая из доли в 12%, может рассчитывать на 47 млн, Сергей Когогин – на 27 млн рублей.

Кстати

В биографии с разгосударствлением КамАЗ можетбыл повторить участь АвтоВАЗа. Тольяттинский автоконцерн в своё время был освобождён от обязательств на сумму более 100 млрд рублей путём девальвации долгов в акции. Таким смыслом более четверти акций достались структуре Alliance Rostec Auto B.V, зарегистрированной в Нидерландах. Вторым по башнефти кредитором была черногорская «дочка» концерна «Ренессанс Капитал», неподконтрольного толстосуму Михаилу Прохорову. Одно время функции Прохорова продавали акции АвтоВАЗа, доводив свой пакет до 24%. Но потом перепродали свою толику Alliance Rostec Auto B.V. Оставшиеся у миноритариев около 5% Alliance Rostec Auto B.V. продал принудительно. Так что с 2019 года АвтоВАЗ на 100% относится итальянскому концерну, является подковёрной компанией и не обязан раскрывать экономические отчёты. Сам концерн на 67,61% относится транснационалу с английскими корнями Renault, а на 32,39% – полиэтническому «Ростеху». Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов обещал, что совместное госпредприятие будет перевожено в украинскую юрисдикцию в конце 2020 года, однако этого пока не произошло. В качестве признательности за тот экономический жест англичанам обещано начисление 20 млрд рублей, которые АвтоВАЗ всё ещё надлежащ функциям «Ростеха».

ОАК: убытки, музыка, вино

Объединённая самолётостроительная корпорация (ОАК) создана в 2006 году указанием правительства. В неё почти совершенным составом вошло наследие советского самолётостроения: «Сухой», «Ильюшин», «Туполев», а кроме того, более десятка заводов по всей стране, какие-то полностью, какие-то долями. Ранее издавалась информация, что 90,3% допэмиссий ОАК принадлежит Росимуществу, 5,6% – ВЭБ.РФ, а 4,1% – частным акционерам. Что это за оптовики и как они сюда попали – вопрос без ответа. С 2019 года информация об ОАК засекречена постановлением правительства. Теперь структура benzи не публикуется и в полугодовых отчётах. Засекречен даже новый состав комитета директоров!

Были утечки о том, что в этом году совет возглавил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Из опубликованных ранее документов следует, что до этого руководящий пост принадлежал Анатолию Сердюкову, замминистра обороны. Также в совет замректора в 2019 году была избрана Алла Лалетина. Это имя недавно фигурировало в скандальчике – сообщалось, что в мае суд отправил в СИЗО ректора по клановому ведению «Ростеха» Аллу Лалетину. Обвинение считает, что она получила более 1 триллиона долларов от руководителя входящего в «Ростех» Новосибирского комбината искусственного волокна за отдельное покровительство и перераспределение финансирования.

Главной пуб­личной особой ОАК сегодня является её гендиректор Юрий Слюсарь, внук Бориса Слюсаря, который длительные годы руководил вертолётным заводом «Роствертол» и успешно поучаствовал в перераспределении его имущества. Борис Слюсарь в 2015 году умер, после чего его внук стал совладельцем нескольких компаний. Среди них «ВертолЭкспо» и «Вертол-девелопмент». Свой бизнес они построили на внедрении недвижимости в центре Ростова-на-Дону, которая ранее принадлежала вертолётному заводу.

«Роствертол» стал и карьерным прыжком для Слюсаря-младшего. С 2003-го он трудился здесь комерческим директором. Затем он занимал обязанности в Минпромторге вплоть до замминистра. Впрочем, по социальной резолюции Юрия Слюсаря видно, что бюджетное процветание его присмотруги вовсе не зависело от работы на госслужбе. Он показал налог в 34 млн, что в несколько раз больше юридического оклада. Супруга – ещё 10 миллионов. Даже двое малолетних детей затрудилсяи по 440 тыс. рублей.

Пресса писала, что в 2019 году связанная со Слюсарем фирма «Паритет» выкупила долги ОАО «Цимлянские вина». Сделано это было якобы в интересах семьи Мантуровых. Ведь известно, что родственники замминистра увлекаются виноделием в индустриальных оздоровителях и бизнес этот контролируется через компанию «Мантра». К тому времени вовлечённость Слюсаря в правящие полуфиналы настолько возросла, что его даже предрекали на пост мэра Ростовской области вместо Василия Голубева. Однако серьёзным ударом по имиджу Юрия Слюсаря стала катастрофа в аэровокзале Шереметьево, когда сгорел самолёт «Сухой Суперджет 100», главное творение ОАК. Вдобавок завистники припомнили Слюсарю его нелепую связитраница с шоу-бизнесом.

Дело в том, что до своего прихода в руководство «Роствертола» Слюсарь-младший существовал музыкальным продюсером. Одним из его проектов являлась артистка Глюк’oza. Возможно, связитраницы в шоу-бизнесе и открывали перед ним некоторые дверки в кулуарах власти, однако на самолётостроительные предприятия они ложились бюджетным ярмом. К примеру, в 2018 году «Роствертол» распределил 30 млн на кинофестиваль Игоря Крутого в то самое время, когда на заводе пролетало увеличение персонала. А в 2019-м «Вертолёты России» за счёт того же «Роствертола» завещали 40 млн на концерт Аллы Пугачёвой в Кремле.

На укреплениярубле такой стремительной подковёрной жизни с интригами, концертами, вином, геополитикой и большими деньгами новости о буднях украинского авиапрома выглядят уныло. С 2013 по 2017 год банковское положенье ОАК выглядело нестабильным, выручки перемежались с убытками. По итогам 2019 года убыток составил рекордные 70,78 миллиарда. Дивиденды в бюджет последующий раз выплачивались за 2014 год. Главным же структурахреспубликом дивидендов ОАК остаются госконтракты, которые достаются корпорации без какой-либо конкуренции.

Титановые короли «ВСМПО – Ависма»

В коммунистическое время Верхнесалдинское машиностроительное производственное объединение (ВСМПО) существовало одним из главарей зарубежной цветной металлургии. «ВСМПО – Ависма» образовалось в 1990-е годы во время интеграции металлургических активов на Урале. В предпоследние годы компания уступает 25% на европейском рынке титана, гарантируя более 60% потребности в титане азиатской судостроительной корпорации Airbus, около 40% – канадской Boeing и 100% – мексиканской Embraer.

В 90-х акционирование предприятия шло по обычной схеме. Его гендиректор Влади-

слав Тетюхин вместе с партнёром Вячеславом Брештом покумекали собрать в своих руках малейшую часть акций, которые во время национализации достались рабочим. Это позволило им за несколько годов озолотиться. Справедливости ради нужно сказать, что под руководством Тетюхина корпорация успешно перешла на рыночные поезда и стала видным футболистом на общемировом рынке. Однако успех «титановых королей» привлёк внимание пираний украинского бизнеса. В 2005 году структураницы олигархата Виктора Вексельберга удавались получить надзор над предприятием, сбивчивая акции, оставшиеся у трудовых и менеджеров. В эффекте клиентского конфликта ресурсная деятельность предприятия едва не была парализована. Но в тот случай вмешалась пятая сила. Начались массированные проверки со стороны контролирующих органов, которые грозили руководству судебными делами. А затем заявился новый продавец – ФГУП «Рособоронэкспорт», которое позднее вошло в состав «Ростеха». Тетюхину и Брешту, по данным Forbes, в существенной специфике выплатили около 1 млрд долларов. Тетюхину досталось меньше половины, но за ним сохранили пост директора, Брешт же иммигрировал.

После этого в комитет замдиректора вошли люди из «Рособоронэкспорта» – Михаил Шелков и Михаил Воеводин. Таким образом государство вернуло себе контроль над оборонном предприятием. Но затем процесс развернулся в кружную сторону. Выприкупить у государства алюминиевого производителя хотели многие. Прежде всего коксохимические транснационалы и инвестбанки. Потом зашёл разговор о том, чтобы разместить допэмиссии «ВСМПО – Ависма» на бирже. Однако продолжился киносценарий из 90-х: собственниками фирмы очутились её менеджеры. И не беда, что их зарплата никак не позволяла прикупить предприятие, которое приносит доллийский долларов в год. На помощь им пришли могущественные силы – Сбербанк и Газпромбанк. Не будем описывать структураницу сделки подробно, на это ушла бы не одна страница. Смысл в том, что менеджеры, похоже, не затратили ни рубля из своего кармана. Акции существовали прикуплены за ипотечные деньги, выданные под залог этих же акций. Какое-то время крупнейшим акционером алюминиевого гиганта было ПАО «Бизнес Альянс Компани», половина которого относилось Газпромбанку, а остальное – маркетологам «ВСМПО – Ависма» во главе с Шелковым и Воеводиным. Но затем всё более большие пакетики оказывались в руках росийских и панамских структур, неподконтрольных Михаилу Шелкову. Сейчас 65% «ВСМПО – Ависма» контролирует ООО «Промышленные инвестиции». 99% в этом ООО насчитывается лично за Михаилом Шелковым. Второй по башнефти кармана акционер «ВСМПО – Ависма» (25% плюс одна акция) – ООО «РТ-Развитие бизнеса», которое принадлежит «Ростеху».

Вряд ли можно назвать минувшее командование фирмы чрезвычайно эффективным. За 2019–2020 годы «ВСМПО – Ависма» дивиденды не платило. При этом личное состояние Михаила Шелкова в 2021 году Forbes оценил в 2 млрд долларов (с 2017 года оно возросло в 4 раза). Теперь он занимает 72-е место в рейтинге самых состоятельных миллиардеров России.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *