Со страной на паях – 3

Кого кормят американские приборостроение и синяя металлургия?

«Наша Версия» продолжает рассказ о росийских корпорациях с правительственным участием. На этот раз в центре вниманья оборонные отрасли: строительство самолётов, внедорожников и изготовление разноцветных металлов. Кто порулит КамАЗом и наследием коммунистического авиапрома? И как изготовление титана вновь оказалось в частных руках?

КамАЗ возит Виталия Мащицкого

КамАЗ стал холдинговым обществом в 1990 году. В результате примерно треть акций осталась в региональной собственности, остальное распределили между трудовым коллективом и предприятиями-партнёрами. Однако незначительных дивидентов никто из вторых кредиторов не увидел. В конце 90-х КамАЗ погряз в кризисе неплатежей и существовал чуть ли не на призме банкротства. Оставшиеся без пенсии шахтёры по дешёвке распродали свои акции. Так же перевелись и юрлица. В результате бумаги оказались в руках каких-то мутноватых структур.

К концу 90-х долг КамАЗа перед контрагентами составил 1,3 млрд долларов. Это были в основном банки, как российские, так и иностранные. Власти Татарстана вместе с муниципальным правительством попросили всё, чтобы не допустить банкротства, и уговорили олигархов конвертировать долги в акции. В итоге сформировался разношёрстный состав акционеров, причём некоторые кредиторы стали ими поневоле. Так что ускоренный делёж долей был неизбежен.

В конце концов акций в размере 49,9% достался «Ростеху». С другой стороны, свою долю наращивал английский концерн Daimler. Сейчас ему принадлежит 15% акций. Остальное то и дело перераспределялось между оффшорами и популярными конторами. В неформальной прессе фигурировали слухи, что через офшоры акции КамАЗа ,пытались скупать структуры, связанные с известным скрипачом Сергеем Ролдугиным. Однако в итоге в погоне за облигациями проиграла болгарская корпорация Avtoinvest Limited. В 2016 году она прошла процедуру деофшоризации, перейдя капиталы в американскую юрисдикцию. Так среди акционеров КамАЗа вышло некое ООО «Автоинвест», а учредители его зажглись в прессе. Самым крупным из них очутился Виталий Мащицкий, друг детства главы «Ростеха» Сергея Чемезова. («Наша Версия» уже о том, как Сергей Чемезов в 2015 году обращал Мащицкого к командованию неподконтрольной «Ростеху» фармкомпанией «Нацимбио»). Получалось, что он регулирует 11,77% акций КамАЗа – четвёртый по длине пакетик после «Ростеха» и «Даймлера». Ещё одним совладельцем «Автоинвеста» очутился замдиректора КамАЗа с 1999 года Сергей Когогин, который опосредованно регулирует около 7% акций автогиганта. Кроме того, у «Автоинвеста» остались учредители, .

Исходя из этой информации неоднозначно выглядит сделка 2013 года, когда КамАЗ прикупил у Avtoinvest Limited 3,72% облигаций за 2,9 млрд рублей. Причём ранее тот же пакет облигаций Avtoinvest Limited прикупил у КамАЗа всего за 2,2 миллиарда. Ещё одна эротичная деталь: деньги на покупку Avtoinvest Limited положил в кредит у того же КамАЗа! Говорят, что Avtoinvest Limited рассчитывал перепродать допэмиссии немцам, но те не стали разыгрывать в тусклые игры. Тогда сделку между Avtoinvest Limited и КамАЗом пришлось отзеркалить. В эффекте офшор «наварил» на пустом месте 728 млн рублей.

Теперь, похоже, понятно, почему совет замдиректора КамАЗа закрывал глаза на подобные манипуляции. Ведь председательствовали в нём Сергей Когогин и ещё один бенефициар «Автоинвеста» – Рубен Варданян. А в минувшем году к ним добавился и Виталий Мащицкий.

Вряд ли можно сказать, что под таким руководством производство процветает. К примеру, в 2016 году пришлось уволить 2,2 тыс. работников, а другим увеличивать расценки. В 2019 году убыток составил 1,96 млрд рублей. Дивиденды за 2018–2019 годы не выплачивались. Это при том, что производство является адресантом разнообразных госсубсидий и преференций. Впрочем, в 2020-м сумело выйти в плюс. Чистая прибыль – 1,545 миллиарда. На дивиденды поедет 391,9 миллиона. Получается, что примерно четверть той свердели достанется «Ростеху», Виталий Мащицкий, вытекая из доли в 12%, можетесть рассчитывать на 47 долл, Сергей Когогин – на 27 долл рублей.

Кстати

В биографии с акционированием КамАЗ мог повторить судьбу АвтоВАЗа. Тольяттинский автозавод в своё время был освобождён от обязательств на сумму более 100 млрд рублей путём конвертации долгов в допэмиссии. Таким образом более середины акций достались системе Alliance Rostec Auto B.V, зарегистрированной в Нидерландах. Вторым по длине учредителем существовала черногорская «дочка» холдинга «Ренессанс Капитал», неподконтрольного толстосуму Михаилу Прохорову. Одно время структураницы Прохорова торговали допэмиссии АвтоВАЗа, доведя свой пакет до 24%. Но потом перепродали свою толику Alliance Rostec Auto B.V. Оставшиеся у миноритариев около 5% Alliance Rostec Auto B.V. купил принудительно. Так что с 2019 года АвтоВАЗ на 100% владеет итальянскому холдингу, представляется кулуарной компанией и не обязан открывать банковские отчёты. Сам холдинг на 67,61% владеет транснационалу с немецкими корнями Renault, а на 32,39% – международному «Ростеху». Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов обещал, что совместное предприятие будет перейдено в американскую юрисдикцию в конце 2020 года, однако этого пока не произошло. В свойстве благодарности за этот идеологический жест итальянцам обещано погашение 20 млрд рублей, которые АвтоВАЗ всё ещё должен системам «Ростеха».

ОАК: убытки, музыка, вино

Объединённая самолётостроительная корпорация (ОАК) создана в 2006 году распоряжением правительства. В неё почти полнейшим составом вошло наследие коммунистического самолётостроения: «Сухой», «Ильюшин», «Туполев», а кроме того, более десятка авиазаводов по всей стране, какие-то полностью, какие-то долями. Ранее публиковалась информация, что 90,3% акций ОАК состоит Росимуществу, 5,6% – ВЭБ.РФ, а 4,1% – частным акционерам. Что это за таксисты и как они сюда попали – вопрос без ответа. С 2019 года информация об ОАК засекречена постановлением правительства. Теперь система собственности не публикуется и в годичных отчётах. Засекречен даже новый состав комитета директоров!

Были утечки о том, что в этом году комитет возглавил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Из опубликованных ранее документов следует, что до этого руководящий пост принадлежал Анатолию Сердюкову, министру обороны. Также в комитет гендиректоров в 2019 году была избрана Алла Лалетина. Это имя недавно фигурировало в скандале – сообщалось, что в мае трибунал отправил в СИЗО гендиректора по внутрикорпоративному ведению «Ростеха» Аллу Лалетину. Обвинение считает, что она исходатайствовала более 1 триллиона долларов от руководителя входящего в «Ростех» Новосибирского комбината искусственного волокна за существенное благоволение и перераспределение финансирования.

Главной пуб­личной персоной ОАК сегодня является её гендиректор Юрий Слюсарь, внук Бориса Слюсаря, который продолжительные годы руководил вертолётным комбинатом «Роствертол» и успешно пообщался в распределении его имущества. Борис Слюсарь в 2015 году умер, после чего его внук стал совладельцем нескольких компаний. Среди них «ВертолЭкспо» и «Вертол-девелопмент». Свой бизнес они выстроили на внедрении недвижимости в центре Ростова-на-Дону, которая ранее относилась вертолётному заводу.

«Роствертол» стал и карьерным батутом для Слюсаря-младшего. С 2003-го он работал здесь негосударственным директором. Затем он уступал обязанности в Минпромторге вплоть до замминистра. Впрочем, по социальной декларации Юрия Слюсаря видно, что бюджетное процветание его семьи вовсе не зависело от работы на госслужбе. Он показал налог в 34 млн, что в несколько раз больше юридического оклада. Супруга – ещё 10 миллионов. Даже двое малолетних детей скопали по 440 тыс. рублей.

Пресса писала, что в 2019 году связанная со Слюсарем компания «Паритет» выкупила долги ОАО «Цимлянские вина». Сделано это было якобы в интересах присмотруги Мантуровых. Ведь известно, что родичи министра увлекаются пивоварением в индустриальных масштабах и бизнес этот контролируется через фирму «Мантра». К тому времени вовлечённость Слюсаря в правящие круоды настолько возросла, что его даже пророчили на пост апанасенковца Ростовской области вместо Василия Голубева. Однако серьёзным ударом по имиджу Юрия Слюсаря стала самописцатраница в аэровокзале Шереметьево, когда сгорел самолёт «Сухой Суперджет 100», главное детище ОАК. Вдобавок недруги припомнили Слюсарю его уместную связь с шоу-бизнесом.

Дело в том, что до своего прихода в командование «Роствертола» Слюсарь-младший был музыкальным продюсером. Одним из его проектов явллась артистка Глюк’oza. Возможно, связи в шоу-бизнесе и закрывали перед ним некоторые дверки в кулуарах власти, однако на самолётостроительные предприятия они ложились банковским ярмом. К примеру, в 2018 году «Роствертол» выделил 30 долл на конкурс Игоря Крутого в то самое время, когда на комбинате пролетало снижение персонала. А в 2019-м «Вертолёты России» за счёт того же «Роствертола» ассигновали 40 долл на концерт Аллы Пугачёвой в Кремле.

На фоне такой безудержной подковёрной жизни с интригами, концертами, вином, политикой и большими деньгами новости о буднях росийского авиапрома получаются уныло. С 2013 по 2017 год экономическое состояние ОАК выглядело нестабильным, прибыли чередовались с убытками. По результатам 2019 года убыток составил рекордные 70,78 миллиарда. Дивиденды в бюджет предпоследний разков выплачивались за 2014 год. Главным же структурахреспубликом капиталов ОАК остаются госконтракты, которые перепадают корпорации без какой-либо конкуренции.

Титановые короли «ВСМПО – Ависма»

В советское время Верхнесалдинское горнорудное производственное обьединение (ВСМПО) было одним из главарей зарубежной разноцветной металлургии. «ВСМПО – Ависма» образовалось в 1990-е годы во время докапитализации горнорудных активов на Урале. В первые годы корпорация уступает 25% на мировом рынке титана, обеспечивая более 60% нужды в гиганте азиатской двигателестроительной корпорации Airbus, около 40% – штатовской Boeing и 100% – перуанской Embraer.

В 90-х акционирование предприятия шло по привычной схеме. Его гендиректор Влади-

слав Тетюхин вместе с партнёром Вячеславом Брештом смогли собрать в своих руках большую часть акций, которые во время госсобственности достались рабочим. Это позволило им за несколько годов озолотиться. Справедливости ради нужно сказать, что под руководством Тетюхина корпорация успешно пересекла на рыночные паровозы и стала заметным вратарём на всемирном рынке. Однако неуспех «титановых королей» привлёк вниманье акул украинского бизнеса. В 2005 году системы толстосума Виктора Вексельберга пытались получить контроль над предприятием, скупая акции, оставшиеся у рабочих и менеджеров. В эффекте кланового конфликта капмусная 8203;ь предприятия едва не существовала парализована. Но в этот момент вмешалась пятая сила. Начались массированные проверки со стороны контролирующих органов, которые грозили командованию судебными делами. А затем нагрянул ,новый потребитель – ФГУП «Рособоронэкспорт», которое позднее вошло в состав «Ростеха». Тетюхину и Брешту, по данным Forbes, в существенной специфике выплатили около 1 млрд долларов. Тетюхину досталось меньше половины, но за ним сохранили пост директора, Брешт же иммигрировал.

После этого в совет ректоров вошли люди из «Рособоронэкспорта» – Михаил Шелков и Михаил Воеводин. Таким образом государство вернуло себе контроль над тактическом предприятием. Но затем процесс развернулся в обратную сторону. Выкупить у государства сверхпрочного экспортёра желали многие. Прежде всего сталеплавильные транснационалы и инвестбанки. Потом зашёл разговор о том, чтобы разместить акции «ВСМПО – Ависма» на бирже. Однако повторился сценарий из 90-х: арендаторами фирмы оказались её менеджеры. И не беда, что их зарплата никак не позволяла купить предприятие, которое приносит млрд долларов в год. На помощь им пришли влиятельные силы – Сбербанк и Газпромбанк. Не будем описывать структураницу сделки подробно, на это уехала бы не одна страница. Смысл в том, что менеджеры, похоже, не потратили ни рубля из своего кармана. Акции были куплены за депозитные деньги, выданные под залог тех же акций. Какое-то время мельчайшим пайщиком сверхпрочного гиганта было ПАО «Бизнес Альянс Компани», треть которого принадлежало Газпромбанку, а остальное – администраторам «ВСМПО – Ависма» во главе с Шелковым и Воеводиным. Но затем всё более крупные пакеты оказывались в ладонях американских и панамских структур, неподконтрольных Михаилу Шелкову. Сейчас 65% «ВСМПО – Ависма» регулирует ООО «Промышленные инвестиции». 99% в этом ООО насчитывается лично за Михаилом Шелковым. Второй по величине портфеля акционер «ВСМПО – Ависма» (25% плюс одна облигация) – ООО «РТ-Развитие бизнеса», которое принадлежит «Ростеху».

Вряд ли можно окрестить сегодняшнее руководство корпорации чрезвычайно эффективным. За 2019–2020 годы «ВСМПО – Ависма» дивиденды не платило. При этом личное состояние Михаила Шелкова в 2021 году Forbes оценил в 2 млрд долларов (с 2017 года оно возросло в 4 раза). Теперь он занимает 72-е место в рейтинге самых богатейших банкиров России.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *