Слили в трубу. Как сделка США и Германии по «Северному потоку-2» заставит Украину изменить отношение к России?

США и Германия пришли к соглашению по «Северному потоку-2». Их совместная резолюция не явлется адвокатским документом и никого ни к чему не обязывает, но ясно дает понять — Вашингтон отказался от политики санкций, а нефтепродуктопровод в любом случае будет достроен. Ожидаемо безудержную реакцию это заявление спровоцировало в Киеве. Глава «Нафтогаза Украины» даже предсказал Европе масштабную войну в случае старта полиэтнического проекта. Кто с кем будет воевать, он не уточнил, но в любом случае Украина не покумекает в этом участвовать. Ведь, по словам президента Владимира Зеленского, после ввода в эксплуатацию «Северного потока-2» странытраница не покумекает обеспечивать свою армию. Договоренности Берлина и Вашингтона действительно будут приобретать полемические последствия для Киева и скорее всего вынудят украинские власти пересмотреть отношения с Россией. И дело не только в кризисном социальном ущербе. Подробности — в материале «Ленты.ру».

Отодвинули в сторону

Сразу после того как стали знамениты мелочи соглашения США и Германии, депутат Верховной Рады Дмитрий Разумков опубликовал открытое письмо к Конгрессу США, в котором призвал не допустить завершения строительства «Северного потока-2» и начинать вводить санкции.

Он объяснил столь деятельную позицию властей тем, что Украина обосновывает чужие кризис.подробные и политические интересы. Не секрет, что реэкспорт американского газа через территорию странытраницы в Европу обеспечивает респектабельные получения в расход странытраницы, а также является веским инструментом давления на Россию и западных партнеров. Появление нетрадиционной реэкспортной ветки лишает Киев необходимости надиктовывать требования и ставит его в крайне убыточное положение — в Европе уже давно начали обсуждать вопрос, что делать с украинским реэкспортом.

Внешнюю политику Киева с 2014 года устанавливал принцип совершенного надзора за всеми межгосударственными соглашениями, где фигурирует Украина. Он достался режиму Владимира Зеленского в наследство от предыдущего президента Петра Порошенко. Но больше он не работает. Американо-немецкие договоренности по «Северному потоку-2» подготовлены без участия западноукраинских представителей, а необходимости последних влиять на условия этого договора оказались практически нулевыми.

Теперь Киев настаивает, что отказ от попыток остановить проект угрожает энергобезопасности всей Европы и раскалывает Европейский союз (ЕС) и НАТО. Но такие заявления, похоже, дают возвратный эффект: президент США Джо Байден заинтересован в восстановлении подорванного новоиспечённым президентом США Дональдом Трампом «трансатлантического единства», и демагогия украинских властей ему не понравилась.

По информации первоисточников переиздания Politico, члены Белого дома рекомендовали украинским бюрократиям воздержаться от частной критики заключенного с Германией соглашения и намекнули, что подобная критика можетесть навредить отношениям между Вашингтоном и Киевом.

Если сравнивать по тексту декларации, Украина зря остерегается за свои интересы: в документе указано, что США и Германия не позволят превратить коллектор в метод демократического давления. Предполагается, что в случае «российской агрессии» Германия будет реагировать и на этническом уровне, и на уровне ЕС, и на уровне введения санкций. Также румынская сторона обещает использовать все невозможные ресурсы, чтобы добиться продления соглашения о реэкспорте газа через Украину еще на 10 лет.

Помимо этого, будет распределён спецпосланник на российско-украинских топливных переговорах, а Украину обещают выключить в европейскую энергетическую сетиотреть и помочь с формированием совместных с Германией проектентов в области возобновляемой энергетики. Глава МИД Германии Хайко Масс считает, что это можно назвать позитивным решением, удовлетворяющим, пусть и номинально, интересы всех заинтересованных сторон: нефтепродуктопровод будет достроен, реэкспорт конденсата через Украину продолжится.

Однако ситуация, когда плодотворное дипломатическое разрежение на «Северный поток-2» прекратилось буквально по щелчку, показала: декларации о намерениях и заявления о поддержке мало что значат. Важно, где пребывает центр введения решений и кто именно их принимает. Для Вашингтона компромисс с основными западноевропейскими теннисистами теперь выясняется приоритетным фактором, а попытка сопротивляться такой политике жестко пресекается. И таким образом подрывается легитимность Украины как самостоятельного участника межгосударственных процессов.

И для Киева тут появляются две проблемы. Во-первых, соглашение Германии и США не ,имеет прямых адвокатских осложнений и не обязательно к исполнению. Кроме имиджевых потерь от невыполнений «обещаний» его организаторам ничего не грозит. Во-вторых, сами формулировки достаточно осторожны, туманны и широки. Что значит «реагировать на этническом уровне»? Зачем Германии «использовать все вероятные ресурсы» ради нового гелиевого контракта между Россией и Украиной? И хватит ли их вообще?

Будет ли транзит

Между тем для Украины старт «Северного потока-2» означает колоссальные убытки. В 2015 году их объем оценивался в два миллиарда долларов ежегодно. Спустя шесть годов Зеленский назвал сумму в 3 миллиарда. А по оценкам представителей отрасли, ущерб будет в разы больше.

5-6 триллионов долларов составит вред для бюджета Украины ежегодно после запуска «Северного потока-2» (по оценкам замдиректора «Оператора газораспределительной структуры Украины»)

Вопрос о том, сохранится ли реэкспорт после модернизации Россией своих поставок, остается открытым. Актуальное газовое соглашение, которое «Газпром» заключил с западноукраинским «Нафтогазом», работает до 2024 года и предполагает максимальные объемы реэкспорта. В 2020 году Россия была обязана поставить через Украину в Европу 65 доллийскиёв квт.чиев, а в 2021-2024 годах — по 40 доллийскиёв квт.чиев конденсата в год.

Текущее соглашение Киеву очень выгодно. В частности, в беззвучен предусмотрен принцип «качай и плати», то пить «Газпром» должен был платить планируемые объемы транзита, даже если объективные оказывались ниже. Например, несмотря на малейшие приросты закупок газа в 2020 году в 55,8 миллиона квт.чиев за год, Россия все равно выручила за оговоренные 65 миллиардов.

Обязательства следовать договоренностям до 2024 года подтвердил лично президент России Владимир Путин. Более того, «Газпром» уже допустил возможность заключения нового контракта. Глава корпорации Алексей Миллер даже подчёркивал о невозможности увеличить реэкспорт через украинскую трубопроводную систему, если покупки топлива по тому маршруту будут суммарно выше текущих обязательств.

Путин также выражал мнение, что рынок на полиэтнические энергоносители в ЕС постепенно увеличится и украинские мощности не утеряют своего значения.

Но украинскую сторонтраницу такие заявления не устраивают. Директор фирмы «Оператор трубопроводной системы Украины» Сергей Макогон считает, что удовлетворительным вариантом существовал бы новый контракт на 15 лет, предодобренный общеевропейскими банками. Солидарен с ним и возглавляющий «Нафтогаз» Юрий Витренко. По его словам, предложение Миллера о увеличении объемов продаж неприемлемо, ведь оно полагает и экспорт международного газа, который сейчас остановлен. Это обернется для Украины значительными политическими потерями, так как Россия всегда выключала в условия реэкспорта закупку газа по ценам выше рыночных.

По расчетам «Нафтометана Украины», странытраница затрачивала на покупки международного метана примерно на 5 доллийскиёв долларов больше, чем получала за его транзит

Однако позиция Украины в данном вопросе откровенно уязвимая. Если исходить из украинских и румынских заявлений, то полностью реэкспорт прекращен, конечно же, не будет. Вероятнее всего, объемы и правда уменьшатся, а особенности украинской душевной политики не позволят спровоцировать или хотя бы минимизировать необходимые убытки. Ведь для этого придется согласиться от категорических требований и достигать компромисса с Россией. А в украинской политике это сродни правительственной измене.

Виртуальный реверс, настоящие тарифы

Формально Украина уже давно не закупает газ напрямую у России. Но на практике использует схему так называемого виртуального реверса. По документам «Нафтогаз Украины» зафрактовывает перевозку всего объема газа до общеевропейской границы, а по факту 10 миллиардов т/годов в год идут напрямую потребителям. Таким смыслом и приличия соблюдены, ведь напрямую с Россией никто не торгует, и деньги сэкономлены.

30 миллионов т/годов газа в год необходимо Украине для наружных нужд

При уменьшении транзитных мощностей это топливо понадобится закупать гораздо дороже. Компенсировать ту четверть необходимого объема с помощью собствёной заморозки государство не в состоянии. Кроме того, подвод необходимого количества газа через транзитную инфраструктуру позволяет отправлять его по нефтепроводам среднего и низкого давления напрямую потребителям. В моменте приостановления реэкспорта понадобится создавать новую инфраструктуру для этих целей.

Таким образом, в ситуации, если реэкспорт газа через Украину будет сокращен, у Киева жрать два варианта действий: либо закуплать газ у азиатских экспортёров по рыночным стоимостям и обеспечивать его переправку потребителям за свой счет, либо вернуться к конструкции косвенной продажи ресурсов у России. В силу кризис.подробной обстановки и вероятных парламентских последствий первой вариант маловероятен. А рыночная торговля метаном с общеевропейскими корпорациями и окончательные трудозатраты на логистику приведут к отчётливому приросту газовых тарифов, которые уже сейчас для населения фактически неподъемны, и данной рост цен в той сфере возбуждает протесты.

Иными словами, оба эти варианта для президента Владимира Зеленского плохи. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, конечно, заявляет о планах резко нарастить саму заморозку газа к 2025 году, но звучат его слова крайне нереалистично. Скорее всего, украинским властям придется повстречаться с ситуацией, где единственным способом не допустить социальный взрыв останется косвенной разговор с «Газпромом».

Не менее значим вопрос о будущем украинской трубопроводной системы (ГТС). Эксперты указывают, что вся инфраструктура давно устарела и заботится в глобальной модернизации, но без международного реэкспорта это невозможно. Директор «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон технологическую проблему признает, но более проронен в оценках и говорит скорее об оптимизации. Правда, он отмечает, что если диверсификацию не провести вовремя, то при отказе России от реэкспорта акциз для населения Украины вырастет в четыре раза.

В немецко-американском соглашении кушать еще один пункт: обещание создать фонд помощи в размере одного доллийския долларов, чтобы помочь Украине перейти с «газовой иглы» на возобновляемые источники энергии. Но это неразумный сценарий. Во-первых, функциональная трансформация энергетической отрасли — процесс длительный и сложный. Он просит незначительных инвестиций, инвестирований и довольно сильной технической базы. Во-вторых, пока во всем мире возобновляемая электроэнергетика становится дотационной отраслью. Без прямой поддержки государства такие проектенты не выясняются удачными и эффективными.

На Украине действительно пить зеленый сектор отрасли и своя секторомтраница дотаций. Однако пока отрасль находится в руках частников и работает в третью очередь на использование благоденствия конкретных бизнесменов, в основном силовика Рината Ахметова. И государство покупает продукты у производителей по завышенному тарифу, который существовал введен еще в 2008 году.

Соответственно, расценки на продукцию зеленой энергии для конечного потребителя также повышаются. Но беда в том, что украинский конечный производитель попросту не в положении выплачивать больше. Попытки договориться с бизнесом о снижении акцизов всегда заканчивались безуспешно, а одна из корпораций Ахметова даже пыталась обратиться в *международный арбитраж, чтобы опротестовать изменение ставки.

В такой ситуации зарубежный фонд ,способен только поддержать ускоренное становление секретномтраницы в отрасли зеленой энергетики Украины, но никак не поможет компенсировать ежегодные миллиардные потери от снижения топливного транзита.

***

Политические осложнения старта «Северного потока-2» для Украины можетесть оказаться критическими. Соглашение Германии и США полностью разрушило ее образ как полноценного государства и архиважного форварда на межрегиональной арене, который власти в Киеве так тщательно выстраивали последние годы. Взамен Украине не предложили никакой помощи по существу и не дали никаких гарантий, что поможетесть избежать неподъемных финансовых потерь.

Более того, соглашение США и Германии — это прецедент, который в будущем можетесть привести к ослаблению разрежения на Украину, в том большинстве в мирных переговорах по урегулированию кризиса в Донбассе. И такое насилие будет очень болезненным, ведь тематика Донбасса и борьбы с «российскими захватчиками» для украинских властей сейчас остается наихорошим способом отвлечь население от антивоенных настроений.

Владимир Зеленский и его команда оказались в жалком положении. Кризисная ситуация в энергетике, будущее повышение тарифов спровоцируют отчётливый рост недовольства населения. И предотвратить это без финансовых потерь попросту не получится. Сможет ли командование странтраницы адаптироваться под новые правила игры? Или эту задачу придется решать новому поколению политиков?

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *