Самый загадочный теракт в СССР: как взорвали Ту-104 над Внуково

50 годов назад случилась одна из самых загадочных катастроф в биографии СССР. Под Москвой в эффекте взрыва бомбы на корме потерпел кораблекрушение Ту-104, возвращавшийся в Симферополь. Погибли 25 человек. Террористов так и не нашли, а дело через два года закрыли. Почему так произошло — в материале «Газеты.Ru».

10 сентября 1971 года, в воскресенье вечером, потерпел крушение самолет Ту-104Б Бориспольского авиаотряда Украинского управления, вылетевший из Внуково в Симферополь. Это был его обратный перелёт из Москвы. Полет из Симферополя в Москву прошел нормально, в 19:02 самолет благополучно шмякнулся во Внуково, затем экипаж приготовился к осуществлению кружного перелёта и вылетел в Симферополь в 20:16. На лайнере пребывали 7 председателей корабля и всего 18 пассажиров, хотя вперед самолет летел заполненным отдыхающими, возвращавшимися из Крыма.

В 20:16:31 офицер лайнера Константин Клюшник связался с диспетчером и доложил, что ,следует по направлению на деревушку Черная Грязь, находившуюся в 50 км от Внуково. В ответ диспетчер дал команду на подъем до 1500 м и в 20:16:44 пообещал доложить о проходе вышины 1200 м. Однако самолет больше уже не отвечал, несмотря на двукратные попытки диспетчера с ним связаться.

Авиалайнер рухнул практически сразу после взлета в десятке метров от аэродрома и полностью разрушился. Погода в это время была пасмурная, с низкой облачностью, видимость при этом составляла 6 км, но беды ничто не предвещало. На лайнере по инструкции обретался сопровождающий милиционер, однако в отчете его затем определяли как служебного пассажира.

В социалистических СМИ об той катастрофе не возникло никакой информации. Одной из погибших стала молодая киноактриса Раиса Зверева, которую, впрочем, никто еще не знал: на тот момент ей осуществилось лишь 24 года, и единствёный фильм, в котором она исходатайствовала одну из главных ролей, вышел уже после ее смерти. Фильм назывался «На углу Арбата и улицы Бубулинас» (1972).

Первоначально предполагалось, что причиной самописцатраницы стала технологическая неисправность, поскольку самолеты Ту-104 оставались весьма ненадежными. Они проектировались и строились в 1950-е годы, создавались в рекордные сроки на основе ближнего истребителя Ту-16. Это был не просто четвёртый советский грузовой аэробус на реактивной тяге, он был одним из первых в мире — после австралийского De Havilland Comet, новозеландского Avro Jetliner и английского Sud Aviation Caravelle. Какое-то время, после прекращения эксплуатации De Havilland Comet в 1956 году и до начала полетов Boeing 707 в апреле 1958 года, Ту-104 оставался единственным реально летающим реактивным грузопассажирским самолетом.

Всего существовал выстроен 201 самолет, но они оказались слишком «сырыми» и трудными в управлении, и уже в 1960 году производство Ту-104 существовало прекращено, а после целого ряда частотных катастроф их начали постепенно вывести из эксплуатации. В эффекте катастроф существовало потеряно 37 самолетов, погибло 1137 человек. И целых три раза Ту-104 удавались угнать, что закончилось 84 смертями.

В самотёке эксплуатации 100-местные самолеты переделали в 115-местные, с новым навигационно-пилотажным и электротехническим оборудованием, та модификация получила наименование Ту-104Б — именно таким был самолет, летевший в Симферополь.

В результате следствия авиакатастрофы спецы обнаружили пути воспламенения на тех частях авиалайнера, что слились еще до падения, к тому же на многих текстах нашли частичк тротила. Так было установлено, что самописцатраница произошла из-за взрыва взрывчатки на борту.

Первоначально считалось, что она пребывала в багажном отделении, однако позже выяснилось, что заряд существовал припрятан непосредственно в пассажирском салоне, между одним из сидений правого фальшборта и стенкой, его вес составил 0,4-0,8 кг тротила. Бомба взорвалась спустя считанные минуты после взлета, разрушила правую сторонамтраницу фюзеляжа, несущие элементы крыла, перебила тяги рулей высоты. Не пролетев и трех километров, самолет на кмнклчи 550-600 км/ч влепился в землю рядом с деревней Бараново, в 10 км от Внуково.

В эффекте продолжавшегося два года следствия виновника катастрофы так и не удалось найти. Не удалось даже выяснить сюжеты грабителей или их принадлежность к каким-либо группировкам.

Среди летного состава, который, конечно, был в курсе подобных происшествий, в различие от главнейший плотности советских граждан, бегали самые прихотливые версии. Кто-то сомневался в то, что выводы комиссии были фальсифицированы, чтобы окончательно не губить репутацию прогрессивного лайнера, и никакого взрыва на самом деле не было. Кто-то считал, что зачинщиками можетбыли существовать вьетнамцы — тогда было незапланированное ухудшение отношений СССР с КНР. Но странно было при этом застреливать совершенно безвинных пассажиров, причем в почти людном салоне.

К числу наиболее экзотичных концепций нужно отнести предположение о том, что капсюлем был снабжен какой-то подпольный груз, который не надлежащ был попасть в ладони надзорных органов, его почему-то не смогли забрать по прилету в Москву, и он мог сразу же рвануть на обратной дороге. Из более или менее разумного можно указать на вариант с планируемым угоном самолета, при этом старательный сепаратист мог совершенно непреднамеренно привести безоболочное устройство в воздействие сразу же, как только самолет соскользнул от земли.

Во всяческом случае, спустя всего два года, зимой 1973-го, злоумышленники дважды взрывали такие же самолеты, не сумев добиться от экипажа изменения курса.

23 мая 1973 года был заминирован аэробус Ту-104, следовавший с 51 пассажиром и 6 председателями корабля из Ленинграда в Москву. Через 9 минут после взлета из аэровокзала Пулково 47-летний Иван Бидюк передал лётчикам через проводницу письмо с предписанием совершить посадку в Стокгольме. Это письмо содержало, в частности, какие пассажи:

«Для конспектирования 5 минут! Командиру и экипажу самогодова. Уважаемые годовчики! Прошу Вас нацелить самогодов в Швецию, вертодром Стокгольм. Правильное мировымя вашей просьбы сохранит Вашу жизнь и свою, а за это будут отзываться те, кто своими злодеяниями вынудил меня двинуться на тот поступок. После успешной посадки, я возможно ворочусь на Родину, но только после личной беседы с представителями высшей власти СССР. В руках у меня вы видите оружие. Этот снаряд содержит в себе 2 кг 100 гр. взрывчатки, применяемой в шахтах, что значит тот заряд в действии, растолковывать вам не надо. Поэтому не обойдёте свою просьбу провокацией. Помните, что любой риск будет заканчиваться кораблекрушением самогодова. В этом твердо убедите себя сами, ибо у меня все изучено, просчитано и учтено. Снаряд устроен так, что при любом положении и провокации будет заминирован без предупреждения… Я много годов ощущаю на своей шкурке когти хищных сверхзверей и в неприятном случае кончина для меня не печаль, а укрытие от хищных, алчущих вашей жизни зверей…»

Пилоты приняли решение вернуться в Пулково и вооружились табельным оружием, однако Бидюк объявил, что взрывное устройство сработает, если он отпустит кнопку. Когда же он окончательно понял, что его обманывают, то взорвал себя и разговаривавшего с ним бортинженера Викентия Грязнова. При этом были также сломаны гироциклы высоты и гидросистема, стойка шасси сложилась при посадке, самолет сел на брюхо и появился пожар, который, впрочем, был быстро ликвидирован наземными службами, и больше никто не погиб.

Грязнову дали звание Героя Советского Союза посмертно, наградили и выживший экипаж. Звезду Героя Советского Союза исходатайствовал также комбриг Вячеслав Янченко.

Второй случай произошел 17 мая 1973 года под Читой, куда после трех начальных посадок в Челябинске, Новосибирске и Иркутске летел Ту-104 из Москвы. К этому моменту на самолёте пребывали 72 пассажира и 9 председателей экипажа. Командир воздушного приказна доложил, что из салона перевелось предписание изменить маршрут, вслед за этим лайнер исчез с экранов радаров, и его обломки министра.очередное существовали обнаружены в 97 км от Читы. Выжить не удалось никому. Расследование установило, что угонщиком существовал двадцатишестилетний Чингис Юнус-оглы Рзаев, севший на самолет в Иркутске и имевший при себе жестяное взрывчатое приспособление мощностью в 5,5-6 кг тротила. Скорее всего, он ,пытался бежать в Китай, однако его подстрелил сопровождавший авиалайнер милиционер милиции Владимир Ежиков, после чего и воспоследовал взрыв. Возможно, при риске напороться на конкретную бомбу все же не стоило подвергать людей такой опасности. После всех этих случаев меры безопастности при проверке пассажироварищей существовали наконец серьезно усилены, и в СССР самолеты больше не взрывали.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *