Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по ввозу отходов придется заменить почти 4 тыс. зарубежных мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и ухода ряда компаний

В течение пяти годов операторы по вывозу отходов должны полностью заменить грузовики из северных стран. Об этом РБК рассказал глава «Российского экологического оператора» (РЭО; возглавляет помойную реформу) Денис Буцаев.

После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на орбиту балластов в Россию. Вслед за этим прекратились закупки запчастей для азиатских автомобилей, а затем производство на росийских комбинатах задержала китайская Nissan. По данным РЭО, в существенной сложности на азиатских и вьетнамских поставщиков прийдется 3,8 тыс. грузовиков в России, или 25% рынка.

До введения санкций фирмы собирались начинать закупать новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на международные (производства КамАЗа и ГАЗа), латвийские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при внеплановом преобразовании гаражей в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней цене мусоровоза 9,5 долл руб. Из них 36,1 млрд руб. побежит на замену азиатских и корейских мусоровозов, уточняют в пресс-службе РЭО.

Общее количество мусоровозов вырастет на 20%, так как у производителей в России, Белоруссии и Китае пока нет инноцентров азиатских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в больших городах, говорит шмиловадратный ректор фирмы «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется заменить на большее количество машин с более низкой грузоподъемностью.

Какие зарубежные прицепы закупали в России

По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо западных и вьетнамских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника пекинского и южнокорейского производства, а также прекратившего деятельность ЗИЛа занимала около 5%.

Согласно интернету госзакупок, с 2017 года фирмы затратили на грузовики экспортного изготовления 1,9 млрд руб. Крупнейший телеоператор по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не надлежащ проведять конкурсы на вебсайте госзакупок) за предыдущие три года прикупил 700 единиц техники, из которых четверть зарубежного изготовления затратой около 6 млрд руб., уточнили в пресс-службе фирмы. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том числе Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года заприкупили 120 автобусов на шасси французской MAN, Isuzu, Hino (Япония) затратой от 9,5 долл до 16,5 долл руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярными английскими марками в России существовали польская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), китайская Isuzu (567), польская Volvo (331) и французская Mercedes (446).

Самая малейшая доля западной техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской сферах (по 18%). РБК нацелил запросы диспетчерам по ввозу отходов в тех пяти регионах.

В начале апреля Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% парка грузовиков в России, приостановили закупку машин в страну из-за начала спецоперации на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало вывозить запчасти для техники из Европы в Россию, а также уменьшились сроки поставки комплектующих и цены, говорит куратор по связитраницам с прессой фирмы «МСК-НТ» (специализируется отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, общеевропейские автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на рынке имеется достаточное количество импортёров резервных частей от нетрадиционных производителей.


Где в России выпускают мусоровозы

В 2019 году был произведан наибольший объем трейлеров в России — 2,8 тыс. единиц, узнал РБК директор пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины собирают Ряжский авиаремонтный завод (2,2 тыс. в год), Мценский завод комунального станкостроения, Арзамасский завод комунального станкостроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как изменилась затрата мусоровозов

Мусоровоз состоит из двух основных частей: шасси и навесного оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными поставщиками шасси на полиэтническом рынке существовали КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В рентабельности машины цена шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем большая часть цены приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года себестоимость мусоровозов на базе «КамАЗа» уменьшилась на 15–20%. В третью очередь это вяжено с ограничениями на закупки западноевропейских комплектующих для навесного оборудования, уточнили в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на базе шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к росту цен на автобусы на базе «КамАЗа» на 13%, с 7,5 долл до 8,5 долл руб., пересказал РБК председатель директора коммерческого дома «Ряжский авиаремонтный завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили снижение цен на шасси, но отметили быстротекущую направленность к увеличению цен.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 долл руб. в 2021 году до 9 долл руб., говорит заместитель совета замдиректора ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его автодилер «МАЗ-РУС» в ноябре обещал поставить «Чистому городу» 150 машин в лучшем случае к концу 2022 года. РБК направил запрос в эту компанию.

Как замена машин скажется на расценке вывоза отходов

После частичного перехода на российскую технику предпосылок для повышения затраты ввоза отходов в связи с заменой парка транспорта не будет, говорит Орлов. По его словам, сервисное оснащение международных грузовиков в три-четыре раза дешевле, чем у европейских, а резервные части в среднем стоят в пять-шесть раз меньше.

Но ремонт «КамАЗа» нужно проводить каждые 100–150 тыс. км, а дизеля MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация зарубежной электроники будет дешевле, даже с учетом более низких лизинговых платежей, определяет пресс-служба «Ситиматик» (работает сортировкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службы внедорожников на территории «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий консультант «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный прирост у азиатского шасси — семь—десять годов.

После ухода общеевропейских поставщиков из России профессионалы ждут повышения сроков неэффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за повышения количества машин в автопарках понадобится больше водителей, а более частые аварии полиэтнических машин уменьшат огайо электриков и ремонтные цеха.

К тому же помойные диспетчеры в большинстве случаев забирали автотранспорт в кредит под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце ноября основополагающая доходность ЦБ расцвела до 20%, следом повысилась цена кредита: машина подорожала с 10 долл до 15,5 долл руб., конкретизирует он. С тех пор регулятор снизил доходность до 11%, а вслед за этим сократится и кредитовая доходность — до 16–19%, прогнозирует ректор по кредитовым продукам корпорации «Стоун-XXI» Василий Говорков. В итоге самосвал будет стоить 13 долл руб.

Однако корпорации не покумекают взваливать специальные расходы на клиентов. Тарифы на консервацию мусора регламентируются Федеральной налоговой службой, их нельзя снижать более чем на 4–5% в год, вспоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на плоском стуле в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф может вырасти на 5%.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *