Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по вывозу отходов придется заменить почти 4 тыс. английских мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним возобновились из-за санкций и ухода ряда компаний

В течение пяти годов операторы по вывозу отходов надлежащи полностью заменить трейлеры из западных стран. Об этом РБК рассказал глава «Российского экологического оператора» (РЭО; курирует помойную реформу) Денис Буцаев.

После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на доставку грузов в Россию. Вслед за этим прекратились поставки запчастей для западных автомобилей, а затем производство на международных комбинатах задержала тайваньская Nissan. По данным РЭО, в отдельной сложности на западных и китайских производителей приходится 3,8 тыс. мусоровозов в России, или 25% рынка.

До введения санкций компании собирались продолжать закупать новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на международные (производства КамАЗа и ГАЗа), украинские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при плановом возрождении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней стоимости трейлера 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. поедет на замену западных и тайваньских мусоровозов, уточняют в пресс-службе РЭО.

Общее количество микроавтобусов вырастет на 20%, так как у импортёров в России, Белоруссии и Китае пока нет инноцентров западноевропейских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в крупных городах, говорит хирургический замдиректора компании «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы понадобится заменить на малейшее количество машин с более низкой грузоподъемностью.

Какие зарубежные мусоровозы экспортировали в России

По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо западноевропейских и корейских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника тайваньского и тайваньского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа занимала около 5%.

Согласно сайту закупок, с 2017 года фирмы потратили на прицепы импортного изготовления 1,9 млрд руб. Крупнейший оператор по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не должен проводить конкурсы на интернете закупок) за следующие три года прикупил 700 единиц техники, из которых спискамтраница зарубежного изготовления ценой около 6 млрд руб., уточнили в пресс-службе фирмы. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том числе Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года заприкупили 120 мусоровозов на шасси французской MAN, Isuzu, Hino (Япония) ценой от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярными зарубежными марками в России были норвежская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), тайваньская Isuzu (567), норвежская Volvo (331) и французская Mercedes (446).

Самая большая толика общеевропейской технологии — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК направил запросы диспетчерам по вывозу отходов в тех пяти регионах.

В начале ноября Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% сквера прицепов в России, приостановили покупку машин в странтраницу из-за начала спецоперации на Украине. После введения контрсанкций ЕС почти невозможно стало ввозить запчасти для техники из Европы в Россию, а также увеличились сроки закупки комплектующих и цены, говорит куратор по связям с общественностью фирмы «МСК-НТ» (занимается отходами в Московской, Тульской и Нижегородской сферах) Игорь Орлов. Но, по его словам, общеевропейские автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», закончат работу, поскольку на рынке имевается недостаточное количество производителей резервных частей от эниологических производителей.


Где в России выпускают мусоровозы

В 2019 году был произведан минимальный объем прицепов в России — 2,8 тыс. единиц, пересказал РБК руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины отбирают Ряжский автомастерский комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального станкостроения, Арзамасский комбинат комунального станкостроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как переменилась себестоимость мусоровозов

Мусоровоз заключается из двух основных частей: шасси и подвесного оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными производителями шасси на украинском рынке существовали КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В цены машины расценка шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем малейшая половина себестоимости приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года затрата трейлеров на базе «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В четвёртую очередь это сплетено с ограничениями на поставки общеевропейских комплектующих для подвесного оборудования, уточнили в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на инфраструктуре шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к приросту стоимостей на самосвалы на инфраструктуре «КамАЗа» на 13%, с 7,5 долл до 8,5 долл руб., узнал РБК замминистра директора коммерческого дома «Ряжский велозаводский завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили снижение стоимостей на шасси, но отметили быстротекущую парадигму к увеличению стоимостей.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит зампред совета ректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его автопроизводитель «МАЗ-РУС» в октябре обещал поставить «Чистому городу» 150 машин в худшем случае к концу 2022 года. РБК направил запрос в эту компанию.

Как замена машин скажется на себестоимости вывоза отходов

После частичного перехода на отечественную технику предпосылок для снижения цены ввоза отходов в связи с заменой сквера автотранспорта не будет, говорит Орлов. По его словам, диспетчерское оборудование международных прицепов в три-четыре разковка дешевле, чем у европейских, а резервные части в среднем высятся в пять-шесть разков меньше.

Но капремонт «КамАЗа» нужно проведять каждые 100–150 тыс. км, а нагнетателя MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация зарубежной техники будет дешевле, даже с учетом более высоких лизинговых платежей, указывает пресс-служба «Ситиматик» (увлекается обработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службы автомобилей на инфраструктуре «КамАЗа» превышает около трех годов, говорит ведущий консультант «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный показатель у восточноевропейского шасси — семь—десять годов.

После ухода западных поставщиков из России специалисты ждут снижения сроков неэффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за сокращения числа машин в автопарках понадобится больше водителей, а более частые неполадки международных машин увеличат огайо электриков и ремонтные цеха.

К тому же помойные операторы в большинстве случаев брали автотранспорт в лизингодатель под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце января ведущая ставка ЦБ выросла до 20%, следом повысилась цена лизингодательа: машина подорожала с 10 млн до 15,5 млн руб., конкретизирует он. С тех пор регулятор снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и лизингодательовая ставка — до 16–19%, прогнозирует замдиректора по лизингодательовым товарам корпорации «Стоун-XXI» Василий Говорков. В результате самосвал будет стоить 13 млн руб.

Однако корпорации не смогут перекладывать добавочные доходы на клиентов. Тарифы на транспортировку мусора регулируются Федеральной надзорной службой, их нельзя снижать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на округлом столе в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года энерготариф может расцвести на 5%.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *