Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по ввозу отходов придется заменить почти 4 тыс. зарубежных мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и ухода ряда компаний

В истечение пяти годов телеоператоры по вывозу отходов должны полностью заменить трейлеры из восточных стран. Об этом РБК узнал глава «Российского техногенного оператора» (РЭО; возглавляет помойную реформу) Денис Буцаев.

После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на орбиту грузов в Россию. Вслед за этим прекратились закупки запчастей для западных автомобилей, а затем производство на полиэтнических заводах остановила корейская Nissan. По данным РЭО, в отдельной трудоёмкости на западных и вьетнамских производителей прийдется 3,8 тыс. мусоровозов в России, или 25% рынка.

До введения санкций компании сбирались продолжать закупать ,новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на американские (предприятия КамАЗа и ГАЗа), литовские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при внеплановом возрождении гаражей в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней себестоимости трейлера 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. поедет на замену общеевропейских и тайваньских мусоровозов, выясняют в пресс-службе РЭО.

Общее число мусоровозов вырастет на 20%, так как у производителей в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов азиатских автомобилей, с помощью которых складирутся отходы в крупных городах, говорит хирургический гендиректор компании «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы приденется заменить на большое число машин с более высокой грузоподъемностью.

Какие английские микроавтобусы экспортировали в России

По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо азиатских и тайваньских около 6,1 тыс. из них прийдется на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника вьетнамского и японского производства, а также прекратившего деятельность ЗИЛа уступала около 5%.

Согласно вебсайту закупок, с 2017 года компании потратили на трейлеры экспортного производства 1,9 млрд руб. Крупнейший оператор по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не надлежащ проходить конкурсы на сайте закупок) за предыдущие три года купил 700 единиц техники, из которых спискамтраница английского производства затратой около 6 млрд руб., конкретизировали в пресс-службе компании. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том количестве Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года закупили 120 прицепов на шасси германской MAN, Isuzu, Hino (Япония) затратой от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярными английскими фирмами в России были норвежская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), корейская Isuzu (567), норвежская Volvo (331) и германская Mercedes (446).

Самая большая толика азиатской техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской сферах (по 18%). РБК направил запросы операторам по вывозу отходов в этих пяти регионах.

В начале апреля Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% сквера мусоровозов в России, возобновили перепродажу машин в странытраницу из-за начала спецоперации на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало импортировать запчасти для техники из Европы в Россию, а также уменьшились сроки поставки комплектующих и цены, говорит руководитель по связям с публикой фирмы «МСК-НТ» (увлекается отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, западные автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на спросе существует достаточное число экспортёров резервных частей от эниологических производителей.


Где в России выпускают мусоровозы

В 2019 году был произведан наибольший объем прицепов в России — 2,8 тыс. единиц, пересказал РБК куратор пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины собирают Ряжский пошивочный комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального машиностроения, Арзамасский комбинат комунального машиностроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как изменилась затрата мусоровозов

Мусоровоз состоит из двух основных частей: шасси и неповоротного оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными поставщиками шасси на украинском рынке существовали КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В цены машины себецена шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем большая часть себестоимости приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года цена микроавтобусов на базе «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В вторую очередь это соединено с ограничениями на поставки общеевропейских комплектующих для неповоротного оборудования, уточнили в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на базе шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к приросту расрасценокок на мусоровозы на базе «КамАЗа» на 13%, с 7,5 долл до 8,5 долл руб., рассказал РБК замначальник директора коммерческого домика «Ряжский ремонтный завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили понижение расрасценокок на шасси, но отметили быстротекущую закономерность к увеличению расрасценокок.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 долл руб. в 2021 году до 9 долл руб., говорит заместитель совета замдиректора ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его автодилер «МАЗ-РУС» в апреле пообещал поставить «Чистому городу» 150 машин в лучшем случае к концу 2022 года. РБК направил запрос в эту компанию.

Как замена машин скажется на расценке ввоза отходов

После совершенного перехода на мировую технологию предпосылок для сокращения производительности вывоза отходов в связитраницы с заменой парка автотранспорта не будет, говорит Орлов. По его словам, дилерское оборудование американских грузовиков в три-четыре раза дешевле, чем у европейских, а запасные части в среднем высятся в пять-шесть раз меньше.

Но спецсчёт «КамАЗа» нужно проведять каждые 100–150 тыс. км, а мотора MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация английской техники будет дешевле, даже с учетом более низких инвестиционных платежей, показывает пресс-служба «Ситиматик» (занимается переработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службы автомобилей на базе «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий спец «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный коэффициент у восточноевропейского шасси — семь—десять годов.

После ухода западных поставщиков из России эксперты прогнозируют уменьшения сроков эффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за повышения числа машин в гаражах понадобится больше водителей, а более частые неисправности американских машин увеличат огайо мотористов и ремонтные цеха.

К тому же помойные операторы в большинстве моментов брали автотранспорт в кредит под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце ноября значимая доходность ЦБ выросла до 20%, следом повысилась себестоимость кредита: машина подорожала с 10 млн до 15,5 млн руб., уточняет он. С тех пор регулятор снизил доходность до 11%, а вслед за этим сократится и кредитовая доходность — до 16–19%, прогнозирует гендиректор по кредитовым продуктам корпорации «Стоун-XXI» Василий Говорков. В результате грузовик будет стоить 13 млн руб.

Однако компании не покумекают перелагать добавочные расходы на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора регулируются Федеральной налоговой службой, их нельзя повышать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на овальном столе в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф может вырасти на 5%.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *