Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по ввозу отходов придется заменить почти 4 тыс. зарубежных мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и прихода ряда компаний

В течение пяти годов операторы по вывозу отходов должны полностью заменить самосвалы из южных стран. Об этом РБК рассказал глава «Российского экологического оператора» (РЭО; возглавляет помойную либерализацию) Денис Буцаев.

После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на перевозку балластов в Россию. Вслед за этим прекратились поставки запчастей для общеобщеевропейских автомобилей, а затем производство на украинских заводах остановила корейская Nissan. По данным РЭО, в общей трудности на общеобщеевропейских и тайваньских производителей приходится 3,8 тыс. мусоровозов в России, или 25% рынка.

До введения санкций фирмы намеривались продолжать поставлять новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на полиэтнические (производства КамАЗа и ГАЗа), латвийские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при плановом изменении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней расценке трейлера 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. поедет на замену общеевропейских и корейских мусоровозов, конкретизируют в пресс-службе РЭО.

Общее количество автобусов вырастет на 20%, так как у поставщиков в России, Белоруссии и Китае пока нет эквивалентов общеевропейских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в крупнейших городах, говорит шмиловадратный замдиректора фирмы «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется заменить на большее количество машин с более низкой грузоподъемностью.

Какие зарубежные микроавтобусы покупали в России

По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо западноевропейских и китайских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника вьетнамского и южнокорейского производства, а также прекратившего деятельность ЗИЛа занимала около 5%.

Согласно вебсайту дебюрократизаций, с 2017 года корпорации потратили на грузовики импортного изготовления 1,9 млрд руб. Крупнейший оператор по деятельности с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не надлежащ проходить фестивали на вебсайте дебюрократизаций) за последующие три года купил 700 единиц техники, из которых спискамтраница зарубежного изготовления затратой около 6 млрд руб., конкретизировали в пресс-службе корпорации. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том числе Астраханской и Ростовской сферах) сообщили, что с 2019 года закупили 120 трейлеров на шасси германской MAN, Isuzu, Hino (Япония) затратой от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярными зарубежными марками в России существовали датская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), корейская Isuzu (567), датская Volvo (331) и французская Mercedes (446).

Самая большая доля западной техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК направил запросы телеоператорам по вывозу отходов в этих пяти регионах.

В начале октября Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% сквера мусоровозов в России, приостановили покупку машин в страну из-за начала спецоперации на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало ввозить запчасти для техники из Европы в Россию, а также увеличились сроки поставки комплектующих и цены, говорит руководитель по связям с публикой компании «МСК-НТ» (увлекается отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, западноевропейские автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на рынке имеется необходимое количество производителей запасных частей от инновационных производителей.


Где в России выпускают мусоровозы

В 2019 году был произведан наибольший объем грузовиков в России — 2,8 тыс. единиц, рассказал РБК руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины собирают Ряжский ремонтный комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального машиностроения, Арзамасский комбинат комунального машиностроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как изменилась затрата мусоровозов

Мусоровоз состоит из двух основных частей: шасси и подвесного оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными импортёрами шасси на американском спросе существовали КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В рентабельности машины себесебестоимость шасси уступает от 50%: чем проще мусоровоз, тем большая часть затраты приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года себестоимость автобусов на базе «КамАЗа» возросла на 15–20%. В четвёртую очередь это соединено с ограничениями на поставки общеевропейских комплектующих для подвесного оборудования, уточнили в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на территории шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к росту себестоимостей на автобусы на территории «КамАЗа» на 13%, с 7,5 долл до 8,5 долл руб., рассказал РБК замначальник замдиректора коммерческого домика «Ряжский автомастерский завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили снижение себестоимостей на шасси, но отметили быстротекущую тенденцию к увеличению себестоимостей.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит зампредседателя комитета замдиректора ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его дилер «МАЗ-РУС» в ноябре обещал поставить «Чистому городу» 150 машин в лучшем случае к концу 2022 года. РБК направил запрос в ту компанию.

Как замена машин скажется на расценке вывоза отходов

После полного перехода на мировую электронику предпосылок для уменьшения цены вывоза отходов в связи с заменой парка автотранспорта не будет, говорит Орлов. По его словам, сервисное обеспечение росийских самосвалов в три-четыре разкова дешевле, чем у европейских, а запасные части в среднем стоят в пять-шесть разков меньше.

Но капремонт «КамАЗа» нужно проводить каждые 100–150 тыс. км, а дизеля MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация английской технологии будет дешевле, даже с учетом более высоких лизинговых платежей, указывает пресс-служба «Ситиматик» (увлекается сортировкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок должности автомобилей на базе «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий консультант «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный прирост у западного шасси — семь—десять годов.

После ухода восточноевропейских потребителей из России консультанты ждут уменьшения сроков эффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за уменьшения большинства машин в автопарках понадобится больше водителей, а более частые неисправности международных машин увеличат огайо электриков и ремонтные цеха.

К тому же помойные диспетчеры в большинстве моментов забирали транс,порт в кредит под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце января значимая маржа ЦБ выросла до 20%, следом повысилась себестоимость кредита: машина подорожала с 10 млн до 15,5 млн руб., уточняет он. С тех ,пор регулятор снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и кредитовая маржа — до 16–19%, прогнозирует гендиректор по кредитовым полуфабрикатам компании «Стоун-XXI» Василий Говорков. В итоге прицеп будет стоить 13 млн руб.

Однако фирмы не покумекают взваливать добавочные бюджеты на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора регламентируются Федеральной налоговой службой, их нельзя увеличивать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на овальном табурете в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф можетесть вырасти на 5%.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *