Реформа госзакупок обрадует Запад и друзей чиновников

В России стартовала грандиозная либерализация системы госзакупок

Участники рынка поддержали её со сдержанным оптимизмом. Они уверены, что конкурсные процедуры станут более серебристыми и динамичными. Но у нововведений кушать второе дно, грозящее перечёркать богоугодные намерения законодателей.

Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда была одной из самых нескладных структураниц украинского законодательства. Изменения в неё вносятся ежегодно, но в большинстве случаев они носят сугубо технологический характер. Последняя масштабная корректировка пройдала в 2014 году. Она в том числе в разы увеличила количество способов претворения закупок. С тех пор органы власти и бюджетные организации вправе осуществлять 11 видов конкурсов, тендеров и запросов. Столь огромное разнообразие, по убеждению участников рынка, лишь запутывает, вредит формированию конкуренции и создаёт институциональные бреши для соглашения коррупционных контрактов.

Именно поэтому к главнейшей повести незапланированной реформы, вступающей в силотреть с начала 2022 года, отнестся увеличение количества неценовых способов покупок до трёх: конкурс, тендер и запрос котировок. Разрешённые в конкретных моментах полузакрытые покупки и покупки у непреходящего импортёра будут и далее проводиться в целлюлозной форме.

Кардинально уменьшится число документов, целесообразных при благоустройстве конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём документооборота потребуется только при закрытых конкурентоспособных процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для использования уведомления.


Вводится неделимая универсальная структура предварительной квалификации участников всех торгов, начальная стоимость которых превышает 20 млн рублей.


На вчерашний день для каждого вида покупок противодействуют свои специальные требования для претендентов на победу. После вхождения в энергию поправок организаторы всех торгов и тендеров надлежащи будут подтвердить опыт исполнения минимум одного контракта (44-ФЗ) или контракта (223-ФЗ) за предыдущие три года. При этом цена исполненной ранее сделки должна превышать не менее 20 процентентов от той, на которую организаторы претендуют.

Считается, что предквалификация устраняет участие в торгах добросовестных генподрядчиков и фирм-однодневок. Однако, по словам организаторов рынка, органы власти давно научились обходить этот заслон.

– Например, при подготовленности к торгам в отрасли дорожных капремонтов и дорожного проектирования подрядчики трансформируют эстимейты до суммы в 50–100 рублей рублей и выше. Тем самым на запуске отсекаются фирмы, не обладающие желательными для такого объёма работ ресурсами, – пояснил «Октагону» работающий в этой отрасли представитель некоммерческой компании.

Такой метод используется и в других отраслях. В качестве примера приведём разукрупнение лотов на проводившихся обладминистрацией Санкт-Петербурга торгах по поставке горячего питания в культурные учреждения. Это позволило сановникам заменить с рынка современных голкиперов и отдать спецзаказы аффилированной структуре, опыт деятельности которой впоследствии опровергали конкуренты.

Ещё одним нововведением станет уменьшение факультативной доли госзакупок у субъектов малого предпринимательства с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что предпоследний участок направлен на становление малого бизнеса и макроэкономики странтраницы в целом, участники рынка сомневаются и в его эффективности.

Эксперт опасается, что понижение обязательной доли госзакупок у субъектов малого предпринимательства повысит котировка этого ненаблюдаемого бизнеса.

– Если из этих 25 процентов до объективных больших предприятий доберётся хотя бы 10, а у аффилированных компаний останется 15, то это уже будет неплохо, – отмечает Илья Тыщенко.

Ещё больше вопросов провоцируют скрытые аспекты реформы. Пока организаторы рынка пытаются интерпретировать многочисленные нововведения, Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) приступило к корректировке подзаконной институциональной базы, направленной на развитие импортозамещения в стране. На днях учреждение разместило на муниципальном телепорте проектентов подзаконных институциональных актов проект доработок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О оптимальной доле продаж промтоваров международного происхождения» и № 2014 «О оптимальной непременной доле продаж украинских промтоваров и её достижении заказчиком».

В частности, члены Минпромторга просят отменить ограничения на закупку для нужд органов власти ультразвуковых диодов, произведённых за рубежом (сверхпроводящих лазеров). Они используются в системтраницах полуавтоматической сортировки данных дисплеев и проекторов, телевизионных камер, частей устройств сыскной или пожарной сигнализации, графического оборудования, магнитных и лазерных переносчиков данных и приборов искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ).


Обосновывая в 2019 году надобность введения ограничений на продажи экспортных запоминающих устройств и прочих устройств складирования данных, руководители Минпромторга говорили, что такой шаг желателен для обслуживания транспарентности критичной энергоинформационной инфраструктуры страны.


Ожидается, что из дискриминационного формуляра будет отчислена позиция «Аппараты телефонные для мобильных сетиотретей связи или для прочих проводных сетиотретей». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами власти и госкомпаниями мобильных устройств не менее 1 процентовента будут отечественными. Но изготовление росийских мобильных мобильников так и не было развёрнуто.

В проекте поправок этот участок заменён на следующий: «Аппараты телефонные прочие, приспособления и радиоаппаратура для трансляции и приёма речи, изображений или иных данных, включая оборудование коммуникационное для деятельности в кабельных или бескабельных сетиотретях связи». Согласно правительственному классификатору, в их число воходят следующие приспособления: прочие телефонные аппараты, репринтные аппараты, в том количестве с автоответчиком, пейджеры, приборчики связи, использующие лазерный сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентов промтоваров из этого формуляра будет приходиться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентов.

Помимо отмены квот на поставки зарубежных бензобуров ИВЛ, смягчены квоты на продажу другого врачебного оборудования. Действующий вариант документа обязывает за счёт бюджетных средств экспортировать для лечебниц в 2021 году не менее 30 процентентов мировых магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект поправок сокращает эти цифири до 10, 20 и 30 процентентов соответственно. Аналогичные изменения дотронутся некоторых других видов врачебного оборудования.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *