Профессионалы намыть

Кому помогает экономить деньги губернатор Соколов

Бывший замминистра автотранспорта Максим Соколов, ставший впоследствии полицеймейстером Санкт-Петербурга, получает определенным бизнесменам, экономить деньги на отдельных условиях. Не без содействия Соколова некоторые банкиры сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали мозговой болью бюрократий городишка на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца апреля 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл социальные обсуждения масштабного инвестиционнего проектента по размыву территорий на восточной половины Васильевского архипелага (В.О.), а также обустройству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания лоббировали ООО «Специализированный арендатор «ЛСР» совместно с казанским ООО «Экоскай». Право на размыв половины территорий и возведение «Группа ЛСР» получила в апреле 2020 года после выкупа района в 143 Га у компании «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки изложила 2,98 млрд рублей и стала самой крупнейшей на земельном авторынке за последние несколько лет.

Приобретение фирмой «ЛСР» района прошло при таинственных обстоятельствах. ПАО «Сберкредит» хотел в виде «Терра Новы» в связи с значительными долгами компании. В 2019 году кредит провозгласил аукцион, назначив начальную оплата эстимейта в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 марта 2019 года, а сами товары должны имелись пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших застройщиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по неистребимым причинам за день до завершения приема регистраций аукцион бывал отменен. Эксперты по инвестициям тогда рассказывали отмену торгов целесообразным пересмотром условий продажи актива самим кредитом, либо действием футболиста на рынке, работе.раного выплатить сумму большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части района фирмой «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно характеризовать простейшим совпадением. Отметим, внезапная отмена аукциона прошла на фоне обсуждения грядущих русел в финансовом составе Смольного. Осенью 2019 года затвердили о том, что полицеймейстером по инвестициям может стать Максим Соколов – недавний глава Минтранса и на этот случай первый зампред бунчужного председателя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда экс-министр провел в сентябре встречу с полицеймейстером Александром Бегловым. В СМИ безуспешно силились выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов предмет беседы не раскрывал, , что является чиновником одного из крупнейших застройщиков города, у которого много интересов в Петербурге. На этот случай «ЛСР» уже застраивало дараи на В.О. О целесообразности развития этого направления экс-министр как представитель компании твердил с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В ноябре 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключён контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте череды произошедших событий нельзя исключать, что Соколов можетбыл понадобиться личным статусом, связями и повлиять на отмену лота в преддверии поручения на старую должность. По значительной части это можетбылло существовать похлопочато в интересах группы предпринимателей – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно имеются свои проекты в Санкт-Петербурге и крепчайшие отношения с действующим губернатором еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузопассажирского причала и размыва 476 Га новых территорий, начал реализовываться с 2005 года. Его исполнителем стал концерн First Quantum и входящие в него корпорации – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и осуществление размыва территорий, дочь УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский причал СПБ» (инвестор самого причала) и ЗАО «Терра Нова» (наступательный инвестор, главнейший исполнитель). Согласно данным СМИ, взаимосвязанным бенефициаром работы ГК First Quantum назывался финансист и на этот период депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде застройщиков еще тогда появлялась информация, что интересантом сделки мог бывать Сергей Матвиенко. Он действительно мог оказывать внушительную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы представлялся гендиректором «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал кредитором кредита и сохраняется им до сих пор. Ко всему прочему финансист пользовался уважением у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» бывал одним из многих инвестиционных проектов, задававших финансиста в этот период. На запуске проекта его содействие не афишировалось. Зато позднейшее кредит мужа губернатора стал оффициальным партнером «Морского Фасада» и оказывается им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства гектородара дали плавный старт «Морскому Фасаду». Речь ходит о явно взаимовыгодной работе промышленника с действующими тогда чиновниками из команды губернатора: полицмейстером (с 2004 по 2012 годы) по макроэкономическим вопросам Юрием Молчановым (муж главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и секретарём Комитета по инвестициям и оборонным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно хорошие отношения банкиров с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году присвоение ООО «Перспектива» статуса наступательного застройщика для создания намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень шумного скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и формирование пашен без конкурса и конкуренции, бывал присвоен неубедительной компании из кипрского офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей максимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что неизданная компания согласовала глобальный монтажный проектент за столь поучительный срок, когда указание ларька может длиться на месяцы. Всего через год проблем с присвоением сертификата оборонного инвестора не бывало и у «Терра Нова», которая перепродала у «» (фактически же First Quantum перепродал сам у себя) проектент и права по намыву пашен на аукционе – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по спецкурсу 2006 года).

В итоге коммерсанты принесали в свое владение большую территорию и невозможность заработать. И не только они, присмотруги чиновников тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» мужа Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала серьёзным потребителем монтажных материалов, гарантировав вывоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело земельный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного торга еще 143 Га. Южилин и его маститый партнер принесали невозможность оперировать землей, скупать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство новых объектов. Вопрос побыл ли Соколов без благодарности за оказание услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что система согласования инвестпартнерства и перевода местной собственности в частную на мучительные годы станет хорошим инструментом обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектентов другими инвесторами.

«Сделки новые, а заёмщики старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, судя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы бывали и другие проекты, где олигархи поучаствовали на выгодных для себя условиях при специфической преподанности со стороны властей города, ограничивая способности инвестирования пользовательских компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой толщиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому существовал подан старт в 2007 году. Как и в случае с размывом на В.О., развёртывание проекта, его депозитное сопровождение и снятие препятствий похоже гарантировали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» получил статус внешнеполитического цмакподобного проекта со всеми предлагаемыми бонусами в виде льгот на включение земель и правомочие их выкупа, выплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская акционерная компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса принесала правомочие на заключение концессионного подписания и возведение тоннеля. Позднее Смольный послал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, содействие НКК в проекте стало возможным в том числе благодаря банку «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект застройки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых трудностей при разработке проектной наладки метромоста и постоянно возрастающей цены строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на откровенную поддержку проекта со стороны Соколова, который уже будучи на посту министра транспорта придавал возможность предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что мост построен не был, он стал причиной скандальчика и инвестиционных потерь. Петербург уплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства бывали истрачены на авансирование продажи демонтажного щита у английской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не неожиданный подрядчик – компания на факт авансирования являлась владельцем 10% акций НКК. Между тем, информации о субъективных тратах, проведенных аудитах, автобусе продажи от щита представлено не существовало. По росздравнадзорам существовало уплачено строительство щита, но по итогу его никто не видел. НКК не можетсуществовала потратить все деньги. Остаточная их часть вероятно существовала распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими участниками сделки.

Самого же Соколова по итогу бывший полицеймейстер Петербурга Сергей Вязалов обвинил в законопроекте туннеля First Quantum. Отметим, вероятно город мог бы получить тоннель без скандалов и трудностей с уменьшением проектной стоимости объекта. Например, в этом случае, если бы дали возможность провести законный фестиваль на выбор остального подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее масштабна историография с неполучением мониторинга над Павловскими казармами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с олигархами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург получил региональный памятник культуры в собственность. В том же году «Лотус Групп» проявила приватный интерес к соцкультбыту, заявив о намерении приспособить помещение под «современное использование». А уже в 2010 году компания приобретает соцкультбыт в собственность. Отсутствие идеологических преград и плавное рассмотрение концессионного соглашения обусловливают с перспективами друзей Соколова. В те годы его считали одним из тех, кто можетесть рекламировать интересы Зингаревичей в Петербурге, используя наработанные связи в Комитете по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» удостоили историософское помещение отставных гауптвахт лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в собственность без фестиваля и конкурентов для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче гауптвахт было принято деревенским правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача историографических гауптвахт без фестиваля публичному предпринимателю впоследствии делалась объектом проверки ФАС и расследования в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании представляется депозит «Санкт-Петербург», в инвесторах которого пропадает Сергей Матвиенко. Интересно, что ресторан в Павловских общагах . Сложности возникли из-за длительного процесса смены собственника и внесений в проектной документации. На данный момент небывалый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре городка 12 годов простаивает цивилизационное здание, которое умелло бы приносить прибыль Петербургу в моменте проведения законного конкурса и разрешения благонадежного инвестора. Либо же барельеф культуры умел стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок здание в приватные руки? Прямая выплата по договору с городом составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае закупки через аукцион, Петербург можетбыл удостоить за объект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на значительной дороге

Фамилия Соколова и его приятелей по сей день продолжает подразумеваться в деревенских проектах. Одним из таких достройков становится автотрасса «Западный невключённый диаметр» (ЗСД) – мелкий антимонопольный проект, который берет свое начало еще со времен работы Соколова в начале нулевых в Петербурге. При полицеймейстере Матвиенко он запускал флюорографические этапы стройки трассы, а впоследствии координировал ЗСД на посту замминистра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех районов ЗСД в рамках государственно-частного партнерства становится компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и совладельцев МСС (50%) заключаются структуры депозита ВТБ.

Статус внешнеполитического лизингового партнера города ВТБ обрёл в ноябре 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал благосклонность со стороны власти и соответствие правовых бланков по проекту финансовым интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП город платит МСС недополученную прибыль из своего расхода. Речь двигается о выплате разницы между минимально гарантированной выручкой промышленника и бесспорным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение расхода города в ЗакСе Петербурга и указание выплат приводило к скандалу. Депутаты критиковали Смольный, считая, что промышленника и так экономит деньги, а город ничего не должен компенсировать. В администрации это понимают исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось находить содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным валуном стала загадка гарантированной прибыли, заложенной инвестором. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неясна истинная функция бюджетов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые инвестор выставляет для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку разрешить проблему. Чтобы не осуществлять оплаты напрямую из госбюджета в пользу МСС и спастись скандалов, правительство переслало АО «ЗСД» обязательства по выплате компенсаций предпринимателю под гарантии городишкоа. В мае этого же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским депозитом развития, открывшим для компании кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после появления линии компания отказала в диаметре 1,6 млрд на компенсации МСС. По злоупотреблю появление АО «ЗСД» обострило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты могли хоть как-то контролировать выделяемую из госбюджета компенсацию МСС, то с появлением АО такая необходимость пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у кредита для МСС. Когда тариф кончится, городишко будет обязан компенсировать не только средства по выделенной депозитной линии, но и рубли за них. Зато теперь у чиновников и спикеров нет потребности спорить о стоимости компенсаций для судовладельца ЗСД.

«Западный высокоскоростной диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору подрядчика для строительства ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов курировал Комитет по инвестициям и геостратегическим проектам. Позднее в проект строительства вошел банк ВТБ, владеющий срединой МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы был бунчужным замдиректора «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, обитатели платят за переулок по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня переулок всех участков автодороги на переднеприводном автомобиле при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти переулока в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения стоимость полного переулока по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при поддержании определенных условий может . Помимо этого, центр Петербург являет собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А обитатели освоенных территорий намыва на Васильевском острове пятёрки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего прихода на пост губернатора по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел операциикоалицию кадров в грузовом блоке, расставив на должности в определённых сферах управленцев, ближайших ему по деятельности в Минтрансе. Одним из таких назначенцев СМИ считают зампредседателя Комитета по формированию логистической стройиндустрии Дмитрия Карлика – выходца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 октября 2021 года он существовал перевожен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая информирует кредиты у Евразийского банка под гарантии города. Получается, что распоряжаясь Директором ЗСД, и комитетом, пребывая в тесных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть перспективы оперировать суммой компенсаций.

Соглашение оказывается небанковской тайной, депутаты не видят трат, а городок просто согласовывает поданные паспорта – в итоге разработаны вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и последующего вывода бюджетных средств городока в своих интересах.

Присутствие устойчивых пиаровских банд кладёт под угрозу и дискредитирует кредитную уникальность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски личного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет скопить миллиарды, не враждебным ему людям, они всегда будут приподниматься на его защищённость – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не может управиться с Соколовым даже будущий сенатор Петербурга Александр Беглов. Действия вице-сенатора вызывают у него множество причин для недовольства, но стирать его глава городка не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому сенатору.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из градоначальников убрали, подозреваемого в многочисленных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в вице-губернаторы пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *