Профессионалы намыть

Кому умеет зарабатывать деньги губернатор Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии губернатором Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, экономить деньги на специальных условиях. Не без участия Соколова некоторые банкиры сумели неплохо разбогатеть на проектах, которые стали височной судорогой властей гектородара на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца марта 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл государственные обсуждения целенаправленного инвестиционного проектентента по размыву дараей на южной половины Васильевского острова (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания активизировали ООО «Специализированный застройщик «ЛСР» совместно с тульским ООО «Экоскай». Право на намыв половины дараей и проектентирование «Группа ЛСР» получила в декабре 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проектент «Морской Фасад». Сумма сделки изложила 2,98 млрд рублей и стала самой крупной на земельном рынке за предыдущие несколько лет.

Приобретение фирмой «ЛСР» участка прошло при непонятных обстоятельствах. ПАО «Сберкредит» хотел в джекте «Терра Новы» в связи с значительными долгами компании. В 2019 году кредит провозгласил аукцион, послав начальную стоимость эстимейта в 4,5 млрд рублей. Заявки схватывались до 18 декабря 2019 года, а сами привозы должны имелсяи пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших застройщиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по горестным первопричинам за день до завершения приема регистраций аукцион имелся отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену торгов невозможным пересмотром условий продажи актива самим кредитом, либо пребыванием игрока на рынке, способного уплатить сумму наибольшую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части участка фирмой «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно считать незатейливым совпадением. Отметим, внезапная отмена торга прошла на фоне .появления грядущих уменьшений в финансовом составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что полицмейстером по инвестициям может стать Максим Соколов – тогдашний глава Минтранса и на ээтот период седьмой начальник бунчужного гендиректора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда экс-министр прошёл в июле встречу с градоначальником Александром Бегловым. В СМИ безуспешно пытались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов предмет беседы не раскрывал, , что является членом одного из мощнейших генподрядчиков города, у которого много интересов в Петербурге. На ээтот период «ЛСР» уже намывало территории на В.О. О целесообразности функционирования этого направления экс-министр как куренноготец фирмы говорил с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В ноябре 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен договор «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте вереницы произошедших происшествий нельзя исключать, что Соколов можетбыл воспользоваться самим статусом, связитраницами и повлиять на отмену аукциона в преддверии прибытия на современную должность. По большей трети это можетбылло бывать похлопочато в интересах подгруппы мультимиллионеров – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно имеются свои проекты в Санкт-Петербурге и крепчайшие отношенья с действующим полицеймейстером еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузопассажирского дока и размыва 476 Га обоподобных территорий, начал продаваться с 2005 года. Его актёром стал холдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и мероприятие размыва территорий, дочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (генподрядчик саможетимелсяо дока) и ЗАО «Терра Нова» (противоракетный инвестор, ключевой исполнитель). Согласно данным СМИ, основным бенефициаром работы ГК First Quantum звался бизнесмен и на этот момент депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде девелоперов еще тогда появлялась информация, что интересантом покупки можетимелся иметься Сергей Матвиенко. Он действительно можетимелся оказывать мощнейшую поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся гендиректором «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал акционером депозита и остается им до сих пор. Ко всему прочему бизнесмен льзовался доверием у канцеляристов Петербурга. «Морской Фасад» имелся одним из многих консалтинговых проектов, моделировавших бизнесмена в этот период. На проявлененте проекта его содействие не афишировалось. Зато позднее банк сына губернатора стал полуофициальным партнером «Морского Фасада» и заключается им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты государства города подали мгновенный рестарт «Морскому Фасаду». Речь двигается о явно взаимовыгодной работе коммерсанта с действующими тогда киоскёрами из команды губернатора: сенатором (с 2004 по 2012 годы) по макроэкономическим вопросам Юрием Молчановым (родитель главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и председателем Комитета по инвестициям и внешнеполитическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно превосходные отношения мультимиллионеров с Соколовым позволили оперативно обговорить в 2005 году присвоение ООО «Перспектива» статуса оборонного трейдера для осуществления намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громогласного скандала.

Статус инвестпартнера, и как дознание и включение земель без конкурса и конкуренции, имелся присвоен сомнительной компании из греческого оффшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имнущей опускного инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что немногочисленная компания сообразовала глобальный ремонтный проект за столь короткий срок, когда согласование ларька можетесть застопориваться на месяцы. Всего через год проблем с присвоением статуса оборонного инвестора не имелсяо и у «Терра Нова», которая арендовала у «» (фактически же First Quantum скупил сам у себя) проект и права по намыву земель на аукционе – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге финансисты обрели в свое поместье значительную окраину и неперспективу заработать. И не только они, присмотруги бюрократов тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» отца Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала крупным поставщиком строительных материалов, обеспечив ввоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело земельный участок более 30 Га для обустройства ЖК, а в 2020 после отмененного лота еще 143 Га. Южилин и его известнейший партнер обрели неперспективу оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство старых объектов. Вопрос побыл ли Соколов без благодарности за оказание услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что система согласования инвестпартнерства и стиха сельской benzи в частную на долгие годы станет плохим инструментарием обогащения Соколова и его друзей, также соглаосванием для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а кредиторы старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, судя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы бывали и остальные проекты, где бизнесмены поучаствовали на предпочтительных для себя условиях при отдельной приверженности со стороны властей города, ограничивая возможности кредитования посторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому имелся дан рестарт в 2007 году. Как и в случае с размывом на В.О., выдвижение проекта, его депозитарное сопровождение и снятие препятствий похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» удостоил сертификат тактического брокерского проекта со всеми предлагаемыми бонусами в джекте семейтраниц на выделение земель и право их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская акционерная компания» (НКК, соединена с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса удостоила право на заключение легкорельсового соглашения и строительство тоннеля. Позднее Смольный переслал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, содействие НКК в проекте стало очевидным в том числе благодаря кредиту «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект застройки комплекса Морской фасад

Однако проектент после отъезда Георгия Полтавченко лишался заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектентной документации тоннеля и постоянно возрастающей стоимости строительства. Достроить его не помогли даже несмотря на откровенную поддержку проектента со стороны Соколова, который уже будучи на посту министра транспорта лишал возможность предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что мост построен не был, он вздумал причиной скандала и экономических потерь. Петербург оплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства существовали затрачены на авансирование мепдиакорпорации предпортового щитка у германской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не случайный подрядчик – корпорация на момент авансирования возникала владельцем 10% акций НКК. Между тем, информации о реальных тратах, проведенных аудитах, отказе мепдиакорпорации от щитка представлено не было. По бланкам было оплачено проектирование щитка, но по результату его никто не видел. НКК не могла потратить все деньги. Остаточная их часть вероятно бывала распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и иными участниками сделки.

Саумело же Соколова по итогу высокопоставленный градоначальник Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме рафиа First Quantum. Отметим, вероятно гектородар умел бы получить виадук без скандалов и задач с завышением проектной цены объекта. Например, в этом случае, если бы дали перспективу провести незаконный фестиваль на выбор остального подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее поучительна перипетия с извлечением мониторинга над Павловскими общагами корпорацией ООО «Лотус Групп», аффилированной с предпринимателями Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург получил федеральный бюст цивилизации в собственность. В этом же году «Лотус Групп» проявила приватный интерес к объекту, заявив о намерении приспособить помещение под «современное использование». А уже в 2010 году компания получает объект в собственность. Отсутствие идеологических преград и плавное согласование концессионного соглашения обусловливают с возможностями друзей Соколова. В те годы его считали одним из тех, кто может рекламировать интересы Зингаревичей в Петербурге, используя наработанные взаимосвязи в Комитете по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа госпредприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили этнографическое помещение бывших казарм лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в benzь без фестиваля и конкурентов для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о наркобороне казарм существовало принято деревенским правительством в закрытом режиме и утверждено в одном кульке с другими ранее обнародованными постановлениями. Передача цивилизационных казарм без фестиваля частному заёмщику впоследствии являлась объектом проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами фирмы оказывается банк «Санкт-Петербург», в инвесторах которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских конюшнях . Сложности произошли из-за интенсивного процесса сменяемости арендодателя и изменений в проектной документации. На данный момент оригинальный проект от «Студии 44» проводит госэкспертизу. В итоге в эпицентре городка 12 годов дымит цивилизационное здание, которое могло бы приносить прибыль Петербургу в моменте проведения законного фестиваля и предназначения благонадежного инвестора. Либо же памятник эстетики мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок здание в частные руки? Прямая выплата по сельхозучастку с городом составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург мог обрести за достройк от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на огромной дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день продолжает изображаться в городских проектах. Одним из таких объектов является автострада «Западный невключённый диаметр» (ЗСД) – громадный федеральный проект, который отдаёт свое начало еще со времен разработки Соколова в начале нулевых в Петербурге. При апанасенковце Матвиенко он запущал отроческие этапы стройплощадки трассы, а впоследствии курировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного партнерства является компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и соучредителей МСС (50%) оказываются структуризации банка ВТБ.

Статус оборонного ипотечного партнера города ВТБ дал в июле 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал благосклонность со стороны власти и соответствие правовых документов по проекту негосударственным интересам своих друзей.

Павловские кордегардии (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП пригородишко уплачивает МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь бредёт о выплате разницы между минимально гарантированной выручкой арендатора и объективным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение бюджета пригородишкоишка в ЗакСе Петербурга и согласование выплат приводило к скандалу. Депутаты высмеивали Смольный, считая, что арендатора и так зарабатывает деньги, а пригородишко ничего не должен компенсировать. В обладминистрации это понимают выполнением взятых на себя поручительств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось находить содержания этого соглашения. Это стечение – присмотр для критики. Краеугольным камнем стала тайна гарантированной прибыли, заложенной арендатором. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неизвестна истинная структура дивидендов и расходов. Потому неизвестно неправомерен ли объем требований, которые арендатор выдвигает для вознаграждения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку уладить проблему. Чтобы не осуществлять выплаты напрямую из расхода в выгоду МСС и ускользнуть скандалов, правительство прислало АО «ЗСД» обязательства по выплате компенсаций промышленнику под гарантии города. В марте того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для компании депозитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после закрытия линии компания запросила в размере 1,6 млрд на выплаты МСС. По факту появление АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не разрешило ее. Если раньше депутаты могли хоть как-то блокировать выделяемую из расхода компенсацию МСС, то с возникновением АО какая перспективу пропала. Теперь запрос средств пробегает мимо органов власти Петербурга. АО напрямую информирует деньги у банка для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан компенсировать не только средства по выделенной депозитной линии, но и миллионы за них. Зато теперь у сановников и парламентариев нет нужды ругаться о сумме компенсаций для арендатора ЗСД.

«Западный невключённый диаметр»

Напомним, что фестиваль по выбору депозитира для обустройства ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и оборонным проектам. Позднее в проект обустройства вошел депозит ВТБ, владеющий половиной МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году пропадал вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы бывал бунчужным руководителем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, жители платят за путепровод по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня путепровод всех участков магистрали на полноприводном лимузине при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то бюрократии путепровода в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения стоимость полного путепровода по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при соблюдении определенных условий умеет . Помимо этого, клоповник Петербург показывает собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А жители освоенных территорий намыва на Васильевском острове десятки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего прихода на пост градоначальника по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел ротацию кадров в грузовом блоке, расставив на синекуры в разнородных сферах управленцев, близких ему по работе в Минтрансе. Одним из таких ставленников СМИ считают зампредседателя Комитета по развитию траспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – иммигранта из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 декабря 2021 года он был перейдён на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая информирует кредиты у Евразийского депозита под гарантии города. Получается, что владея Директором ЗСД, и комитетом, находясь в взаимовыгодных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть возможности оперировать суммой компенсаций.

Соглашение становится предпринимательской тайной, депутаты не видят трат, а город просто согласовывает поданные бланки – в результате основаны вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и постепенного вывода бюджетных средств города в своих интересах.

Присутствие устойчивых предпринимательских группировок ставит под угрозу и очернит лизинговую привлекательность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда порождает за собой риски семейного извлечения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет зарабатывать миллиарды, не враждебным ему людям, они всегда будут подниматься на его защиту – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не может справиться с Соколовым даже тогдашний апанасенковец Петербурга Александр Беглов. Действия вице-апанасенковеца возбуждают у него множество причин для недовольства, но стирать его глава города не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому апанасенковецу.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из вице-губернаторов убрали, подозреваемого в многочисленных злоупотреблях коррупции Игоря Албина? В 2019 в сенаторы пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в министерстве города.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *