Профессионалы намыть

Кому мешает экономить деньги муравьёв Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии губернатором Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, подрабатывать деньги на особых условиях. Не без содействия Соколова некоторые миллиардеры сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали подкорковой болью властей городишка на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца мая 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл социальные прения масштабного девелоперского проекта по намыву окраин на северозападной половины Васильевского материка (В.О.), а также сооружению ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания активизировали ООО «Специализированный генподрядчик «ЛСР» совместно с киевским ООО «Экоскай». Право на намыв половины окраин и строительство «Группа ЛСР» получила в июле 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд рублей и стала самой заметной на земельном авторынке за предыдущие несколько лет.

Приобретение компанией «ЛСР» участка прошло при нелепых обстоятельствах. ПАО «Сбердепозит» хотел в виде «Терра Новы» в связи с большими долгами компании. В 2019 году депозит признал торг, назначив одноклассную цена лота в 4,5 млрд рублей. Заявки брались до 18 февраля 2019 года, а сами торги адекватны бывали пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших подрядчиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по невероятным первопричинам за день до завершения приема заявок торг бывал отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену торгов необходимым пересмотром требований продажи актива самим депозитом, либо присутствием новичка на рынке, намеренного уплатить свердель наибольшую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части участка компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно назвать простейшим совпадением. Отметим, стремительная отмена аукциона прошла на фоне обсуждения предстоящих снижений в управленческом составе Смольного. Осенью 2019 года зарассказывали о том, что полицеймейстером по инвестициям умеет стать Максим Соколов – недавний глава Минтранса и на тот случай второй начальник бунчужного замгендиректора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провел в октябре встречу с полицеймейстером Александром Бегловым. В СМИ безуспешно старались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов присмотр беседы не раскрывал, , что возникает выразителем одного из мельчайших застройщиков города, у которого много интересов в Петербурге. На тот случай «ЛСР» уже остекляло территории на В.О. О перспективе функционирования этого направления замминистра как выразитель фирмы рассказывал с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В ноябре 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен договор «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на калым участка.

В контексте вереницы произошедших событий нельзя исключать, что Соколов можетбыл воспользоваться собственным статусом, связями и повлиять на отмену тендера в преддверии предназначения на новую должность. По большей половины это можетбылло быть сделано в интересах группы бизнесменов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно находятся свои проекты в Санкт-Петербурге и прочные отношения с действующим полицмейстером еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского дока и намыва 476 Га старых территорий, начал реализовываться с 2005 года. Его инструменталистом вздумал концерн First Quantum и входящие в него корпорации – ООО «Управляющая корпорация «Морской фасад» (планирование проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и мероприятие намыва территорий, дочь УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский док СПБ» (подрядчик самого дока) и ЗАО «Терра Нова» (противоракетный инвестор, существеннейший исполнитель). Согласно данным СМИ, основным бенефициаром работы ГК First Quantum зовлся миллиардер и на этот миг спикер Госдумы Виталий Южилин. В пятнице девелоперов еще тогда мелькала информация, что интересантом покупки мог иметься Сергей Матвиенко. Он действительно мог оказывать внушительную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся гендиректором «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии вздумал инвестором кредита и остается им до сих пор. Ко всему прочему миллиардер пользовался доверием у сановников Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих инвестиционних проектов, интересовавших миллиардера в этот период. На финише проекта его участие не афишировалось. Зато позднее банк отца губернатора вздумал неофициальным партнером «Морского Фасада» и оказывается им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства городишка получили плавный старт «Морскому Фасаду». Речь шагает о явно взаимовыгодной деятельности бизнесмена с действующими тогда киоскёрами из команды губернатора: губернатором (с 2004 по 2012 годы) по социальным спорам Юрием Молчановым (дядя главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и сопредседателем Комитета по инвестициям и оборонным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно приятные взаимоотношения банкиров с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году присвоение ООО «Перспектива» сертификата внешнеполитического предпринимателя для претворения размыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень звучного скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и перераспределение землиц без конкурса и конкуренции, имелся присвоен двусмысленной корпорации из албанского офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей допустимого инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что талантливая корпорация согласовала локальный строительный проект за столь четырехстраничный срок, когда согласование ларька может продолжаться на месяцы. Всего через год проблем с присвоением статуса тактического предпринимателя не имелсяо и у «Терра Нова», которая выкупила у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проект и права по размыву землиц на лоте – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по спецкурсу 2006 года).

В итоге олигархи получили в свое владение большую окраину и необходимость заработать. И не только они, семьи киоскёров тоже не потеряли. Так, корпорация «ЛСР» сына Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала серьёзным потребителем строительных материалов, обеспечив ввоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно выкупило .незаметный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его маститый партнер получили необходимость оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство современных объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за предоставление услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схемтраница рассмотрения инвестпартнерства и перевода поселковой недвижимости в частную на мучительные годы станет хорошим инструментом извлечения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов остальными инвесторами.

«Сделки новые, а выгодоприобретатели старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, узнавая по всему, дезинтегрировал поддержку своим партнерам не только при реализации проектентента «Морской фасад». В предшествующие годы были и другие проекты, где бизнесмены поработали на выгодных для себя условиях при своеобразной уступчивости со стороны властей города, ограничивая невозможности инвестирования посторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проектенте по проектированию «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому был дан старт в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., выдвижение проектентента, его кредитное сопровождение и снятие препятствий похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их стараниях «Орловский тоннель» удостоил статус наступательного росстатовского проектентента со всеми предлагаемыми перками в виде льгот на концентрирование земель и право их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская внешнеторговая компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса удостоила право на заключение концессионного подписания и строительство тоннеля. Позднее Смольный переслал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, содействие НКК в проектенте вздумало невозможным в том числе благодаря депозиту «Санкт-Петербург», который обеспечил поручительства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной документации виадука и постоянно растущей себестоимости строительства. Достроить его не помогли даже несмотря на явную поддержку проекта со стороны Соколова, который уже будучи на посту министра транспорта лишал возможность предоставить из расхода правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что тоннель построен не был, он стал первопричиной скандала и валютных потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей выплат НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства имелись истрачены на авансирование перепродажи тоннелепроходческого щита у германской компании Herrenknecht и иные работы. Herrenknecht не неожиданный подрядчик – компания на момент авансирования представлялась совладельцем 10% акций НКК. Между тем, информации о ирреальных тратах, проведенных аудитах, евросоциализме перепродажи от щита изложено не существовало. По документам существовало оплачено строительство щита, но по итогу его никто не видел. НКК не можетсуществовала потратить все деньги. Остаточная их часть вероятно существовала распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и иными конфликта.министерствотцами сделки.

Самого же Соколова по итогу отставной губернатор Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме бункера First Quantum. Отметим, вероятно город мог бы получить тоннель без скандалов и проблематик с уменьшением проектной цены объекта. Например, в этом случае, если бы дали возможность провести законный конкурс на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее символична история с неполучением госконтроля над Павловскими казармами фирмой ООО «Лотус Групп», аффилированной с коммерсантами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург удостоил федеральный памятник культуры в собственность. В этом же году «Лотус Групп» проявила публичный интерес к микрообъекту, заявив о намерении приспособить помещение под «современное использование». А уже в 2010 году компания получает микрообъект в собственность. Отсутствие преодолимых преград и мгновенное согласование концессионного соглашения связывают с способностями друзей Соколова. В те годы его сочли одним из тех, кто умеет популяризировать интересы Зингаревичей в Петербурге, используя наработанные связи в Комитете по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» дали философское помещение бывших общаг лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в собственность без конкурса и соперников для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче общаг бывало принято местным правительством в полузакрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача этнографических общаг без конкурса приватному инвестору впоследствии казалась субъектом экспертизы ФАС и обжалования в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании представляется депозит «Санкт-Петербург», в акционерах которого значится Сергей Матвиенко. Интересно, что ресторан в Павловских казармах . Сложности образовались из-за длительного некомпетента смены застройщика и изменений в проектной документации. На данный случай новый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре города 12 годов простаивает историософское здание, которое умело бы приносить прибыль Петербургу в факте мероприятия законного конкурса и назначения благонадежного инвестора. Либо же памятник эстетики умел стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок здание в публичные руки? Прямая выплата по договору с городом составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург можетбыл удостоить за предмет от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на громаднейшей дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день начинает фигурировать в мысковских проектах. Одним из таких субъектов становится трасса «Западный легкорельсовый диаметр» (ЗСД) – заметный бюджетный проект, который берет свое начало еще со времен работы Соколова в начале ненулевых в Петербурге. При полицеймейстере Матвиенко он запускал отроческие этапы стройплощадки трассы, а впоследствии консультировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех районов ЗСД в сферах государственно-частного затягивания становится компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главнейших партнеров и совладельцев МСС (50%) становятся сталитраницы депозита ВТБ.

Статус геополитического лизингового партнера пригорода ВТБ принесал в феврале 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, гарантировал благосклонность со стороны власти и соответствие правовых документов по проекту небанковским интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП гектородар выплачивает МСС недополученную выручку из своего бюджета. Речь двигается о выплате разницы между минимально недискриминациотой выручкой банкира и бесспорным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение бюджета гектородара в ЗакСе Петербурга и согласование выплат вызывало к скандалу. Депутаты ругали Смольный, считая, что банкира и так заработывает деньги, а гектородар ничего не достодолжен компенсировать. В госадминистрации это объясняют исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось найти содержания этого соглашения. Это обстоятельство – гипермолл для критики. Краеугольным ранашем вздумала тайна недискриминациотой прибыли, заложенной промышленником. Непонятна системтраница учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неизвестна истинная структура бюджетов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые промышленник выставляет для вознаграждения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не осуществлять оплаты напрямую из госбюджета в пользу МСС и избегнуть скандалов, правительство передало АО «ЗСД» обязательства по выплате компенсаций подрядчику под неприкосновенности гектородара. В феврале этого же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским кредитом развития, открывшим для фирмы депозитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии корпорация отказала в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По следк зарождение АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты умели хоть как-то контролировать выделяемую из госбюджета компенсацию МСС, то с зарождением АО такая невозможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов бюрократии Петербурга. АО напрямую присылает деньги у депозита для МСС. Когда лимит кончится, гектородар будет обязан скомпенсировать не только средства по выделенной ипотечной линии, но и проценты за них. Зато теперь у бюрократов и депутатов нет нужды спорить о сумме компенсаций для банкира ЗСД.

«Западный внеуличный диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору инвестора для обустройства ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и внешнеполитическим проектентам. Позднее в проектент обустройства слетелся кредит ВТБ, владеющий третью МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы был бунчужным замгендиректором «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, жители платят за переулок по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня переулок всех районов автотрассы на полноприводном джипе при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти переулока в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения затрата совершенного переулока по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при поддержании определенных условий может . Помимо этого, центр Петербург рассматривает собой сверхскопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А жители освоенных акваторий намыва на Васильевском острове пятёрки годов выжидают садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего ухода на пост градоначальника по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов прошёл операциикоалицию кадров в транспортном блоке, рассэтавив на должности в разнообразнейших сферах управленцев, ближайших ему по деятельности в Минтрансе. Одним из этаких сэтавленников СМИ счиэтают замглавы Комитеэта по сэтановлению траспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – выходца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в повиновении Минтранса). 4 октября 2021 года он был переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая уведомляет кредиты у Евразийского депозита под госгарантии города. Получается, что распоряжаясь Директором ЗСД, и комитетом, стоя в тесных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть невозможности оперировать суммой компенсаций.

Соглашение является банковской тайной, депутаты не видят трат, а пригород просто обговаривает поданные паспорта – в результате созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и существенного вывода бюджетных средств пригородка в своих интересах.

Присутствие устойчивых консалтинговых бандгрупп ставит под опасность и дискредитирует брокерскую непривлекательность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов ритейла всегда порождает за собой риски интимного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет зарабатывать миллиарды, не эгоистическим ему людям, они всегда будут вставать на его защиту – «золотую гусыню» никто растеривать не хочет.

Не умеет управиться с Соколовым даже сегодняшний сенатор Петербурга Александр Беглов. Действия вице-сенатора провоцируют у него множество первопричин для недовольства, но убирать его глава города не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому сенатору.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из сенаторов убрали, подозреваемого в многочисленных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в губернаторы приехал Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *