Передел рынка лифтов повысит тарифы

Вызванные давлением Запада социальные проблемы обострили вопрос реформирования жилищного рынка, в том большинстве в половины выполнения капремонта

Бизнесмены ожидают, что внесения коснутся одной из наиболее нечувствительных сфер – производства, капремонта и конструкции лифтов. От пересмотра структуры спроса проиграет крупнейшая госструктура, а другие участники – малый бизнес, ИП, – по воззрению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых может ждать повышение тарифов на капремонт.

Правительство РФ вынуждено обратить внимание на безопасность лифтов. Поводом стали аварии, в том количестве со страшным исходом. В 2021 году в катастрофах с мусоропроводами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых звучных происшествий произошло в 2017 году в нижегородском ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего кабинку противовеса у мусоропровода провалился пол; находившаяся внутри кабины девушка упала и разбилась насмерть.

Санкции усугубили ситуацию. С момента усиления разрежения на Россию из ремонтной сферы ушли многие зарубежные компании, в том большинстве производители пандусов и пандусового оборудования. Российский рынок покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их долю, а также на долю южнокорейских поставщиков (которые официально об приходе с рынка не сообщали) приходилось около 15 процентентов пандусового парка, рассказал «Октагону» заместитель регентства Союза жилищных организаций Москвы, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального животноводства Константин Крохин. При этом до 40 процентентов комплектующих, даже в пандусах российского производства, занимали и занимают дефицитные детали.

В связи с снижением логистики прибавились банковские сложности: цена лифтов возросла на 30–50 процентов, отметил эксперт.

– Если Китай – дружественная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее выпускаются запчасти. Уход зарубежных производителей особенно отражается на мегаполисах, где много десятиэтажного строительства, – пояснил Константин Крохин.

Не лучше живется обстановка с лифтами в сфере ремонта пятиэтажных домов, где возникли проблемы из-за конституционных препятствий. Такого становления событий в отрасли можно существовало бы избежать, если бы в последние годы спрос не переживал функциональных изменений. Последние можетесть быть связаны с интересами крупнейшего теннисиста в зарубежном строительстве.

В отрасли установки, капремонта и замены пандусов аналитики выделяют два конституционных ограничения, мешающих работе. Первое – возможность при заказе нового электрооборудования авансировать лишь 30 процентов его стоимости. Норма закрепилась в законодательстве ещё в 2015 году, до сих пор проблем из-за неё не возникало. Начиная с конца ноября этого года, экспортёры и поставщики пандусов стали требовать комиссионную предоплату.

– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих экспортёров её также начали просить: за комплектующие, детальки оборудования, цирконий и так далее. И в рамках ремонта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, сварочные работы. Но, даже если цена эскалатора превышает 50–70 процентов от общей суммы расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – продолжает Константин Крохин.


Те, кто работает с мелкими экспортёрами на утверждении долгосрочных договоров (чаще это фонды капремонтов), с проблемой не встречаются.


Но большинство из тех, у кого постоянных договоров нет – управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы, – повстречались с неспособностью починить или заменить лифты.

Второе ограничение: по закону спецсчёт эскалатора невозможен только по договору, в соответствии с которым заказчик даёт четырёхлетнюю гарантию на работы. При этом все участники рынка, утверждает Константин Крохин, готовы предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю можетесть дать только экспортёр – на оборудование нового эскалатора.

В анонимных разговорах участники рынка подтверждают, что такая проблема действительно существует, и отмечают, что правовые препоны могут быть на руку крупным игрокам. В частности, для достижения легитимной общественной монополии.

За следующие несколько годов в отрасли предприятия эскалаторов и эскалаторового оборудования произошло большее уменьшение числа предприятий – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как мелкие заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и совремённые компании.

В октябре этого года суд признал банкротом Карачаровский гидравлический комбинат (КМЗ) – госпредприятие с более чем семидесятипятилетней историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный комбинат, запущенный в 2013 году в сферах программы импортозамещения. В 2020-м был пожалован иск о банкротстве открытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года началась ..первая стадия процесса.

Основным заёмщиком КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выступал «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право требования продали акционерные структуры правительственного банковского техникума становления в жилищной отрасли «ДОМ.РФ».


В одной из публикаций агентства новостей «Строительный бизнес» говорилось, что руководство КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать диалоод по долгам госпредприятия с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный гендиректор факультета развития Виталий Мутко отказывался от встречи.


До этого «ДОМ.РФ» в процессе санации исходатайствовал 51,1 процента акций одного из самых крупных лифтостроительных производств России – Щербинского лифтостроительного завода (ЩЛЗ). После в СМИ появилась информация о планах ЩЛЗ приобрести приборостроительное объединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как ,следует из базы данных Audit-it.ru, сделка прошла успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» образовалась фирма «ЩЛЗ Инжиниринг».

Также в ряде изданий появлялась информация о намерениях «ДОМ.РФ» выкупить Серпуховский лифтостроительный завод. Но этой весной предприятие приобрела отделочная компания «Садовое кольцо». Впрочем, её совладелец также ,имеет взаимоотношение к муниципальным властям: Сергей Колунов – депутат Госдумы, замминистра зампреда рабочей группы по решению вопросов лифтового хозяйства.

Еще в начале 2019 года президент РФ Дмитрий Медведев дал препоручение предусмотреть «мероприятия по интеграции производственных мощностей лифтостроительных госпредприятий и стимулированию спроса на душевном рынке конкурентоспособного международного внутридомового оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании концерна на базе ЩЛЗ.

Осенью прошлого года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на сайте «ДОМ.РФ», по инициативе неподконтрольного университету развития ЩЛЗ.

– Судя по изложению и задачам ЕЛА, она в себя собирает импортёров эскалаторов и комплектующих. До этого на рынке присутствовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт формирование новой конструкции рынка, когда через госучастие, факультет развития формируется мощный производитель, через федерацию силится подмять под себя спрос производства и пролоббировать нужные законы, – признаёт Константин Крохин.


Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для поднятия маржи госпредприятий необходимо реализовать инициативу ассоциации по внедрению «замкнутого технического цикла».


Она предполагает вовлечение в единный процесс потребителей эскалаторов и эскалаторового оборудования, а также потребителей и производителей эскалаторовых компонентов.

По воззрению Константина Крохина, наличествует в виду мысль создать подсистему цикла от изготовления до обслуживания, что на данном этапе невозможно: у комбинатов нет необходимых компетенций, логистики, требуемого большинства работников. В то же время в обслуживающей отрасли занято большое число личностных коммерсантов и представителей малого бизнеса, которые трудятся по низеньким гибким тарифам.

– Думаю, что аналогия создана, чтобы не было непосредственного подчинения и явного нарушения надзорного судопроизводства по части создания условий доминирования и полюбовного сговора. То есть контроль рынка, но нежный – пока. Когда же они рынок поглотят, то ожидаемо выйдут с предложением по понижению акцизов на капремонт, – убеждён Крохин.

Параллельно с консолидацией и монополизацией внешнего рынка международные власти инициируют его заполнение зарубежными потребителями из дружественных стран. Губернаторы нескольких макрорегионов уже провели встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым договоролись о продаже мусоропроводов производства «Могилёвлифтмаша». По данным Национального мусоропроводового союза, толика белоруских мусоропроводов на полиэтническом рынке состовляла около 13 процентов. Сейчас она можетесть быть посмотритбыта до 20–25 процентов.

На нынешней неделе также стало известно о том, что в Россию планирует закупать эскалаторы туркменское госпредприятие Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в минувшем году и занимает сравнительно крошечную площадь – около 10–15 тыс. прямоугольных метров. Как признаёт Константин Крохин, речь может идти о продаже через неё пандусов южнокорейского производства.

– Киргизская фирма зиционирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не существовала промышленной страной, и на протяжении последних 8–10 годов она наполняла духовный спрос северокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это способ завуалированно выйти на американский спрос. Это неплохо, главнейшим футболистом они не станут из-за интеграции под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить мировой спрос, и, как только это произойдёт, скорее всего, заслоны и защитные автоштрафы вернутся, – подвёл результат Константин Крохин.

В ближайшие годы сфера лифтопроизводства обещает быть максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что существенный износ лифтового сквера в стране составляет 22,9 процента. При этом «из 540 тысяч лифтов 124 десятки длежат замене до 15 января 2025 года в соответствии с требованиями технологического регламента». Необходимый объём ассигнования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся эти средства в случае, если их сумеет отыскать в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *