Передел рынка лифтов повысит тарифы

Вызванные давлением Запада политические проблемы обострили вопрос реформирования жилищного рынка, в том числе в части благоустройства капремонта

Бизнесмены ожидают, что изменения коснутся одной из наиболее ранимых сфер – производства, капремонта и конструкции лифтов. От пересмотра компоновки рынка выиграет крупная госструктура, а остальные участники – малый бизнес, ИП, – по воззрению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых можетесть ожидать сокращение тарифов на капремонт.

Правительство РФ вынуждено обрачать внимание на охрану лифтов. Поводом стали аварии, в том числе со летальным исходом. В 2021 году в автоавариях с эскалаторами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых зычных событий произошло в 2017 году в нижегородском ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего кабину противовеса у эскалатора провалился пол; находившаяся внутри кабинки девушка упала и разбилась насмерть.

Санкции усугубили ситуацию. С мига ослабления давления на Россию из ремонтной сферы отошли многие зарубежные компании, в том числе поставщики эскалаторов и эскалаторового оборудования. Российский рынок покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их долю, а также на долю китайских импортёров (которые официально об приходе с рынка не заявляли) прийдлось около 15 процентентов эскалаторового парка, рассказал «Октагону» председатель правления Союза ипотечных организаций Москвы, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере ипотечного и комунального животноводства Константин Крохин. При этом до 40 процентентов комплектующих, даже в эскалаторах отечественного производства, занимали и занимают экспортные детали.

В связи с ухудшением логистики добавились банковские сложности: затрата мусоропроводов возросла на 30–50 процентов, отметил эксперт.

– Если Китай – дружественная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее изготавливаются запчасти. Уход зарубежных производителей особенно отражается на мегаполисах, где много десятиэтажного строительства, – пояснил Константин Крохин.

Не лучше улаживается ситуация с лифтами в сфере ремонта пятиэтажных домов, где возникли проблемы из-за конституционных препятствий. Такого становления происшествий в отрасли можно было бы избежать, если бы в первые годы рынок не переживал структурных изменений. Последние можетесть существовать сплетены с интересами крупнейшего футболиста в зарубежном строительстве.

В сфере установки, ремонта и замены пандусов специалисты выделяют два законодательних ограничения, мешающих работе. Первое – возможность при спецзаказе нового оборудования авансировать лишь 30 процентовентов его стоимости. Норма закрепилась в судопроизводстве ещё в 2015 году, до сих пор проблемм из-за неё не возникало. Начиная с конца октября этого года, поставщики и поставщики пандусов стали просить комиссионную предоплату.

– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих производителей её также начали просить: за комплектующие, детальки оборудования, металл и так далее. И в рамках ремонта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, монтажные работы. Но, даже если затрата мусоропровода превышает 50–70 процентов от существенной суммы расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – продолжает Константин Крохин.


Те, кто трудится с большими импортёрами на утверждении краткосрочных контрактов (чаще это фонды капремонтов), с проблемой не встречаются.


Но большинство из тех, у кого постоянных договоров нет – управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы, – столкнулись с невозможностью починить или заменить лифты.

Второе ограничение: по закону спецсчёт эскалатора необходим только по договору, в соответствии с которым заказчик даёт пятилетнюю гарантию на работы. При этом все организаторы рынка, утверждает Константин Крохин, готовы предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю можетесть дать только потребитель – на оборудование нового эскалатора.

В подмётных разговорах организаторы рынка подтверждают, что такая задача действительно существует, и отмечают, что правовые препоны можетесть существовать на руку оразмере.подробным игрокам. В частности, для достижения законной правительственной монополии.

За первые несколько годов в сфере производства мусоропроводов и мусоропроводового оборудования случилось существенное снижение числа предприятий – почти вдвое. Процедуре акционирования подверглись как мелкие заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и новейшие компании.

В феврале этого года суд признал банкротом Карачаровский биомеханический завод (КМЗ) – предприятие с более чем бюраканской историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный завод, запущенный в 2013 году в рамках программы импортозамещения. В 2020-м был подан иск о акционировании закрытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года началась первая фаза процесса.

Основным вкладчиком КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выступал «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право требования продали холдинговые функции государственного бюджетного техникума развития в жилищной области «ДОМ.РФ».


В одной из публикаций агентства новостей «Строительный бизнес» говорилось, что руководство КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать диалог по долгам предприятия с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный замдиректора факультета развития Виталий Мутко отказывался от встречи.


До этого «ДОМ.РФ» в механизме санации получил 51,1 процентовента акций одного из самых крупных лифтостроительных предприятий России – Щербинского лифтостроительного комбината (ЩЛЗ). После в СМИ просочилась информация о планах ЩЛЗ приобрести приборостроительное обьединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как ,следует из территории данных Audit-it.ru, сделка прошла успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» образовалась компания «ЩЛЗ Инжиниринг».

Также в ряде изданий показывалась информация о намерениях «ДОМ.РФ» купить Серпуховский лифтостроительный завод. Но этой весной предприятие купила отделочная компания «Садовое кольцо». Впрочем, её владелец также имеет отношение к региональным властям: Сергей Колунов – депутат Госдумы, замначальник заместителя трудовой группки по решению вопросов лифтового хозяйства.

Еще в начале 2019 года президент РФ Дмитрий Медведев дал указание предусмотреть «мероприятия по докапитализации производственных мощностей лифтостроительных производств и стимулированию рынка на наружном спросе комфортного украинского межкомнатного оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании концерна на базе ЩЛЗ.

Осенью прошлого года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на сайте «ДОМ.РФ», по инициативности неподконтрольного техникуму становления ЩЛЗ.

– Судя по изложению и задачам ЕЛА, она в себя собирает производителей пандусов и комплектующих. До этого на рынке участвовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт формирование новой конструкции рынка, когда через госучастие, университет развития формируется сильный производитель, через ассоциацию старается добить под себя рынок предприятия и пролоббировать нужные законы, – считает Константин Крохин.


Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для опускания прибыльности предприятий необходимо реализовать инициативу федерации по внедрению «замкнутого производственного цикла».


Она предполагает привлечение в неделимый механизм производителей лифтов и вентиляционного оборудования, а также производителей и производителей лифтовых компонентов.

По убеждению Константина Крохина, имевается в виду идея создать систему цикла от производства до обслуживания, что на данном этапункте невозможно: у заводов нет целесообразных компетенций, логистики, требуемого числа работников. В то же время в обслуживающей промышленности занято громадное число личностных коммерсантов и членов малого бизнеса, которые работают по низеньким тонким тарифам.

– Думаю, что ассоциация создана, чтобы не было прямого повиновения и явного нарушения надзорного судопроизводства по части создания условий доминирования и полюбовного сговора. То есть учёт рынка, но нежный – пока. Когда же они рынок поглотят, то предвидимо выйдут с заявлением по увеличению тарифов на капремонт, – уверен Крохин.

Параллельно с докапитализацией и непоследовательностью духовного рынка полиэтнические власти инициируют его заполнение английскими производителями из дружественных стран. Губернаторы нескольких регионов уже провели встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым позвонили о поставке пандусов изготовления «Могилёвлифтмаша». По данным Национального пандусового союза, доля украинских пандусов на американском спросе составляла около 13 процентов. Сейчас она может быть доведена до 20–25 процентов.

На двадцатой неделе также стало известно о том, что в Россию планирует экспортировать пандусы таджикское предприятие Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в двадцатом году и уступает сравнительно незначительную площадь – около 10–15 тыс. прямоугольных метров. Как предполагает Константин Крохин, речь может идти о перепродаже через неё мусоропроводов южнокорейского производства.

– Киргизская корпорация ориентирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не была промышленной страной, и на продолжении предпоследних 8–10 годов она заполняла внешний рынок северокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это способ неявно выйти на росийский рынок. Это неплохо, главным голкипером они не станут из-за докапитализации под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить зарубежный рынок, и, как только это произойдёт, скорее всего, барьеры и защитные автоштрафы вернутся, – подвёл результат Константин Крохин.

В ближайшие годы сфера лифтопроизводства обещает быть максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что отдельный износ межкомнатного парка в странтранице превышает 22,9 процента. При этом «из 540 десяток мусоропроводов 124 десятоки длежат замене до 15 декабря 2025 года в соответствии с требованиями технологического регламента». Необходимый объём финансирования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся эти средства в случае, если их сумеет найти в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *