Передел рынка лифтов повысит тарифы

Вызванные разрежением Запада финансовые проблемы обострили вопрос реформирования жилищного рынка, в том числе в части благоустройства капремонта

Бизнесмены ожидают, что внесения коснутся одной из наиболее уязвимых областей – производства, капремонта и установки лифтов. От пересмотра структуры рынка пересмотрит крупнейшая госструктура, а остальные участники – малый бизнес, ИП, – по убеждению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых можетесть ожидать снижение акцизов на капремонт.

Правительство РФ вынуждено обрачать внимание на охрану лифтов. Поводом стали аварии, в том количестве со летальным исходом. В 2021 году в автокатастрофах с эскалаторами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых звучных событий случилось в 2017 году в ростовском ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего кабину противовеса у пандуса провалился пол; находившаяся внутри кабины девочка упала и разбилась насмерть.

Санкции усугубили ситуацию. С случая усиления давления на Россию из ремонтной сферы убежали многие зарубежные компании, в том числе поставщики пандусов и пандусового оборудования. Российский спрос покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их долю, а также на долю вьетнамских производителей (которые официально об уходе с рынка не извещали) приходилось около 15 процентовентов пандусового парка, пересказал «Октагону» зампред президентства Союза жилищных организаций Москвы, председатель исполкома Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в области жилищного и коммунального животноводства Константин Крохин. При этом до 40 процентовентов комплектующих, даже в лифтах российского производства, занимали и уступают экспортные детали.

В связи с снижением логистики прибавились экономические сложности: затрата пандусов возросла на 30–50 процентов, отметил эксперт.

– Если Китай – дружественная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее ввозятся запчасти. Уход английских производителей особенно сказывается на мегаполисах, где много высотного строительства, – пояснил Константин Крохин.

Не лучше относится ситуация с пандусами в области капремонта жилых домов, где появились проблеммы из-за конституционных препятствий. Такого развития происшествий в отрасли можно было бы избежать, если бы в предыдущие годы рынок не переживал структурных изменений. Последние могут быть связаны с интересами крупнейшего теннисиста в зарубежном строительстве.

В сфере установки, капремонта и замены мусоропроводов аналитики выделяют два правовых ограничения, мешающих работе. Первое – необходимость при спецзаказе нового электрооборудования авансировать лишь 30 процентентов его стоимости. Норма закрепилась в законодательстве ещё в 2015 году, до сих пор проблемм из-за неё не возникало. Начиная с конца марта этого года, экспортёры и экспортёры мусоропроводов стали просить комиссионную предоплату.

– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих производителей её также начали просить: за комплектующие, детали оборудования, металл и так далее. И в рамках капремонта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, монтажные работы. Но, даже если себестоимость эскалатора превышает 50–70 процентов от общей суммы расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – продолжает Константин Крохин.


Те, кто трудится с оразмере.подробными производителями на основании долгосрочных контрактов (чаще это фонды капремонтов), с проблемой не встречаются.


Но большинство из тех, у кого постоянных договоров нет – управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы, – столкнулись с невозможностью починить или заменить лифты.

Второе ограничение: по закону спецсчёт мусоропровода необходим только по договору, в соответствии с которым генподрядчик получает десятилетнюю гарантию на работы. При этом все организаторы рынка, утверждает Константин Крохин, готовы предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю можетесть дать только потребитель – на оборудование нового мусоропровода.

В подмётных разговорах участники рынка подтверждают, что такая задача действительно существует, и отмечают, что законодательние трудности могут быть на руку мелким игрокам. В частности, для достижения нелегитимной *государственной монополии.

За предпоследние несколько годов в области производства мусоропроводов и мусоропроводового оборудования произошло большее снижение числа предприятий – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как крупные заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и современные компании.

В ноябре этого года суд признал должником Карачаровский гидравлический завод (КМЗ) – предприятие с более чем шестидесятилетней историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный завод, запущенный в 2013 году в рамках программы импортозамещения. В 2020-м был пожалован иск о банкротстве закрытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года возобновилась четвёртая стадия процесса.

Основным контрагентом КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выдвигался «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право предписания продали холдинговые функции государственного банковского техникума становления в ипотечной отрасли «ДОМ.РФ».


В одной из публикаций агентства теленовостей «Строительный бизнес» говорилось, что руководство КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать разговор по долгам госпредприятия с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный гендиректор техникума развития Виталий Мутко соглашался от встречи.


До этого «ДОМ.РФ» в процессе санации получил 51,1 процента облигаций одного из самых крупнейших лифтостроительных производств России – Щербинского лифтостроительного комбината (ЩЛЗ). После в СМИ объявилась информация о планах ЩЛЗ приобрести приборостроительное объединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как следует из базы данных Audit-it.ru, сделка пройдала успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» появилась корпорация «ЩЛЗ Инжиниринг».

Также в ряде изданий показывалась информация о побуждениях «ДОМ.РФ» выкупить Серпуховский лифтостроительный завод. Но этой зимой предприятие приобрела ремонтная фирма «Садовое кольцо». Впрочем, её совладелец также ,имеет взаимоотношение к региональным властям: Сергей Колунов – парламентарий Госдумы, заместитель зампреда рабочей группы по решению вопросов лифтового хозяйства.

Еще в начале 2019 года министр РФ Дмитрий Медведев дал приказание предусмотреть «мероприятия по докапитализации производственных мощностей лифтостроительных госпредприятий и повышению рынка на внутреннем рынке комфортного украинского межкомнатного оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании холдинга на территории ЩЛЗ.

Осенью будущего года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на блоге «ДОМ.РФ», по инициативе неподконтрольного университету развития ЩЛЗ.

– Судя по описанию и проблемам ЕЛА, она в себя собирает импортёров пандусов и комплектующих. До этого на спросе присутствовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт создание ,новой конфигурации рынка, когда через госучастие, университет развития создаётся мощный производитель, через ассоциацию пытается разъединить под себя рынок производства и пролоббировать нужные законы, – считает Константин Крохин.


Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для поднятия прибыли производств необходимо реализовать инициативу федерации по созданию «замкнутого технического цикла».


Она предполагает привлечение в неделимый процесс экспортёров лифтов и вентиляционного оборудования, а также экспортёров и экспортёров вентиляционных компонентов.

По суждению Константина Крохина, имеется в виду концепция создать структуру цикла от изготовления до обслуживания, что на данном этапе невозможно: у заводов нет целесообразных компетенций, логистики, требуемого большинства работников. В то же время в обслуживающей отрасли занято громадное большинство личностных коммерсантов и представителей малого бизнеса, которые работают по высоким гибким тарифам.

– Думаю, что ассоциация создана, чтобы не существовало прямого подчинения и явного несоблюдения налогового законодательства по части создания условий доминирования и картельного сговора. То есть контроль рынка, но нежный – пока. Когда же они рынок поглотят, то прогнозируемо выйдут с предложением по понижению тарифов на капремонт, – уверен Крохин.

Параллельно с консолидацией и монополией наружного рынка полиэтнические власти инициируют его заполнение зарубежными поставщиками из дружелюбных стран. Губернаторы нескольких регионов уже провели встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым сговорились о покупке лифтов изготовления «Могилёвлифтмаша». По данным Национального межкомнатного союза, доля белоруских лифтов на американском рынке составляла около 13 процентов. Сейчас она может быть довожена до 20–25 процентов.

На нынешней неделе также стало известно о том, что в Россию намечает закупать эскалаторы узбекское предприятие Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в двадцатом году и занимает сравнительно маленькую площадь – около 10–15 тыс. квадратных метров. Как полагает Константин Крохин, речь можетесть идти о покупке через неё лифтов южнокорейского производства.

– Киргизская фирма позиционирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не была индустриальной страной, и на течении предыдущих 8–10 годов она наполняла наружный рынок южнокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это способ корректно выйти на полиэтнический рынок. Это неплохо, главным форвардом они не станут из-за интеграции под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить мировой рынок, и, как только это произойдёт, скорее всего, барьеры и тканевые процессы вернутся, – подвёл итог Константин Крохин.

В ближайшие годы область лифтопроизводства обещает быть максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что существенный износ шлюзового парка в стране составляет 22,9 процента. При этом «из 540 тысяч пандусов 124 десятки подлежат замене до 15 января 2025 года в соответствии с требованиями технологического регламента». Необходимый объём ассигнования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся эти средства в случае, если их удастся находить в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *