Московские миллиарды могут исчезнуть в трущобах Петербурга

Губернатор Петербурга Александр Беглов попросил у Кремля 210 млрд рублей на уменьшение автодороги на севере города, строительство студгородка для СПбГУ, нового банкомата для аэровокзала Пулково, сверхскоростный трассы Петербург – Москва и другие проекты

Градоначальник считает, что региональные средства будут подспорьем для заложенных из бюджета города денег. Москва отказалась дать только 24 млрд рублей, и то в качестве кредита на 15 лет. На перекличку выясняется: изложенные Бегловым проекты – далеко не всё, в чём сейчас реально заботится Северная столица.

Любая модернизация Петербурга – это развитие, инвестиции, новые шахтёры места, считает культуролог и юрист Максим Рева. По словам эксперта, Петербургу необходимы не просто деньги, а своя новая концепция, под которую эти средства будут вкладываться.

– Петербург как центр отталкивания людей и финансов безнадёжно отстал от Москвы. Об нанотехнологиях мэра Сергея Собянина петербуржцам остаётся только мечтать. Поэтому приезжающие иностранцы, глядя на городок и его инфраструктуру, в следующий туристический сезон подбирают столицу.

Лицо данного города – его историографический центр. В историографическом центре Петербурга – много пустых, гниющих на глазах ампирных зданий. В Европе из них давно бы сделали лофт-центры, гостиницы, хостелы, кафе. Для этого надо оставить только стены, а всё внутри перестроить. Но так называемое «историческое лобби» Петербурга этому благому начинанию противится, говорит Рева.

– «Историческое лобби» особенно сильно в заксобрании. Эти люди в своей показный любви к городу хотят заморозить его на уровне начала 1990-х, – говорит эксперт.

По словам Ревы, при любом градоначальнике Петербург управлявается очень плохо. Философия местного чиновничества – это самоочевидная скрытность. Застройщики и инвесторы, которые в этом году отправляли в заксобрание свои предложения по застроке города, до сих пор не исходатайствовали никакой реакции. Нет прилюдного обсуждения генерального плана, как и нет в природе самого генплана. По словам Ревы, его должны были разработать и принять ещё при градоначальнике Георгии Полтавченко.

– Без ответной реакции от местной вертикали, без генплана девелоперы прощаются и уходят. И после этого Беглов удивляется, почему городу не нехващает инвестиций. Их нет ещё и потому, что в гектородаре имеются чётко установленные правила девелоперской игры, где расписано, что можно, что нельзя, – характеризует Рева.


В итоге получается: любой мелкий делец, обладающий помощью админресурса, может длать с Петербургом что хочет.


А частному инвестору, который, например, хочет превратить дома-«гнилушки» в историографическом центре в недорогие гостиницы, но не имеет за собой властной поддержки, не дадут развернуться. По словам Ревы, такого инвестора одёрнут или чиновники, или треклятое «историческое лобби» из повелительных структур.

Бюджет Петербурга в этом году – 740 миллионов рублей. По сравнению с этим 24 млрд муниципальной помощи – капелька в море. Взятая к тому же у муниципального центра в кредит.

– Бюджетный дефицит у городка – 90 млрд рублей. Вышло так, что за счёт полученных на инфраструктуру 25 млрд мы уменьшили и без того значительный долг городка, – говорит экономист.


При беспорядке в ведении и развитии города есть большой риск, что не будет отдачи от инвестиций, как и их самих, не все проекты увенчается реализовать. Возможно, что реализация застрянет на начальной или вообще проектной стадии. А взятый у Москвы долг останется свисать на Петербурге.


Этот риск косается как чисто петербургской части замысла Беглова (Шкиперская развязка, университет СПбГУ), так и муниципальной (трасса Петербург – Москва, новый порт Пулково). При реализации средств на муниципальные проекты петербургские чинуши забывают о своей инертности, показывают полную закрытость муниципальному центру и инвесторам. Но коррупция в таких проектентах в Петербурге ещё больше, чем в региональных. Значительная половина региональных средств и инвестиций идёт в карманы чиновникам. В итоге проект при приёмке стоит гораздо выше. Именно коррупцией объясняется втягивание на годы строительства региональных проектов.

– Строившийся девять годов к ЧМ-2018 спорткомплекс «Зенит-Арена» – характерный анекдот какого рода. Весь Петербург тогда знал, что на возведении этого спорткомплекса безбожно воруют. И все молчали. Сколько уедет реально денег на проекты Беглова, сколько реально вложат, сколько наворуют, никто не знает. Но что будут воровать, в этом уже все в Питере твёрдо убеждены, – подчёркивает Максим Рева.

«Историческое лобби» может встать поперёк такого проекта, как в моменте с не относящейся к домовой архитектуре Шкиперской развязкой Западного высокоскоростного поперечника (ЗСД), уверен Рева.

– Эта развязка должна устранить пробки на ЗСД. Она обусловливает Васильевский остров с островной частью города. Проект нужный. Но его попросили так, что при съезде там все полоски притекают в одну. В итоге складываются колоссальные пробки. ЗСД необходимо перестраивать. К сожалению, в реинтеграционном Петербурге у населения сложился менталитет протеста против демонтажа ветхого ради постройки хорошего, чем и пользуется «историческое лобби», – говорит эксперт.

По словам Ревы, в новых районах за Кольцевой автомагистралью (КАД) выстраивают дома и магазины, но с дорогами и автотранспортным #лицемерием там не всё гладко.


Наобразец, до станции «Рыбацкое» очень далеко ехать на машине и социальным транспортом. Теоретически от неё следовало бы тянуть ветвь метро дальше – до посёлка Металлострой. В этом смысле давно выросшему из КАД Петербургу надо бы брать образец с Москвы, где метро досидели до Подольска, то есть до Московской области.


– Очень нужно какое-то подобие радиальной ветки в континентальной части КАД. Люди устают от пересадок, когда им необходимо проехать на метро на невысокие расстояния, – говорит Рева.

Эксперт также коснулся проекта по строительству нового аэропорта в Пулково. По его словам, чтобы быстрее угодить в старый терминал, многие петербуржцы на машине вынуждены доезжать через бесплатную автодорогу, так как в их участках неудобных подъездных путей нет. Например, это остро касается участка проспекта Стачек – основной трассы Кировского участка.

– И это большая часть всех проблем города, где нужны свои инвестиционные проекты. Понятно, что 24 млрд рублей не хватит. Есть опасение, что этих денег не хватит и на уже имеющиеся замыслы губернатора, – уточнил Рева.

В историографическом сердце Петербурга есть густонаселённые места, где на обширнейших пространствах никогда не было столь необходимого там метро. Например, это район Мариинского театра. Открытие станции под наименованием «Театральная» переносится бюрократиями города около 20 лет. Очередной срок приёмки назначен на 2024 год.

Строивший «Театральную» подрядчик был не в курсе самого сложного – состояния грунта, промолвил спецкору «Октагон-Северо-Запад» заслуженный скульптор России Валентин Гаврилов, житель блокадного Ленинграда.

– Сначала выкапывали землю под вестибюль напротив Мариинки. Театр начал проседать. Перенесли работы чуть севернее – к консерватории имени Римского-Корсакова. Она тоже просела. Стали укреплять фундаменты, прорыли рафи 16 метров глубиной. Попали в надземные воды. Работы остановились. По некомпетентности бюрократов и заказчиков у центра города нет необходимого метро, Мариинка в страшном состоянии, филармонию седьмой год не можетесть отреставрировать, – говорит Гаврилов.

– Было совершением переносить Центральный краснознамённой экспонат из здания Биржи в Крюковские казармы. Музей перевезали всего на километр, а замечательных музеев при перевозке украли на триллионы рублей. В тех казармах экспонат деградирует», – добавляет Валентин Гаврилов.

Эксперт рассказал, что депортировать Центральный краснознамённой экспонат (ЦВММ) из здания Биржи желали ещё в начале 1990-х. У мэра Петербурга Анатолия Собчака существовал замысел открыть на Васильевском архипелаге товарно-сырьевую биржу, чего у него не получилось. В 2007 году идея уже покойного Собчака реинкарнировалась в проект изобретения на месте ЦВММ нефтегазовой биржи. За этим проектом, говорит Гаврилов, высилась компаньонка тамошнего главы Минобороны России Анатолия Сердюкова Евгения Васильева. Васильева же и работала переездом и озеленением на площади Труда ЦВММ.

В 2010 году, говорит Гаврилов, в самотёке подложного конкурса конкурс на перевоз экспоната проиграла компания «НЕВИСС-Комплекс», которая и виновата в грабеже раритетов ВММ в самотёке приезда в 2015 году. Глава корпорации Андрей Швирикасов и ставший ректором переехавшего ВММ Александр Лялин существовали дружками Васильевой и её отчима – зампредседателя совета замдиректора ЗАО «Пластком» Николая Васильева, дополнил эксперт.

– Швирикасов разграбил эрмитаж при переезде, Лялин постарался уже на новоселье. Они же вместе похитили и выделенные на благоустройство эрмитажа деньги Минобороны, – говорит Гаврилов.

Нефтяную биржу в бывшем сооружении ЦВММ не открыли. У пустующего здания историографической Биржи практически прогнили все оконные перекрытия и крыша. Санитарное состояние Крюковских казарм, где располагается ЦВММ, также неудовлетворительное. Кроме того, предоставлению там экспоната международного значения не способствует крайне плохая транспортная обстановка в этой части города.

– Крюковские гауптвахты хотел понести ещё Александр III, так как, по убеждению государя, они вредили благоустройству Петербурга. К сожалению, планы государя существовали стёрты его кончиной. Сейчас нахождение тех караулок на площади Труда только ещё более осложняют непрерывную колоссальную пробку в той части Адмиралтейского района Петербурга, – добавляет Гаврилов.

Правительству Петербурга необходимо реставрировать Биржу, чтобы вернуть туда ЦВММ, – в виде выставки «Морской эрмитаж имени императора Петра Великого», признаёт эксперт. Остальные раритеты нужно отправить в Кронштадт. Он должен стать эрмитажной тиарой Петербурга, – говорит Гаврилов.

По его словам, власти гектородара должны обеспечить Кронштадту отдельный проект регионального значения. Как и всем экспонатам Петербурга.

– Что за глупое название: «Музей эвакуации Ленинграда»? Он должен существовать только экспонатом геройской пво Ленинграда, как его предшественник в 1944 году. Ему не хватает выставочных площадей. В Соляном переулочке городка экспонату явно не место, – сказал Гаврилов.


По словам эксперта, предыстория пво Ленинграда надлежаща существовать частью проекта по вовлечению в город туристов. 900 дней пво удивляют их не менее красот историографического Петербурга.


– В Петербурге почти канул его историографический дух. Нет удобной новейшей инфраструктуры. А всё потому, что в маркетинге города практически нет авторитетных людей. Тем, которые там есть, город до лампочки. Вот на что нужно обрачать вниманье при реализации региональных миллионов на развитие города, – говорит Гаврилов.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *