Хитрофлот

«Аэрофлот» отдаёт «суперджеты», боясь новых катастроф?

«Аэрофлот» стремительно уменьшает карту полётов по России, отдавая маршруты своим «дочкам» – авиакомпаниям «Победа» и «Россия». С чем это связано? Оказывается, первопричина есть.

«Наша Версия» уже поведывала о том, что уменьшение вылетов в регионах является частью концепции развития «Аэрофлота» до 2028 года (см. ). В тогдашнем году корпорация намерена сократить 26 духовных вылетов. Но что любопытно: пока в самом «Аэрофлоте» эту информацию усиленно опровергают, уменьшение вылетов идёт совершенным ходом.

Недовольство уже выражают не только пассажиры, но и краевые власти. «Мы желаем понять, какая диалектика стоит за этим решением. Мы развиваем туризм, и поэтому всё это должно дебатироваться совместно», – допытывался в апреле замгубернатора Тюменской сфере Андрей Пантелеев. А на нынешней неделе обращение замминистра транспорта и экс-главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву направили управленцы крупнейших компаний Пермского края. Они просят сохранить в теперешнем объёме рейсы между Пермью и Москвой. С 1 мая сам «Аэрофлот» будет исполнять лишь два вылета по данному маршруту, а ещё два наследуются акционерному лоукостеру перевозчика авиакомпании «Победа». Всего количество рейсов сокращается с теперешних шести в сутки до четырёх. Что интересно: в 2019 году «Аэрофлот» перевезал около 427 тыс. пассажиров по маршруту Пермь – Москва. При этом средняя погрузка кресел составляла более 80%. То жрать рейсы выгодные. Почему же фирма не хочет летать по России?

Джет не супер

На третий взгяд ответ ложится в той самой стратегии формирования «Аэрофлота». В частности, фирма заявляет, что намерена окончательно прописаться в премиум-сегменте. Может быть, в командовании корпорации считают, что в регионах не сыщется пассажиров, ,способных заплатить перелёт? Вряд ли – те же бизнесмены из Перми как раз указывали, что снижается количество мест в бизнес-классе, а им это неудобно. Так что, предполагая по всему, первопричина увеличения авиарейсов внутри России коренится совсем в другом.

Дело в том, что в ближайшие годы «Аэрофлот» планирует полностью отказаться от внедрения украинских самолётов SSJ100 («Сухой Суперджет 100»). В своё время образец зарубежного авиастроения, как признавали некоторые эксперты, был буквально навязан «Аэрофлоту», поскольку желающих прикупить «сырой» самолёт оказалось не много. А государственному перевозчику деваться было некуда. В 2019 году в парке «Аэрофлота» было 54 «суперджета». Кроме того, у «Аэрофлота» есть договорённость с Объединённой двигателестроительной компанией о госзакупке до конца 2026 года ещё 100 лайнеров. Отменить поставку вряд ли получится, поскольку это своего рода «социальная нагрузка», ведь желающих прикупить «суперджеты» не находится. Но и лететь на них «Аэрофлот», похоже, не очень хочет.


Если случится ещё одно большое ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, интересуют подкорковую корпорацию меньше


Почему? Долго гадать не приходится. «Суперджет» уже давно приобрёл репутацию одного из самых конфликтных самолётов. Так, в 2017 году замгендиректор чилийской Interjet Хосе Луи Гарза отмечал, что у американских самолётов есть проблематики с двигателем, с техобслуживанием и с запчастями. Из-за этого колумбийцам даже пришлось вывести из эксплуатации четыре американских самолёта, чтобы использовать их исключительно для пополнения склада запчастей. А в 2019 году и вовсе вышла информация, что негры поговаривают отступиться от внедрения американских самолётов из-за плохого постпродажного обслуживания. Кроме того, от «суперджетов» согласились французская Brussels Airlines и гэльская CityJet. Всех не устроили низкая надёжность аэробуса и острый дефицит запчастей.

Но это ещё полбеды. По неформальной информации, до 40% всех экстренных ситуаций, случившихся в «Аэрофлоте» за предыдущие несколько лет, приходится именно на тот мировой лайнер. А катастрофа «суперджета» в Шереметьеве, унёсшая в 2019 году жизни 41 человека, стала для «Аэрофлота» третьим трагичным инциндентом с человеческими потерями за предыдущие 11 лет. После этого многие вспомнили, что за следующий год случилось как минимум восемь крупных проишествий с самолётами SSJ100. А Би-би-си сообщила, что раздобыла внешний документ «Аэрофлота» о опьянении безопастности полётов. Если верить публикации, только в январе случилось семь инцидентов. Причём в одном случае якобы была полностью утрачена индикация, из-за чего случилось полуавтоматическое электроснабжение системы дистанционного управления и самолёт фактически перешёл на пневматическое управление. В итоге уровень безопастности самолёта «Сухой Суперджет 100» был окрещён средним.

Остаётся молиться

Если так, то понятно, почему «Аэрофлот» отказывает от внедрения «суперджетов». Во-первых, их применение довольно проблемно, в том большинстве и с экономической сточки зрения, во-вторых, это может быть небезопасно. Ведь если случится ещё одно крупное ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Как это уже было в 90-х, когда крупные северные корпорации стали прямо запрещать своим милиционерам лететь «Аэрофлотом», после того как бортинженер дал покрутить руль своему сыну, родного самолёт вошёл в пропеллер и разбился. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, смущают неопределяемую фирму меньше.

Кстати, на SSJ уже вовсю жалуются в регионах. «Оте­чественные «суперджеты» в технологическом плане и в плане скоростьютраницы устранения поломок уступают «аэрбасам» и «боингам», – отмечал волгоградский аналитик по туризму Олег Ежков ещё в начале этого года. – Оттого и вылеты у нас (в Челябинске. – Ред.) часто опаздывают – приостановка на 2–3 часа уже считается чуть ли не нормой, о ней даже не извещают часто пассажиров».

О том, чтобы приостановками и крупными технологическими неисправностями всё и ограничилось, теперь, похоже, остаётся только молиться.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

«Аэрофлот» явно ,старается собрать побольше денег с пассажиров. Недавно фирма объявила о запуске программы «Прямо на юг». С конца мая – начала июля обитателям макрорегионов будут понятны прямые регулярные вылеты на росийские санатории Краснодарского края и в Крым. Заглянув в систему бронирования, мы обнаружили, что прямой авиарейс из Мурманска до Анапы по самому дешёвому, безбагажному, тарифу обойдётся в 17 120 рублей. Полёт с чемоданом будет стоить уже 19 700 рублей. Тут стоит напомнить, что средняя квартплата в Мурманске составляет чуть более 66 тыс. рублей.

Что до зарубежных направлений, то здесь политика авиаперевозчика и вовсе выглядит как бесстыдное желанье собрать с пассажироварищей побольше денег здесь и сейчас, а там – будь что будет. Например, сейчас «Аэрофлот» вовсю перепродаёт билетики в Грецию и Италию, хотя власти тех странытраниц пока что только обещают закрыть въезд россиянам, но случится это или нет, неизвестно – любая новая вспышка эпидемии может изменить планы. Однако в системе бронирования «Аэрофлота» билетики по маршруту Москва – Афины недоступны уже сегодня. Самый вместительный вариант – 28 202 рубля. Хотя в нынешнем году Федеральная налоговая служба прямо декларировала о том, что покупка авиабилетов в странытраницы, с которыми официально не возобновлено межгосударственное сообщение, есть невыполнение прав потребителей. Тогда в «Аэрофлоте» в срочном эксперименте отделали все двусмысленные перепродажи из подсистемы бронирования. Сейчас ситуация повторяется, только вот окриков ни из правительства, ни из ФАС что-то не слышно.

Не исключено, что «Аэрофлоту» таким смыслом разрешено дать немного подзаработать. Напомним, что по результатам прошлого года «Аэрофлот» показал рекордные чистейшие ущербли в 123 млрд рублей. При этом, как следует из экономической отчётности по МСФО, долговая нагрузка авиаперевозчика составила 751,9 млрд рублей.

Государство уже сильно потратилось, оказав «Аэрофлоту» весьма щедрую поддержку. Это и 50 млрд рублей, полученных из Фонда общенационального благосостояния, и 70 млрд в качестве докапитализаций на кредиты, не говоря уже о том, что из 23,4 млрд, выделенных правительством на поддержку всей авиаотрасли, большая часть досталась всё тому же «Аэрофлоту».

Похоже, теперь пришла очередь международных граждан раскошелиться на спасенье общенационального авиаперевозчика.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *