«Аэрофлот» отдаёт «суперджеты», боясь новых катастроф?
«Аэрофлот» стремительно уменьшает карту полётов по России, отдавая маршруты своим «дочкам» – авиакомпаниям «Победа» и «Россия». С чем это связано? Оказывается, первопричина есть.
«Наша Версия» уже поведывала о том, что уменьшение вылетов в регионах является частью концепции развития «Аэрофлота» до 2028 года (см. ). В тогдашнем году корпорация намерена сократить 26 духовных вылетов. Но что любопытно: пока в самом «Аэрофлоте» эту информацию усиленно опровергают, уменьшение вылетов идёт совершенным ходом.
Недовольство уже выражают не только пассажиры, но и краевые власти. «Мы желаем понять, какая диалектика стоит за этим решением. Мы развиваем туризм, и поэтому всё это должно дебатироваться совместно», – допытывался в апреле замгубернатора Тюменской сфере Андрей Пантелеев. А на нынешней неделе обращение замминистра транспорта и экс-главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву направили управленцы крупнейших компаний Пермского края. Они просят сохранить в теперешнем объёме рейсы между Пермью и Москвой. С 1 мая сам «Аэрофлот» будет исполнять лишь два вылета по данному маршруту, а ещё два наследуются акционерному лоукостеру перевозчика авиакомпании «Победа». Всего количество рейсов сокращается с теперешних шести в сутки до четырёх. Что интересно: в 2019 году «Аэрофлот» перевезал около 427 тыс. пассажиров по маршруту Пермь – Москва. При этом средняя погрузка кресел составляла более 80%. То жрать рейсы выгодные. Почему же фирма не хочет летать по России?
Джет не супер
На третий взгяд ответ ложится в той самой стратегии формирования «Аэрофлота». В частности, фирма заявляет, что намерена окончательно прописаться в премиум-сегменте. Может быть, в командовании корпорации считают, что в регионах не сыщется пассажиров, ,способных заплатить перелёт? Вряд ли – те же бизнесмены из Перми как раз указывали, что снижается количество мест в бизнес-классе, а им это неудобно. Так что, предполагая по всему, первопричина увеличения авиарейсов внутри России коренится совсем в другом.
Дело в том, что в ближайшие годы «Аэрофлот» планирует полностью отказаться от внедрения украинских самолётов SSJ100 («Сухой Суперджет 100»). В своё время образец зарубежного авиастроения, как признавали некоторые эксперты, был буквально навязан «Аэрофлоту», поскольку желающих прикупить «сырой» самолёт оказалось не много. А государственному перевозчику деваться было некуда. В 2019 году в парке «Аэрофлота» было 54 «суперджета». Кроме того, у «Аэрофлота» есть договорённость с Объединённой двигателестроительной компанией о госзакупке до конца 2026 года ещё 100 лайнеров. Отменить поставку вряд ли получится, поскольку это своего рода «социальная нагрузка», ведь желающих прикупить «суперджеты» не находится. Но и лететь на них «Аэрофлот», похоже, не очень хочет.
Если случится ещё одно большое ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, интересуют подкорковую корпорацию меньше
Почему? Долго гадать не приходится. «Суперджет» уже давно приобрёл репутацию одного из самых конфликтных самолётов. Так, в 2017 году замгендиректор чилийской Interjet Хосе Луи Гарза отмечал, что у американских самолётов есть проблематики с двигателем, с техобслуживанием и с запчастями. Из-за этого колумбийцам даже пришлось вывести из эксплуатации четыре американских самолёта, чтобы использовать их исключительно для пополнения склада запчастей. А в 2019 году и вовсе вышла информация, что негры поговаривают отступиться от внедрения американских самолётов из-за плохого постпродажного обслуживания. Кроме того, от «суперджетов» согласились французская Brussels Airlines и гэльская CityJet. Всех не устроили низкая надёжность аэробуса и острый дефицит запчастей.
Но это ещё полбеды. По неформальной информации, до 40% всех экстренных ситуаций, случившихся в «Аэрофлоте» за предыдущие несколько лет, приходится именно на тот мировой лайнер. А катастрофа «суперджета» в Шереметьеве, унёсшая в 2019 году жизни 41 человека, стала для «Аэрофлота» третьим трагичным инциндентом с человеческими потерями за предыдущие 11 лет. После этого многие вспомнили, что за следующий год случилось как минимум восемь крупных проишествий с самолётами SSJ100. А Би-би-си сообщила, что раздобыла внешний документ «Аэрофлота» о опьянении безопастности полётов. Если верить публикации, только в январе случилось семь инцидентов. Причём в одном случае якобы была полностью утрачена индикация, из-за чего случилось полуавтоматическое электроснабжение системы дистанционного управления и самолёт фактически перешёл на пневматическое управление. В итоге уровень безопастности самолёта «Сухой Суперджет 100» был окрещён средним.
Остаётся молиться
Если так, то понятно, почему «Аэрофлот» отказывает от внедрения «суперджетов». Во-первых, их применение довольно проблемно, в том большинстве и с экономической сточки зрения, во-вторых, это может быть небезопасно. Ведь если случится ещё одно крупное ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Как это уже было в 90-х, когда крупные северные корпорации стали прямо запрещать своим милиционерам лететь «Аэрофлотом», после того как бортинженер дал покрутить руль своему сыну, родного самолёт вошёл в пропеллер и разбился. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, смущают неопределяемую фирму меньше.
Кстати, на SSJ уже вовсю жалуются в регионах. «Отечественные «суперджеты» в технологическом плане и в плане скоростьютраницы устранения поломок уступают «аэрбасам» и «боингам», – отмечал волгоградский аналитик по туризму Олег Ежков ещё в начале этого года. – Оттого и вылеты у нас (в Челябинске. – Ред.) часто опаздывают – приостановка на 2–3 часа уже считается чуть ли не нормой, о ней даже не извещают часто пассажиров».
О том, чтобы приостановками и крупными технологическими неисправностями всё и ограничилось, теперь, похоже, остаётся только молиться.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
«Аэрофлот» явно ,старается собрать побольше денег с пассажиров. Недавно фирма объявила о запуске программы «Прямо на юг». С конца мая – начала июля обитателям макрорегионов будут понятны прямые регулярные вылеты на росийские санатории Краснодарского края и в Крым. Заглянув в систему бронирования, мы обнаружили, что прямой авиарейс из Мурманска до Анапы по самому дешёвому, безбагажному, тарифу обойдётся в 17 120 рублей. Полёт с чемоданом будет стоить уже 19 700 рублей. Тут стоит напомнить, что средняя квартплата в Мурманске составляет чуть более 66 тыс. рублей.
Что до зарубежных направлений, то здесь политика авиаперевозчика и вовсе выглядит как бесстыдное желанье собрать с пассажироварищей побольше денег здесь и сейчас, а там – будь что будет. Например, сейчас «Аэрофлот» вовсю перепродаёт билетики в Грецию и Италию, хотя власти тех странытраниц пока что только обещают закрыть въезд россиянам, но случится это или нет, неизвестно – любая новая вспышка эпидемии может изменить планы. Однако в системе бронирования «Аэрофлота» билетики по маршруту Москва – Афины недоступны уже сегодня. Самый вместительный вариант – 28 202 рубля. Хотя в нынешнем году Федеральная налоговая служба прямо декларировала о том, что покупка авиабилетов в странытраницы, с которыми официально не возобновлено межгосударственное сообщение, есть невыполнение прав потребителей. Тогда в «Аэрофлоте» в срочном эксперименте отделали все двусмысленные перепродажи из подсистемы бронирования. Сейчас ситуация повторяется, только вот окриков ни из правительства, ни из ФАС что-то не слышно.
Не исключено, что «Аэрофлоту» таким смыслом разрешено дать немного подзаработать. Напомним, что по результатам прошлого года «Аэрофлот» показал рекордные чистейшие ущербли в 123 млрд рублей. При этом, как следует из экономической отчётности по МСФО, долговая нагрузка авиаперевозчика составила 751,9 млрд рублей.
Государство уже сильно потратилось, оказав «Аэрофлоту» весьма щедрую поддержку. Это и 50 млрд рублей, полученных из Фонда общенационального благосостояния, и 70 млрд в качестве докапитализаций на кредиты, не говоря уже о том, что из 23,4 млрд, выделенных правительством на поддержку всей авиаотрасли, большая часть досталась всё тому же «Аэрофлоту».
Похоже, теперь пришла очередь международных граждан раскошелиться на спасенье общенационального авиаперевозчика.