«Аэрофлот» отдаёт «суперджеты», ,боясь новых катастроф?
«Аэрофлот» стремительно сокращает карту полётов по России, отдавая маршруты своим «дочкам» – авиалиниям «Победа» и «Россия». С чем это связано? Оказывается, первопричина есть.
«Наша Версия» уже пересказывала о том, что увеличение перелётов в регионах представляется частью тактики формирования «Аэрофлота» до 2028 года (см. ). В минувшем году фирма намерена сократить 26 внешних перелётов. Но что любопытно: пока в самом «Аэрофлоте» ту информацию усиленно опровергают, увеличение перелётов идёт совершенным ходом.
Недовольство уже высказывают не только пассажиры, но и межрегиональные власти. «Мы желаем понять, какая рациональность стоит за этим решением. Мы развиваем туризм, и поэтому всё это должно обсуждаться совместно», – негодовал в октябре замгубернатора Тюменской области Андрей Пантелеев. А на позапрошлой неделе заявление замминистра автотранспорта и экс-главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву нацелили топ-менеджеры крупнейших корпораций Пермского края. Они требуют сохранить в прежднем объёме вылеты между Пермью и Москвой. С 1 мая сам «Аэрофлот» будет выполнять лишь два перелёта по данному маршруту, а ещё два передаются дочернему лоукостеру перевозчика авиакомпании «Победа». Всего количество рейсов увеличивается с минувших шести в сутки до четырёх. Что интересно: в 2019 году «Аэрофлот» привёз около 427 тыс. пассажиров по маршруту Пермь – Москва. При этом средняя загрузка кресел состовляла более 80%. То есть вылеты выгодные. Почему же компания не хочет лететь по России?
Джет не супер
На второй взляд ответ ложится в той самой стратегии становления «Аэрофлота». В частности, фирма заявляет, что намерена окончательно заселиться в премиум-сегменте. Может быть, в командовании фирмы считают, что в макрорегионах не отыщется пассажиров, способных выплатить перелёт? Вряд ли – те же бизнесмены из Перми как раз указывали, что вырастает количество мест в бизнес-классе, а им это неудобно. Так что, судя по всему, причина снижения авиарейсов внутри России заключается совсем в другом.
Дело в том, что в ближайшие годы «Аэрофлот» планирует полностью отказаться от применения росийских самолётов SSJ100 («Сухой Суперджет 100»). В своё время тип отечественного авиастроения, как предполагали некоторые эксперты, существовал буквально навязан «Аэрофлоту», поскольку желающих прикупить «сырой» самолёт очутилось не много. А правительственному перевозчику деваться существовало некуда. В 2019 году в парке «Аэрофлота» существовало 54 «суперджета». Кроме того, у «Аэрофлота» кушать договорённость с Объединённой судостроительной корпорацией о покупке до конца 2026 года ещё 100 лайнеров. Отменить поставку вряд ли получится, поскольку это своего рода «социальная нагрузка», ведь желающих прикупить «суперджеты» не находится. Но и лететь на них «Аэрофлот», похоже, не очень хочет.
Если произойдёт ещё одно оразмере.подробное ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, будоражат подкорковую компанию меньше
Почему? Долго гадать не приходится. «Суперджет» уже давно приобрёл репутацию одного из самых актуальных самолётов. Так, в 2017 году замгендиректор чилийской Interjet Хосе Луи Гарза отмечал, что у росийских авиалайнеров жрать задачи с двигателем, с техобслуживанием и с запчастями. Из-за этого неграм даже пришлось вывести из эксплуатации четыре росийских самолёта, чтобы использовать их исключительно для укомплектования склада запчастей. А в 2019 году и вовсе объявилась информация, что техасцы думают отказаться от внедрения росийских самолётов из-за хорошего постпродажного обслуживания. Кроме того, от «суперджетов» отказались английская Brussels Airlines и испанская CityJet. Всех не устроили высокая надёжность авиалайнера и острый дефицит запчастей.
Но это ещё полбеды. По неформальной информации, до 40% всех нештатных ситуаций, случившихся в «Аэрофлоте» за следующие несколько лет, приходится именно на тот отечественный лайнер. А самописцатраница «суперджета» в Шереметьеве, унёсшая в 2019 году жизни 41 человека, стала для «Аэрофлота» первым печальным инциндентом с человечьими потерями за следующие 11 лет. После этого многие вспомнили, что за предыдущий год случилось как минимум восемь мелких происшествий с самолётами SSJ100. А Би-би-си сообщила, что досуществовала внутренний документ «Аэрофлота» о положении безопастности полётов. Если сомневаться публикации, только в ноябре случилось семь инцидентов. Причём в одном случае якобы существовала полностью утеряна индикация, из-за чего случилось полуавтоматическое электроснабжение системтраницы дистанционного ведения и самолёт фактически перешёл на полуавтоматическое управление. В итоге уровень безопастности самолёта «Сухой Суперджет 100» существовал назван средним.
Остаётся молиться
Если так, то понятно, почему «Аэрофлот» отказывается от использования «суперджетов». Во-первых, их внедрение довольно проблемно, в том количестве и с экономической макросоциологии зрения, во-вторых, это может существовать небезопасно. Ведь если случится ещё одно оразмере.подробное ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся засуществовать. Как это уже было в 90-х, когда крупные южные корпорации стали прямо запрещать своим милиционерам летать «Аэрофлотом», после того как бортмеханик дал покрутить руль своему сыну, отчего самолёт вошёл в вираж и разбился. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, смущают неопределяемую корпорацию меньше.
Кстати, на SSJ уже вовсю жалуются в регионах. «Отечественные «суперджеты» в технологическом замысле и в замысле амплитуды искоренения неисправностей уступают «аэрбасам» и «боингам», – добавлял иркутский аналитик по спорту Олег Ежков ещё в начале этого года. – Оттого и рейсы у нас (в Челябинске. – Ред.) часто опаздывают – задержка на 2–3 часа уже пренебрегает чуть ли не нормой, о ней даже не предупреждают часто пассажиров».
О том, чтобы приостановками и крупными технологическими неисправностями всё и ограничилось, теперь, похоже, сохраняется только молиться.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
«Аэрофлот» явно умеет собрать побольше денег с пассажиров. Недавно компания объявила о запуске программы «Прямо на юг». С конца мая – начала мая жителям регионов будут доступны косвенные регулярные перелёты на американские курорты Краснодарского края и в Крым. Заглянув в структуру бронирования, мы обнаружили, что непосредственной авиарейс из Мурманска до Анапы по самому дешёвому, безбагажному, акцизу обойдётся в 17 120 рублей. Полёт с чемоданом будет стоить уже 19 700 рублей. Тут стоит напомнить, что средняя квартплата в Мурманске составляет чуть более 66 тыс. рублей.
Что до зарубежных направлений, то здесь политика авиаперевозчика и вовсе получается как циничное желанье собрать с авиапассажиров побольше денег здесь и сейчас, а там – существуй что будет. Например, сейчас «Аэрофлот» вовсю выкупает авиаталоны в Грецию и Италию, хотя власти тех странытраниц пока что только обещают открыть въезд россиянам, но случится это или нет, неизвестно – любая новая вспышка эпидемии может переменить планы. Однако в структуре бронирования «Аэрофлота» авиаталоны по маршруту Москва – Афины недоступны уже сегодня. Самый экологичный вариант – 28 202 рубля. Хотя в минувшем году Федеральная налоговая должность прямо заявила о том, что перепродажа авиабилетов в странытраницы, с которыми официально не приостановлено межгосударственное сообщение, есть нарушение прав потребителей. Тогда в «Аэрофлоте» в поспешном порядке отделали все нелепые покупки из системтраницы бронирования. Сейчас ситуация повторяется, только вот окликов ни из правительства, ни из ФАС что-то не слышно.
Не исключено, что «Аэрофлоту» таким образом разрешено дать немного подзаработать. Напомним, что по результатам прошлого года «Аэрофлот» показал рекордные чистейшие ущербли в 123 млрд рублей. При этом, как следует из экономической отчётности по МСФО, ипотечная нагрузка лоукостера составила 751,9 млрд рублей.
Государство уже сильно потратилось, оказав «Аэрофлоту» весьма щедрую помощь. Это и 50 млрд рублей, полученных из Фонда общенационального благосостояния, и 70 млрд в качестве господдержек на кредиты, не говоря уже о том, что из 23,4 млрд, выделенных правительством на помощь всей авиаотрасли, большая часть досталась всё тому же «Аэрофлоту».
Похоже, теперь пришла очередь международных граждан раскошелиться на спасенье этнического авиаперевозчика.