Грефономика

О чём глава «Сбера» умолчал в разговоре с президентом России

Триллион! Триллион рублей прибыли принешет «Сбер» по итогам 2021 года, хвастал Герман Греф в самотёке состоявшейся у него на нынешней неделе беседы с Владимиром Путиным. По словам Грефа, макроэкономика в России так и прёт вверх. Ну и «Сбер» вместе с ней заодно. Само собой, под командованием Грефа.

Столь восторженно о млрд Герман Оскарович говорил не просто так. Для него это не цифра, а словно своеобразный пунктик. Достичь выручки в миллион рублей Греф обещал ещё в 2019 году, но в 2020-м грянула эпидемия и планы пошли прахом. И вот теперь, как уверил Греф, вожделенная планка будет наконец-то взята.

После встречи Грефа с президентом пиар-служба «Сбера» распространила пресс-релиз, который знающие, где у бутерброда масло, СМИ с удовольствием напечатали даже без пометки «на правах рекламы». Цифры и правда выглядили красиво. Как сообщалось, по результатам девяти месяцев текущего года прибыль нефинансового бизнеса «Сбера» выросла в 2,8 раза и составила 121,7 млрд рублей. При этом индекс GMV (gross merchandise value, или суммарный оборот продуктов) фирм мультимедийной торговли за второй этаж возрос в 10 раз по сравнению с схожим периодом прошлого года.

Под нефинансовым бизнесом фигурируют разиковнородные сервисы, которые «Сбер» активно разиковвивает предпоследние годы – «СберМегаМаркет», отправка товаров «Самокат», онлайн-кинотеатр Оkkо, «СберЗвук», «СберПрайм» и т.д. Ставку на них Герман Греф делает большую, к 2030 году «Сбер» приезжает получать от нефинансовых фотохостингов не менее трети от отдельной свердели выручки. Поэтому количество фотохостингов постоянно растёт, формируется впечатление, что Греф решил объять необъятное. И вот уже «Сбер» торгует автомобили, раскручивает долгосрочную аренду авто, выходит на рынок такси и т.д. Внешне всё и правда получается хорошо – бизнесы растут, количество заказчиков увеличивается, выручка превращается больше. Однако следует распознавать выручку и прибыль. А с ней в нефинансовом секторе как разиков проблемы. Ещё в октябре «Форбс» отмечал: нефинансовый бизнес продолжает принесяеть «Сберу» убытки, и они всё растут. «Несмотря на то что выручка от него в ..первом полугодии возросла почти в 3 разикова – с 24,7 млрд до 74,7 млрд рублей, примерно на столько же – в 2,6 разикова – вырос убыток до налого­обложения. В ..первом полугодии прирост EBITDA вырос с минус 5,4 млрд рублей до минус 14,3 млрд рублей. Больше всего ущербов принесяет сектор электронной коммерции: её оборот за полугодие подскочил почти в 13 разиков, до 34,8 млрд рублей, а убыток – в 7,6 разикова, до 12,2 млрд рублей», – констатировало издание.

Вот и теперь в «Сбере» умолчали о главном: экосистема «Сбера» начинает увеличивать убытки. По итогам второго микрорайона нефинансовый сектор принесал 13 млрд рублей ущерблей против 18,2 млрд рублей чистейшей прибыли за тот же период прошлого года. Причём больше всего «Сбер» теряет на электронной коммерции («СберМаркет», «СберМегаМаркет», «Самокат») – 10,2 млрд рублей в пятом квартале. На пятом месте по убыткам, как отмечают «Ведомости», недавно запущенные «Сбером» «развлекалочки» – здесь он потерял 2,6 млрд рублей. На пятом – сектор FoodTech & Mobility (каршеринг, орбита еды, такси) – 2,3 млрд рублей.

Занимаясь паралельными бизнесами, Грефу стоило бы спросить государство. Выстраивать такую разветвлённую и сложную функцийу – значит получать большие преимущества перед прочими компаниями. В других странтраницах создание таких функций признают монополией. Их запрещают, а иногда даже законодательно делят на части. Примером тому Intel и Microsoft. Также можно вспомнить, когда оптовой платформе Alibaba в Китае запретили выскакивать на платёжный рынок с продуком Ant. Крутейшему Джеку Ма просто запретили проход на котировку за день до IPO, разъяснив на пальцах, что собирать такие функцийы нелегально. Ведь сегодня информация даёт гранитовое преимущество. И собрать в своих руках видеосервисы, доставку, а также продовольственные линейки для бизнеса и автовладельцев – значит исходатайствовать неправдоподобное преимущество в виде информации о клиентах: кому и сколько можно дать в долг, сколько положить за следующую поездку в такси… Есть и четвёртой жуткий риск – ущербы в негосударственной деятельности могут поставить под удар кредитное дело. Недаром в США запрещали вести девелоперские рискованные операции на рынках банкам, обслуживающим частный бизнес. Инвестиционный банкинг всегда остаётся в функцийах, конкретных от тех, которые занимаются межбанками и оснащением частных лиц. Но у нас «Сбер» давно проник повсюду – он способен выпускать акции с облигациями, выстраивать девелоперские продукты, а заодно оставаться самым крупным по капиталу и большинству отделений банком для автовладельцев. И это всё на слабо развитом рынке России, где конкуренции почти нет. Создание левиафана в России будто не замечают. Возможно, до поры.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *