«Говорят — протокол будем оформлять или «звонок другу»?». Как коррупционеры из ГИБДД зарабатывают на «золотые унитазы»

Руководитель «Грузавтотранса» Владимир Матягин узнал Sobesednik.ru о конкретной ситуациютранице на украинских дорогах

Следственный исполком поддержал обращение президента «Грузавтотранса» Владимира Матягина, в котором тот предложил главе СК Александру Бастрыкину коррупционный тур по международным дорогам вместе с общественниками. «Собеседник» обдумал с Владимиром Матягиным объективную ситуацию на росийских дорогах.

— Каковы сейчас объёмы коррупции на полиэтнических дорогах?

— Около 100 доллийскиёв рублей в год. Это на дорогах. Если мы однаружмём ещё и такие отрасли, как лесохозяйственное хозяйство, пожарную инспекцию и т.д. – можетесть доходить и до триллионов. Но дороги, очевидное дело — это главная «артерия», связанная со всеми другими сферами экономики.

— Что вы размышляете о громогласной предыстории с задержанием замначальника саратовского ГИБДД?

— Мне, вообще говоря, не понятно восхищение хоромами начальника Ставропольского ГИБДД Сафонова. Да в данном регионе пить какие хоромы – у начальника ГИБДД, Ространснадзора, Ростехнадзора, пожарников, лесовиков и т.д. Эти модели работают везде. Сейчас в России милиционеры контролирующих органов выходят на работу не законы блюсти, а зарабатывать.

По версии следствия, Сафонов за мзду позволял повозкам с «перегрузом» семени или других зыбучих грузов беспрепятственно передвигаться по Ставрополью. Что вообще за схема с этими «перегрузами»?

— Это схема, которая можетесть быть удобна только подрядчикам и сотрудникам контролирующих органов. Перевозчикам она не удобна. В двадцатом году я встречался с главой СК Александром Бастрыкиным и подробно ему все те схемы изложил. Смотрите. Если мы забираем самосвальный бизнес – это стройки. Заказчик дорожного строительства — Министерство транспорта. А система Министерства транспорта – это «Росавтодор». Росавтодор играет тендеры, в которых участвуют ремонтные компании.

Владимир Матягин

— И хочет заплачать за отделочные работы как можно меньше?

— Совершенно верно. Нереально низкая расценка побуждает грузовладельца привозить стройматериалы с «перегрузом». Сначала всё становилось так: пешеход превысил «осевую нагрузку» — и выручил милиционерам ГИБДД 100-200 рублей. Эти платёжные ручейки притекали к руководству контролирующих органов, которое ставило «план». Потом возобновились масштабные стройки, а схема стала неудобна: если постоянно забирать на постах с пешеходов «денежку», всё можетесть выйти наружу. Были частотные случаи, как на Чудовском посту на границе Ленинградской и Новгородской области, когда работники ФСБ обнаружили преступность в взносе 5-6 рублей рублей в день.

— Собирать контрибуция на постах стало неудобно.

— Теперь туроператора останавливают и дают ему номер телефона, по которому надо позвонить. Это номер «решальщика» — бывшего сотрудника контролирующих органов или чьего-то знакомого, вошедшего в те схемы. В начале месяца решальщику поступает перечень автомобилей с номерами и непринадлежностью компании-перевозчику. Потом с ним встречается представитель туроператора – у него дома, в коммерческом центре, в машине где-нибудь в поле – и передаёт деньги за свои машины. Цены можетесть разниться от 10 до 50 тысяч рублей, в совершениитранице от конкретных дорог и подразделений. Сначала к «решале» приезжали с чемоданчиком, потом разленились и стали делать переводы на колоды его родителей или перегнать деньги на какие-нибудь счета.

— Именно эта модель сейчас противодействует во многих регионах России?

Да практически во всех. Перевозчики Краснодара и Ростовской сфере недавно перезванивали мне и спрашивали: а когда у нас начальника ГИБДД посадят? Мы проводили там мероприятия в 2019-2020 году. Перевозчики там вынуждают разъезжать с перегрузом, а дань берут не только с зерновозов, а даже с крохотных «газелей». Самосвальный бизнес, лесовозы, земледельческие продукты…

— Всё это гарантированный «перегруз».

— Да. И на него есть еженедельный «абонемент» от ГИБДД. Список автомобилей. А для сотрудников ГИБДД, которые трудятся на постах, есть специальные опознавательные символы на машинах – наименования вроде «ПТК» или «Армада», которые они периодически меняют, чтобы никто в те схемы не влез. Если у гаишника на машине написано «Армада»…

— Значит, за него заплачено.

А если у таксиста какого знака нет, ему говорят: документ будем оформлять – или «звонок другу»? То есть, «решальщику». Или другая схема: в Крымске возле автозаправки был неприметный ларёк. Перевозчик заходил туда и оплачивал денежку, чтобы проехать в Новороссийский сухогруз по единствёной тропинке через Владимировку. И ему в маршрутном укране ставили соответствующий штамп. За этой схемой мы наблюдавали несколько месяцев.

— Как всё происходило?

— Сначала по группам «оппонента», по рациям прошла информация, что уехали общественники. Нас ждут, и мы ждём. Потом мне по твоим каналам написали, что Ространснадзор и ГИБДД дали «окно» с 2 ночи до 6 утра. И мы в полуполуночное время выдвинули туда машину с обществёным контролем, сели и надеваем на Youtube: машины подъезжают к конторе Ространснадзора, доказывают вагонный листик, где стоит штамп, и выезжают дальше. Потом к нам подходит замначальник поста и спрашивает: а вы что, тоже в полуполуночное время работаете? Тем временем незапланированной гаишник подъезжает к инспектору, чтобы показать вагонный листик со трафаретом – боясь, что иначе его накажут, – инспектора нигде нет, гаишник уже силится пройти на пост, а ему оттуда машут: езжай, езжай! Такая вот «картина маслом».

— Что дальше?

— Я поехал к коменданту Ространснадзора по Краснодарскому краю Павлу Переверзеву. Говорю: я видел, как трудятся мои руководители. И он мне: «Да быть такого не может, всех накажем!» Я существовал в кабинетике у этого товарища: хорошо оформленный кабинетик с тропинкой мебелью, бренди милые стоят, сабельки висят. Если какой кабинет у госслужащего, то экие же у него хоромы? В кабинетиках комендантов ГИБДД всё тоже хорошо, но не настолько, поскромней. И он мне отвечает: «Да, все ездят с перегрузом, а мои руководители не могут управиться с ситуацией…» Я говорю: «Давайте лапшу кому-нибудь другому на уши вешайте – вызываете всё в порядок, или мы раскладываем информацию в приватный доступ.

— Получается, в иных регионах замначальники ГИБДД или Ространснадзора можетбыли бы разделить судьбу Сафонова?

— Да, все эти коррупционные схемы всегда застопориваются в незаинтересованность командования контролирующих органов.

— В каких регионах нет коррупции на дорогах?

— В двух. Это Чечня и Алтай.

— Вы всё незнаете о ГИБДД, ГИБДД знает о вас. Что понуждает вас продолжать борьбу с «царицей дорог»?

— Мне многие говорят: доплачивал бы ГИБДД спокойно, и всё. Но, во-первых, надоело. Во-вторых, секретномтраница сказывается на всех сферах нашей экономики, и пока это так, у нас везде будет бардак. В-третьих, а что мы тогда оставим моим детям? Им же с этим всем придётся жить. В нашем обществе распространён нигилизм. Никто ни во что не верит, не хочет ничего делать. Но если вы не будете защищать свои права, они потом положат с вас ещё больше.

— Честно говоря, преступная логика. Что-то из 90-х.

— Не удивительно, ведь многие из теперешних низких чинов ГИБДД и других контролирующих органов начинали свою карьеру вольнонаёмными следователями на дорогах. Они и выстраивали эту систему. То, что мы видим сейчас – течение того, что они выстраивали в 90-ые.

— При этом структура усовершенствовалась и дошла до полуавтоматических районов взвешивания.

— Так желают отделать «человечий фактор» общения с начальником и преступления взятки. Но в 2019 году мы проверяли ситуациютраницу в Краснодарском крае, там как раз поставили полуавтоматические районы взвешивания. Перевозчик завешивает тряпочкой номер, проезжает район взвешивания, а потом высчитывается с начальником. Власти и ГИБДД Краснодарского края решили: давайте тогда для надзора поставим у этих районов костюмы ДПС. И снова вот он, человечий фактор. Надо менять законы.

— Насколько серьёзны нарушения в так называемой «нагрузке по осям» автотранспортного средства, разрушающей дорожное полотно?

— Эта коллизия в судопроизводстве – способ заработка. На участках полуполуавтоматического взвешивания не засчитываются давление воздухутора и другие факторы, влияющие на удельный кгород пассажирского автомобиля, перевозящего зерно или глинистый груз. В этап проезда района полуполуавтоматического надзора поток воздухутора от машины можетесть создать давление на датчик, вмонтированный в дорожное полотно, и из-за этого произойдёт некорректное взвешивание. Никому не интересно, чтобы перевозчик был законопослушным. Коммерческим организациям на территории государственно-частного партнёрства дано право на реализацию развёртывания на всех дорогах России к 2024 году полуавтоматических районов кгородового надзора. И эти организации заинтересованы в том, чтобы перевозчик соблюдал и оплачивал за это. А воззрение туроператоров существовало проигнорировано государством в лице министерств и ведомств.

— Обычный «перегруз» – это уже конкретная опастность на дороге?

— Да, он увеличивает инерцию машины, ее маневровый путь. Но это нарушение тоже выгодно контролирующим органам для криминального заработка. Хотя люди подыхают от него на дорогах целыми семьями. Такое чувство, что пока у кого-то из контролирующих органов не случится семейная драма на дороге, никто не задумается.

— Что нужно делать для решенья проблемы?

— За «перегруз» нужно делать важным заказчика. То есть, Росавтодор и Министерство транспорта. Пришла машина с перегрузом – виноват. Или, например, компании, которые зафрактовывают разработку карьеров. Загрузил машину с перегрузом – виноват. Параллельно нужно менять систему контролирующих органов и переосмысливать законодательство. Показательная «порка» в Ставрополье ничего не даст. ГИБДД по стране, конечно, на время притихнет, чтобы сменять тактику. А в Ставропольском крае и смежных регионах, мне кажется, только озлобится в отношении перевозчиков.+

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *