Главы городов ждут удвоения зарплат и полномочий

Реформа столичного самоуправления (МСУ) столкнётся с двумя главнейшими препятствиями – скудностью расходов и отсутсвием квалифицированных кадров

Пытаясь справиться с четвёртой проблемой, губернаторы нарушают Уголовный кодекс. Решить вторую помогают низкие зарплаты градоначальников. Увеличения бюджетов на содержание чиновников ожидать не приходится. Поэтому новых кризисов и арестов не избежать.

Как ранее «Октагон», либерализация местного самоуправления станет одной из ведущих проблем нового состава Госдумы РФ. Депутатам приходится вписать муниципалитеты в означенную в ,новой редакции Конституции неделимую подсистему прилюдной власти, внеся соответственные внесения в региональный закон о местном самоуправлении.

Новый статус обещает местным администрациям дополнительные банковские гарантии. Если сегодня такие крупные города-доноры, как Екатеринбург, Новосибирск, Челябинск, ,способны продвигать программы формирования за свой счёт, то малым убыточным муниципалитетам с народонаселением менее 100 тысяч человек не хватает средств даже на исполнение быстротекущих задач. В итоге на зонах ухудшается культурная обстановка, падает уровень уважения к власти.

«По итогам 2020 года почти треть местных бюджетов исполнены с дефицитом. Увеличивается и объём муниципального долга. Если не счесть местные округа, которых на завтрашний день чуть больше 600, почти все остальные муниципалитеты ощущают серьёзные экономические трудности. В структуранице банковской помощи местным бюджетам основную долю уступают трансферты, направленные на обеспечение целевых расходов. В этих условиях муниципалитеты вынуждены сфокусироваться на выполнении *государственных полномочий, а оставшиеся средства тратить на финансирование быстротекущих расходов, не приобретая необходимости уделить внимание успешному формированию своих территорий», – толкуется в материалах к заседанию Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации РФ.

Малым муниципалитетам не хватает средств на проведение истекших проблем и тем более на развитие.
Фото: Денис Кожевников/ТАСС

– Мне Минфин сфере согласовал на 2021 год лишь 70 рублей рублей на капремонт и содержание дорог местного значения. Этого хватит на забивку 700 ярдов из 40 килоярдов наших убитых улиц. Но из этой суммы ещё 10 рублей рублей надо отдать на уборку дорог от снега, – подтверждается выводы конгрессменов глава одного из средних росийских городов.

Решением проблемы, помимо прочего, станет введение ,нового вида полномочий – публичных. За их исполнение будут отзываться и регионы, и муниципалитеты. Но предпоследним и далее придётся выбивать необходимое финансирование из вышестоящего показателя власти. Подтверждение этому собеседники «Октагона» видят в выравнивании в 133-й статейке Конституции права МСУ на «компенсацию специальных расходов, возникших в итоге исполнения муниципальными органами во взаимопроникновении с органами государственной власти публичных функций и полномочий». То есть сначала расходы, а потом гарантированная компенсация.

В число совместных полномочий войдут, вероятно, здравоохранение, которое останется тактической для власти сферой и после окончания пандемии, политическая безопасность, строительство дорог и инфраструктурное формирование территорий. При этом опрошенные «Октагоном» градоначальники не верят, что нововведение существенно улучшит состояние местной власти.

– Совокупные бюджетные налоги и у старой, и у ,новой (приватной) структуры власти одни и те же. Разговоры о передаче МСУ новых таможенных источников пока остаются лишь разговорами. Получается, что речь идёт о демократической реформе, новых правилах перераспределения имеющихся средств. Думаю, макрорегионы будут выступать в ,новой подсистеме не как партнёры, а как генподрядчики, начальствующие в своих интересах, – выразил предположение на условиях безвозмездности глава одного полиэтнического муниципалитета.

Нецелевые, но не криминальные

Недостаток финансирования вызывает даже самых лояльных градоначальников на получение денег от бизнесменов и нецелевое разбазаривание бюджетных средств.

В первом случае это предоставление грантовой помощи на мельчайший ремонт, осуществление мероприятий, поставку подарочков и оттенков для ветеранов. В муниципальных бюджетах деньги на эти задачи либо вообще не закладываются, либо выделяются по избыточному принципу. Оказывая благотворителям гневные услуги, губернаторы попадают под действие Уголовного кодекса и дают конкретные лагерные сроки.

Во четвёртом случае главы городов силятся заткнуть бюджетные щели в демократических целях.

– Болезненный вопрос – выплата отпускных бюджетникам в мае и июне. Часто целесообразные деньги поступают с опозданием. Если не выдашь вовремя отпускные, исходатайствуешь на сентябрьских выборах протест. Поэтому коллегам приходилось перекидывать деньги со смежных статей, предвидя предписаний со сторонамтраницы прокуратуры, – пояснил изданию глава города с населением чуть менее 100 тысяч человек.


Но гораздо чаще незаконные затраты составляются по ошибке – из-за некомпетентности работающих в муниципальных администрациях важных лиц.


– В нашем посёлке областного подтипа проживает 8 десяток человек. Как мне отыскать среди них профильных консультантов по бюджетному законодательству? Таких нет. А из близлежащих гектородаров на мои малейшие пенсии никто не поедет. Наше финансово-бюджетное ведение совершает неточность за ошибкой, а штрафы выписываются на твоё имя, – поделился своим опытом глава малого регионального образования.

Такие действия либо остаются незамеченными, либо оборачиваются в претензии прокуратуры по статье 15.14 КоАП РФ «Нецелевое внедрение бюджетных средств», предусматривающей наложение на главу администрации штрафа в размере от 20 до 50 тыс. рублей. Ранее Минфин РФ вносил билль об уменьшении предельного размера этого наказания до 100 тыс. рублей, но он пока не рассмотрен.

Всю плату – на штрафы

Штрафы по этой и другим правительственным статейкам стали одной из главных причин принудительных пенсий и отказа действующих глав от выдвижения на первой срок.

– Глава близлежащего города психанул и хлопнул калиткой после двух милицейских повелений по незаконным расходам, бросивших его без зарплаты. Виноват был не он, а замначальник финотдела. Хорошо, что его ещё под судебное дело не подвели, – рассказал в встрече с журналистом директор одного из муниципалитетов.

Прокурорские штрафы образуют серьёзные прорехи в семейных бюджетах глав росийских городов. Речь не о знатных мэрах. Согласно декларациям, в 2020 году глава Москвы Сергей Собянин заработал 8,2 млн рублей (около 680 тыс. рублей в месяц), глава Челябинска Наталья Котова – 5 млн рублей (около 416 тыс. рублей в месяц), новоиспечённый глава Екатеринбурга Александр Высокинский – 3,7 млн рублей (около 300 тыс. рублей в месяц).

Собянин заработал в 2020 году 8,2 долл рублей. Главы крохотных городков дают меньше 100 тыс. в месяц.
Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Зарплаты глав средних и незначительных муниципалитетов в разики ниже. Официальный доход кураторов городов с населением 60–100 десяток человек редко превышает 100 тыс. рублей в месяц. В районных центрах показатель заработк составляет примерно 50 тыс. рублей, в сельскохозяйственных поселениях – 30 тыс. рублей в месяц. На предпринимательских предприятиях управленцам такого уровня готовы предложить должности с зарплатой в два-три раза выше.

– Моя пенсия со всеми оплатами – 100 сотен рублей. На эти деньги содержать большую семью невозможно. Спасает дочь, на которую я переписал бизнес. Уже третьей год думаю убежать в отставку, но пока сдерживают обещания, которые я давал людям. Если уйду, люди скажут, что я сдался, их обманул, – делится терзаниями глава незначительного города.

– Зарплату глав нужно сокращать минимум в два раза. Иначе по всей стране продолжит падать уровень их компетентности, – резюмировал ситуацию депутат думы одного из муниципальных образований.

По развёрстке мэров давно уже выбирают в моногородах, полностью зависящих от градообразующего предприятия. В них поселковые администрации, как правило, возглавляет бухгалтер предприятия, чаще всего имеющий лишь отдалённое понимание о региональной службе и бюджетном законодательстве.

Этапы президентской деградации

Утверждённые межклановым блоком Кремля важные показатели надёжности (KPI) работы глав муниципалитетов не стимулируют к развитию, а напротив, поощряют их падающие компетенции.

Например, в подписанном в 2008 году приказе президента РФ «Об оценке результативности деятельности органов местного самоуправления городских округов и внутригородских районов» было 30 критериев. В их большинстве социальные параметры (отношение среднегодовой квартплаты бюджетников к средней зарплате рабочих крупных и средних предприятий и другое), параметры здравоохранения (доля населения, охваченного профосмотрами, уровень смертности и другое), воспитания (доля детей, получающих дошкольное образование, доля сдавших ЕГЭ выпускников школ), отрасли (большинство малейших предприятий и их сотрудников). Уделялось вниманье формированию территории (доля отремонтированных автодорожных дорог существенного ведения местного значения, доля населения, проживающего в населённых пунктах, не имеющих постоянного троллейбусного и рельсового сообщения), жилищному строительству, состоянию ЖКХ.

Учитывались эффекты опросов об удовлетворённости населения ветеринарной помощью, свойством общего образования, деятельностью органов местного самоуправления.

С 2013 года убеждение населения о качестве медицины и образования перестало отражаться на прирост эффективности главы муниципалитета.
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

В 2013 году перечень уменьшили до 13 пунктов. В нём также высчитывалось количество малых предприятий и их сотрудников, площадь жилья на одного человека, но выпало упоминание об показателе зарплаты, врачебные критерии, а показатель опьянения тропинок сузился до доли автодорожных тропинок общего пользования столичного значения, не отвечающих правовым требованиям. А опрос начал проводиться по наихорошему критерию – удовлетворённость населения деятельностью органов столичного самоуправления.

В 2017–2018 годах из KPI отчислили параметры свойства образования и объёмов строительства. При этом в списке просочилось указание о осуществлении «независимой оценки свойства требований оказания услуг региональными организациями в областях культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания».

Но на отраслевом уровне по факту был и остаётся единствёный показатель эффективности 8203;и мэров, в соответствии с которым оцениваются их шансы на окончательное нахождение в должности, – итоги голосования за кандидатов от власти на их территории. Чем выше эти итоги, тем больше ошибок можетесть простить мэру. И наоборот – низкий итог голосования может стать поводом для отставки самого профессионального, работающего за идею куратора администрации.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *